Логотип Магариф уку
Цитата:

Преемственность дошкольного и начального общего образования

Резеда ШАЕХОВА, заведующий отделением дошкольного и начального образования Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и переподготовки работников образования Казанского (Приволжского)...

Резеда ШАЕХОВА, заведующий отделением дошкольного и начального образования Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и переподготовки работников образования Казанского (Приволжского) федерального университета, к.п.н., доцент


Гузель ГАЛЕЕВА, методист

Принципиальным отличием ФГОС начального образования от дошкольного является их ориентация на результат образования. И это чрезвычайно важно, так как многие десятилетия учитель отвечал в основном за то, чтобы передать ученику определенный объем информации по предметам, а воспитатель формировал «багаж» знаний, умений и навыков каждого выпускника детского сада. Теперь главной задачей учителя начальных классов становится целенаправленное формирование общеучебных умений, так называемых универсальных учебных действий. Знания выступают ориентиром для организации самостоятельной деятельности обучающегося под руководством учителя. При этом главным для него становится развитие умения пользоваться этими знаниями самостоятельно и применять их на практике.


Рассмотрим, в каком взаимодействии находятся знания – умения – навыки и формирование общей культуры воспитанников, развитие их интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, а также формирование предпосылок учебной деятельности?


Вспомним мысль выдающегося психолога Л.С. Выготского, которую можно рассматривать в качестве основополагающей для перестройки образовательного процесса в контексте ФГОС: «Развитие есть результат, не совпадающий с его содержанием». Обратим особое внимание на слова «не совпадающий», они означают, что нельзя измерять результаты обучения только по содержанию образовательных программ, необходимо оценивать изменения, которые произошли в психическом развитии ребенка.


Из вышеизложенного необходимо уточнить понятие «развитие»в плане происходящих в будущем школьнике новообразований.


1. Развитие – это не наличие знания, а умение его добывать.


2. Развитие – это не количество знаний, а умение пользоваться ими и применять их в разнообразной самостоятельной деятельности.


3. Развитие – это не наличие знания, а умение определять свое незнание.


Соотношение понятий «обучение» и «развитие» чрезвычайно важны в реализации основных положений ФГОС дошкольного образования, так как в значительной мере определяется их роль в «обеспечении равных возможностей полноценного развития каждого ребенка».


Это в свою очередь требует пересмотра целей обучения и выдвижения как приоритетной задачи полноценного развития детей на основе ведущей деятельности в период дошкольного детства. Напомним, что ведущая деятельность оказывает принципиально важное влияние на психическое развитие, потому что она в большей степени, чем другие виды деятельности этого периода, удовлетворяет потребностям ребенка, в значительной мере определяет его развитие.


Ребёнок в возрасте 5-7 лет находится как бы на переходной ступеньке от дошкольного возраста, где все новые нравственные, интеллектуальные, физические и эстетические качества формируются легче и лучше всего в игровой деятельности, к младшему школьному, где ведущей деятельностью является учебная. Но учебная деятельность становится ведущей только тогда, когда завершены те психические новообразования, которые формируются в дошкольном детстве.


Возникает вопрос: сформированность и развитие каких психических процессов особенно важны для успешного освоения обучающимися программы начального общего образования? В первую очередь – это мышление и воображение.


В основе сознательного акта учения лежит способность человека к продуктивному (творческому) воображению и мышлению. Для развития воображения как новообразования психического развития ребёнка, необходимого для результативности обучения в начальной школе, немаловажную роль имеет игровая деятельность, в частности, сюжетно-ролевая игра, которую он придумывает сам и воссоздаёт реальную логику событий.


Один из главных элементов такой игры – её творческое начало. Ребенок распоряжается взятой на себя ролью, устанавливает правила и взаимоотношения с партнерами, раскрывает сюжет игры и заканчивает ее по своему усмотрению. При этом руководство со стороны взрослого может быть как принято, так и отвергнуто, особенно если оно навязано. Отсюда возникает возможность использования сюжетно-ролевой игры как средства обучения. Именно эта игра способствует развитию творческого мышления, инициативности и самостоятельности ребенка.


Дидактическая игра, содержащая определённые правила, имеет учебную задачу, которую необходимо решить. В процессе таких игр ребенок усваивает систему эталонов – сенсорных, этических, практических и др., уточняет знания об окружающем мире, пробует применять их в различных ситуациях. Игру с обучением объединяет обобщённый способ действия. Игра с правилами, также как и учебная деятельность, содержит результат, развивает самоконтроль и самооценку, но не имеет решающего значения в развитии творческих способностей. Таким образом, структурные компоненты учебной деятельности во многом совпадают с компонентами дидактической игры с правилами.


Игры с правилами – эффективное средство развития произвольности поведения. Дети-непоседы, «не желающие» выполнять требований педагога, играют в любую игру и бурно реагируют на нарушения этих правил. Такие игры дисциплинируют, контролируют действия ребенка, ограничивают его спонтанную импульсивную активность. Осознавая правила игры, такие дети начинают подчинять игровые действия этим правилам, в результате чего формируется волевая и эмоциональная саморегуляция. 


Опрос современных детей, поступающих в школу, убедительно показывает, что они хотят познавать, общаться, действовать и, главное, чтобы их любили. (ЦИТАТА)


В старшем дошкольном возрасте происходит стремительное интеллектуальное развитие ребенка, интенсивно развивается наглядно-образное мышление, т.е. умение наглядно представить себе разные объекты и их преобразования. В педагогической практике прослеживается, что развитие наглядно-образного мышления достигается благодаря широкому использованию в детских видах деятельности различных схем и моделей, активного использования действий с предметами и их заместителями. Старший дошкольник может работать со схемами и моделями, отражающими различные связи и отношения между объектами. Это отнюдь не вспомогательная сторона обучения, способствующая лучшему усвоению материала. Такое обучение имеет самостоятельную ценность, оно способствует развитию наглядно-образного мышления и создаёт базу для формирования полноценного логического мышления.


Остановимся на важнейших личностных качествах дошкольника, необходимых для его успешного обучения в начальной школе – активности и самостоятельности. В формировании этих качеств немаловажную роль играет стиль взаимоотношений воспитателя с детьми. Для того чтобы сформировать у детей умение самостоятельно выдвигать проблему, осуществлять поиск её решения, важно давать положительную оценку любому, даже неверному, но самостоятельно найденному способу решения. Нужно отмечать даже саму попытку найти способ разрешения проблемы, а затем с помощью наводящих вопросов взрослого совместно найти её правильное решение.


Специфика любой учебно-игровой задачи и ее отличие от задачи практической состоит в том, что её главным результатом является овладение способом решения. Педагог должен обращать внимание детей не только на то, что они должны сделать, но и обязательно на то, как это делается. Для старшего дошкольника это непривычное новое требование.


Следующая необходимая предпосылка формирования учебной деятельности – умение планировать свои действия. Ориентировочный этап планирования проходит при непосредственном руководстве воспитателя, который добивается осознания детьми целенаправленных действий. Постепенно эти функции передаются всей группе детей, но подробное обсуждение проходит вслух.


Крайне важно научить детей самоконтролю: оценивать свою деятельность, сравнивать результат с образцом, находить собственные ошибки. Это вызывает определённые трудности, но активное использование образца, различных схем, моделей выявляет любую ошибку ребенка уже в ходе выполнения задания. Воспитатель не должен злоупотреблять выражениями «неправильно», «не знаешь», «не стараешься». Целесообразно заменить категоричное «неправильно» на более демократичное «это твое мнение, ты так думаешь, давай послушаем мнение других».


...Опрос современных детей, поступающих в школу, убедительно показывает, что они хотят познавать, общаться, действовать и, главное, чтобы их любили. Насыщение дошкольного образования многообразными формами «специфически детской», по выражению А.В. Запорожца, деятельности служит гарантом готовности ребенка к обучению в школе. Для этого необходимо сделать обучение увлекательным: больше играть с детьми, использовать яркую наглядность, создавать условия, в которых естественные возрастные потребности ребенка будут удовлетворены.

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ