Практическое применение теоремы Пифагора
(Конспект урока по сингапурской системе преподавания в VIII классе)Ольга ЛЕБЕДЕВА,учитель математики 1 квалификационной категории лицея № 116 Г. КазаниЦели: проверка знаний учащихся по теме «Теорема П...
Ольга ЛЕБЕДЕВА,
учитель математики 1 квалификационной категории лицея № 116 Г. Казани
Цели: проверка знаний учащихся по теме «Теорема Пифагора»; развитие элементов логического мышления, творческой деятельности, речи, мировозрения; воспитание познавательного интереса, элементов культуры общения.
Тип урока: урок применения знаний и умений.
Оборудование урока: плакаты, презентация, карточки, задания.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1 слайд, презентации. (Тема урока; эпиграф урока: «Я не учу мудрости, я исцеляю от невежества». Пифагор.)
Актуализация: КЛОК БАДДИС (7 мин.)
Встреча в 12:00. 1) Какой треугольник называется прямоугольным? (Обсуждение начинает тот, у кого глаза светлее 15сек.)
2) Как называется стороны прямоугольного треугольника?
Встреча в 18:00 (Обсуждение начинает тот, у кого ладонь больше.)
3) Формулировка теоремы Пифагора? (Сумма площадей квадратов, построенных на катетах прямоугольного треугольника, равна площади квадрата, построенного на гипотенузе.)
4) Какой треугольник называется Египетским?
МЭНЭДЖ МЭТ. Ребята займите свои места
Внимание. Я предлагаю вам решить старинную задачу.
(Слайд №3)
На берегу реки рос тополь одинокий.
Вдруг ветра порыв его ствол надломал.
Бедный тополь упал… И угол прямой
С течением реки его ствол составлял.
Запомни теперь , что в том месте река
В 4 лишь фута была широка
Верхушка склонились у края реки.
Осталось 3 фута всего от ствола,
Прошу тебя, скорее теперь мне скажи:
« У тополя как велика высота?»
Решают в тетрадях (5 минут).
Обсудить с соседом по плечу (10 сек.).
Обсудить с соседом по лицу (10 сек.).
Теперь обсудите всем столом (10 сек.).
И запишите на листе ответ.
№ 3 поднимите ответ.
Молодцы! Проверим оформление задачи (слайд №4).
Дано:
Треугольник АВС, угол С=90
АС=3 м ВС=4м
Найти : АС+АВ
Решение: по т. Пифагора
АВ2=АС2+ВС2; 32+42=25 м
АВ=5 см 5+3=8м
Ответ: высота тополя 8 м
Возьмите оценочные листы и поставьте 2 балла – если правильно решение, 1 балл – если решили не до конца, 0 - если не правильно решение
КОНЭРС (5 минут).
Ребята! В углах кабинета я прикрепила плакаты, на которых написаны различные сферы деятельности человека. Подумайте несколько секунд и выберете сферы деятельности, в которой вы хотели бы работать.
- Строительство
- Военное дело
- Криминалистика
- Мобильная связь
- Образуйте пару и объясните свой выбор (15 сек.) (Начинает тот, кто ниже, из каждого угла заслушать по одной паре и спросить его мнение партнера.)
Присоедините ближайшую пару.
Подумайте! Как и где применяется теорема Пифагора в вашей среде деятельности (15 сек.). (Спросить каждую группу.)
Сесть за столы. №1 вызвать для получения задания.
ФИНК РАЙТ РАУНД РОБИН (5 минут)
Строители
Между двумя фабричными зданиями устроен желоб для подачи материалов. Расстояние между зданиями равно 15 м, а концы желоба расположенный на высоте 12 м и 4 м над землей. Найдите длину желоба. (17 м)
Военные дело.
На линии фронта с нашей стороны расположены три огневые позиции. Расстояние между ними 160 лопат (длина одной лопаты 0,5 м) Напротив первого орудия появились танки на расстояние до них 60 м. Помогите сделать расчёт для наводчиков второго и третьего орудия. (100 м, 170,89 м.)
Криминалистика
Из хранилища имеющего одно окно на высоте 8 м, пропали драгоценности. Холмс обратил внимание, что на заднем дворе валялась лестница длиной 10 м, и на земле под окном нашел две вмятины на расстоянии 6 м от стены. Преступник проник через окно! Сделал заключение Холмс. Прав ли он? (Да, треугольник прямоугольный.)
Мобильная связь.
Спутник связи Билайн находится на высоте 1500 км над Казанью. Качественная связь обеспечивается на расстоянии 1700 км от спутника. На каком расстоянии от Казани будет качественная связь. (800 км.)
Работу выполняют всем столом на листе (5 минут) №1 дано, №2 чертеж, №3 решение, №4 ответ и проверка.
Молодцы! Возьмите оценочные листы и поставьте 2 балла, 1 балл, 0 баллов.
Проверить решение на слайдах 4, 5, 6, 7, 8.
Пирамиды, построенные … поражает своими точными размерами и идеальными прямыми углами. Но ведь не было тогда транспортиров и других инструментов, позволяющих точно строить углы. Эту задачу решали с помощью обычной веревки, на которой завязывали узелки (12 шт) на одинаковом расстоянии друг от друга. Попробуйте и решите эту задачу. Постройте прямой угол (2 мин).
Заслушать и показать.
Итог:
Итак, мы убедились с вами в значимости теоремы Пифагора в наши дни. И не удивительно, что из всего мирового наследия выборами именно теорему Пифагора, что бы зашифровать и отправить сигналы для связи с другими цивилизациями.
Домашнее задание:
Подумайте где еще применяется теорема Пифагора. Придумайте задачу.
Сборник ГИА 3000 стр.388 №2858 и №2864
Комментарийлар