Логотип Магариф уку
Цитата:

«Работа захватила меня с головой»

Иван ФИЛАТОВ,учитель истории и обществознания I квалификационный категории гимназии №90 г.КазаниВ конце сентября в Самаре на площадках двух школ проходил федеральный этап Всероссийского конкурса «Учит...

Иван ФИЛАТОВ,


учитель истории и обществознания I квалификационный категории гимназии №90 г.Казани


В конце сентября в Самаре на площадках двух школ проходил федеральный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2016».  В  первых двух турах конкурса приняли участие лучшие учителя России из 85 регионов. Преподаватель истории и обществознания казанской гимназии №90 Иван Филатов  вошел в число 15 лучших учителей страны по итогам первого очного тура конкурса.   По результатам очного этапа все они во главе с пятеркой лидеров, которых выбрали в Самаре, поехали в октябре в Первопрестольную, чтобы профессиональное сообщество выбрало лучшего из них.


Несмотря на то, что педагогический стаж Ивана Александровича всего 4 года, он за такой короткий период работы в  районном конкурсе «Молодой специалист года» завоевал III место, успел подготовить призера региональной олимпиады по обществознанию, а в 2016 году стал абсолютным победителем конкурса «Учитель года Республики Татарстан – 2016».


Как рассказал журналу «Магариф» сам педагог, он увлекался историей еще с V класса и по окончанию школы поступил  на исторический факультет ТГГПУ, затем учился в Институте истории в КФУ. После окончания вуза, следуя своей гражданской ответственности и зову сердца, он  принимает решение  работать в школе по специальности. Пришел в гимназию №90 Советского района г.Казани – и работа педагога его захватила.


Своим опытом он делится на личном сайте http://www.ivanfilatov.info/. Мы, со своей стороны, предлагаем Вам один из открытых уроков, с которым он победил на конкурсных мероприятиях в родном Татарстане.


Северная война


(История. VII класс)


Цели:


– формировать исторические знания о важном событии Петровской эпохи Северной войне (причины, ход, итоги), имевшем последствия для России;


– формировать информационные компетентности (умение извлекать историческую информацию, умение анализировать текст учебника, исторические источники Единой коллекции ЦОР;


– коммуникативные компетентности (умение составлять кластер, формулировать, обосновывать мысли, делать выводы; рассказывать о причинах, этапах, основных событиях и итогах Северной войны, используя историческую карту; давать оценку внешнеполитической деятельности Петра I);


– воспитание гражданской идентичности, патриотизма, воспитание учащихся в духе уважения к истории России XVII–XVIII вв. и гордости за героические свершения предков.


Материал и оборудование: учебник (Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI – XVIII век. – М.: Просвещение, 2010); карта «Россия с конца XVII в. до 60-х годов XVIII в.»; схемы; мультимедийное оборудование; единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.


Ход урока



  1. I. Организационный момент

  2. II. Актуализация. Переход к новой теме


Учитель. Сегодня тему урока вы попробуете сформулировать сами. Посмотрите на эти термины и скажите, с какой деятельностью государства они связаны? (Внешняя политика.)


(Слайд «Мир, союзы, договоры, война»)


Учитель. Правильно. Но внешняя политика государства связана с именем правителя или руководителя. Я прочитаю вам строки из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник», а вы назовите имя правителя, о котором пойдёт сегодня речь.


Отсель грозить мы будем шведу,


Здесь будет город заложен


Назло надменному соседу.


Природой здесь нам суждено


В Европу проложить окно,


Ногою твердой стать при море.


Дополним нашу формулировку. О внешней политике какого правителя пойдёт сегодня речь? (Внешняя политика Петра I.)


Учитель. Молодцы. К сожалению, на одном уроке невозможно охватить все направления внешней политики, поэтому мы поговорим только об одном историческом событии. Вы должны назвать его после просмотра карты. А теперь внимание на экран.


(Просмотр карты.)


– Какова же наша тема? О каком событии пойдёт речь сегодня на уроке? (Северная война.)


III. Объяснение нового материала


Учитель. Сегодня на уроке вы должны будете заполнить опорные схемы, вписав основные события, даты, итоги и т.д. Они лежат у вас на столах, впишите в них название нашей сегодняшней темы.


Учитель. Война – это всегда конфликт интересов различных стран. Впишите в схему названия стран, которые приняли участие в Северной войне, прочитав статью учебника на стр. 105. Названия какой страны нет в учебнике, но на карте оно упоминалось? Впишите и его тоже. (Польша.)


(На доске остается карта.)


Учитель. Какова причина участия России в Cеверной войне? Какие цели она преследовала?


Швеция к началу XVIII века – самое могущественное государство Северной Европы. Швеция стремилась превратить Балтийское море в «шведское озеро». Это вызвало враждебность к Швеции прибалтийских государств: Дании, Саксонии, Речи Посполитой. У России был свой счёт к Швеции. Во времена Смуты Швеция отняла у России побережье Финского залива.


Исходя из этого, мы можем выделить основные причины Северной войны.



  1. Установление господства Швеции на Балтике.

  2. Стремление России вернуть выход к Балтийскому морю. (России нужен был выход к незамерзающему морю.)


Учитель. Правильно! Но началась это война для России совсем неудачно. У вас на столах лежит документ. Прочитав его, запишите название поражения, которое потерпела русская армия, и в каком году это произошло.


Какое это поражение? (Шведы заставили курфюрста Саксонии Августа II снять осаду с принадлежащей Швеции Риги. В этих условиях Пётр I сумел быстро заключить мир с Турцией и направил войска к шведской крепости Нарва. Здесь, под Нарвой, в 1700 году шведская армия разгромила русские войска.)


(Записываем в схему Поражение под Нарвой в 1700 году.)


Учитель. Верно, в пургу русские войска были атакованы шведским королём Карлом XII. Шведы после этого поражения даже выпустили медаль с плачущим Петром.


После такого поражения другой бы главнокомандующий сдался, но не Пётр I. Он решил воспользоваться передышкой, чтобы усилить российскую армию. О реорганизации армии вы более подробно узнаете, выполнив домашнее задание. Я только обозначу их.



  1. Введение рекрутского набора и пожизненной военной службы (1699).

  2. Создание военных учебных заведений.

  3. Создание военных заводов на Урале.

  4. Переплавка церковных колоколов на пушки.

  5. Принятие «Устава воинского» (1716), «Устава морского» (1720).

  6. Строительство военно-морского флота.


Реформы Петра не прошли даром, и уже 28 сентября 1708 года русская армия разбивает шведов у деревни Лесной. (Записываем в схему: Победа у деревни Лесной.)


Учитель. Эту победу называют «матерью полтавской баталии», той самой баталии, которая навечно вошла в историю! Стала символом победы русского оружия!


Решающая схватка произошла 27 июня 1709 года под Полтавой. Карл XII перед боем обещал своим воинам все богатства России.


(Работа с учебником: найти на стр. 109 слова Петра к солдатам. Просмотр фрагмента фильма «Обращение Петра I».)


– Как обращение Петра I могло повлиять на боевой дух солдат?


(Запись в схему: 27 июня 1709 года, Полтавское сражение.)


– Определите причины победы в Полтавской битве .



  1. Военные реформы Пётра I.

  2. Боеспособность и мобильность русской армии.

  3. Возрос боевой дух армии.

  4. Мужество и героизм солдат.

  5. Умелое командование.


– Почему победа в Полтавском сражении не означала для России окончания войны? Скажите, какая грозная военная сила оставалась у Швеции, если борьба шла за море? (Флот.)


– Посмотрите на слайд, где показано, как русский галерный флот хитростью запер шведский флот и взял все шведские корабли на абордаж, Флагман шведов «Элефант» также был взят в плен.


(Запись в схему: 27 июля 1714 года, Гангутское сражение.)


Учитель. Окончательный разгром шведского флота произошёл 27 июля 1720 года у острова Гренгам. Потеря всего своего военного потенциала вынудила Швецию просить мира.


Чтобы узнать, какой мир был заключён и каковы были его условия, поработайте с учебником на стр. 112 и впишите их в схему и конечно впишите дату окончания северной войны.


– Рассмотрите картину «Пётр I объявляет народу о заключении Ништадтского мира». Что мог сказать царь своему народу? Как люди воспринимали итоги Северной войны?


– Какая историческая задача была решена в ходе Северной войны? Какое значение это имело для дальнейшего развития России?



  1. Россия получила выход в Балтийское море.

  2. Созданы условия для экономического развития страны.

  3. Рост международного авторитета России.

  4. Укрепление дипломатической службы на Западе.

  5. Россия становится империей.

  6. Императорский титул Петра I


Заключительное слово учителя. Таким образом, в результате Северной войны (конец которой положил Ништадтский мир 1721 г.) Россия превратилась в ведущую силу на Востоке Европы и получила статус империи. Советник Людовика XIV герцог Сен-Симон писал об итогах войны:


«Северная война принесла полное изменение положения на севере, упадок, если не сказать уничтожение Швеции, которая приводила в трепет весь север и не раз заставляла дрожать Империю и Австрийский дом, и необычное возвышение другой державы, доселе известной, лишь по названию и никогда не влиявшей на другие страны».


Историческая задача: когда в 1812 г. Наполеон вторгся в Россию, к нему для переговоров о мире был направлен генерал Балашов. С едкой насмешкой французский император спросил у Балашова, не может ли он указать самый подходящий путь на Москву. Балашов, как свидетельствует предание, ответил: «Есть много дорог на Москву, одна из них ведет через Полтаву».


О чем предупреждал Наполеона русский генерал?


Учитель. Завершим заполнение схемы. Я предлагаю вам поиграть в ассоциацию. У вас есть картинки, которые вы должны на основе своих ассоциаций приклеить напротив стран, связанных с событиями Северной войны.



  1. IV. Заключительная часть урока


– Покажите свои схемы и оцените другие группы, правильно ли они заполнили схемы.


(Один человек от команды выходит к доске с кластером и оценивает цветным листочком. Правильно, или есть ошибки?)

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ