«Работа захватила меня с головой»
Иван ФИЛАТОВ,учитель истории и обществознания I квалификационный категории гимназии №90 г.КазаниВ конце сентября в Самаре на площадках двух школ проходил федеральный этап Всероссийского конкурса «Учит...
Иван ФИЛАТОВ,
учитель истории и обществознания I квалификационный категории гимназии №90 г.Казани
В конце сентября в Самаре на площадках двух школ проходил федеральный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2016». В первых двух турах конкурса приняли участие лучшие учителя России из 85 регионов. Преподаватель истории и обществознания казанской гимназии №90 Иван Филатов вошел в число 15 лучших учителей страны по итогам первого очного тура конкурса. По результатам очного этапа все они во главе с пятеркой лидеров, которых выбрали в Самаре, поехали в октябре в Первопрестольную, чтобы профессиональное сообщество выбрало лучшего из них.
Несмотря на то, что педагогический стаж Ивана Александровича всего 4 года, он за такой короткий период работы в районном конкурсе «Молодой специалист года» завоевал III место, успел подготовить призера региональной олимпиады по обществознанию, а в 2016 году стал абсолютным победителем конкурса «Учитель года Республики Татарстан – 2016».
Как рассказал журналу «Магариф» сам педагог, он увлекался историей еще с V класса и по окончанию школы поступил на исторический факультет ТГГПУ, затем учился в Институте истории в КФУ. После окончания вуза, следуя своей гражданской ответственности и зову сердца, он принимает решение работать в школе по специальности. Пришел в гимназию №90 Советского района г.Казани – и работа педагога его захватила.
Своим опытом он делится на личном сайте http://www.ivanfilatov.info/. Мы, со своей стороны, предлагаем Вам один из открытых уроков, с которым он победил на конкурсных мероприятиях в родном Татарстане.
Северная война
(История. VII класс)
Цели:
– формировать исторические знания о важном событии Петровской эпохи Северной войне (причины, ход, итоги), имевшем последствия для России;
– формировать информационные компетентности (умение извлекать историческую информацию, умение анализировать текст учебника, исторические источники Единой коллекции ЦОР;
– коммуникативные компетентности (умение составлять кластер, формулировать, обосновывать мысли, делать выводы; рассказывать о причинах, этапах, основных событиях и итогах Северной войны, используя историческую карту; давать оценку внешнеполитической деятельности Петра I);
– воспитание гражданской идентичности, патриотизма, воспитание учащихся в духе уважения к истории России XVII–XVIII вв. и гордости за героические свершения предков.
Материал и оборудование: учебник (Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI – XVIII век. – М.: Просвещение, 2010); карта «Россия с конца XVII в. до 60-х годов XVIII в.»; схемы; мультимедийное оборудование; единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Ход урока
- I. Организационный момент
- II. Актуализация. Переход к новой теме
Учитель. Сегодня тему урока вы попробуете сформулировать сами. Посмотрите на эти термины и скажите, с какой деятельностью государства они связаны? (Внешняя политика.)
(Слайд «Мир, союзы, договоры, война»)
Учитель. Правильно. Но внешняя политика государства связана с именем правителя или руководителя. Я прочитаю вам строки из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник», а вы назовите имя правителя, о котором пойдёт сегодня речь.
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу проложить окно,
Ногою твердой стать при море.
Дополним нашу формулировку. О внешней политике какого правителя пойдёт сегодня речь? (Внешняя политика Петра I.)
Учитель. Молодцы. К сожалению, на одном уроке невозможно охватить все направления внешней политики, поэтому мы поговорим только об одном историческом событии. Вы должны назвать его после просмотра карты. А теперь внимание на экран.
(Просмотр карты.)
– Какова же наша тема? О каком событии пойдёт речь сегодня на уроке? (Северная война.)
III. Объяснение нового материала
Учитель. Сегодня на уроке вы должны будете заполнить опорные схемы, вписав основные события, даты, итоги и т.д. Они лежат у вас на столах, впишите в них название нашей сегодняшней темы.
Учитель. Война – это всегда конфликт интересов различных стран. Впишите в схему названия стран, которые приняли участие в Северной войне, прочитав статью учебника на стр. 105. Названия какой страны нет в учебнике, но на карте оно упоминалось? Впишите и его тоже. (Польша.)
(На доске остается карта.)
Учитель. Какова причина участия России в Cеверной войне? Какие цели она преследовала?
Швеция к началу XVIII века – самое могущественное государство Северной Европы. Швеция стремилась превратить Балтийское море в «шведское озеро». Это вызвало враждебность к Швеции прибалтийских государств: Дании, Саксонии, Речи Посполитой. У России был свой счёт к Швеции. Во времена Смуты Швеция отняла у России побережье Финского залива.
Исходя из этого, мы можем выделить основные причины Северной войны.
- Установление господства Швеции на Балтике.
- Стремление России вернуть выход к Балтийскому морю. (России нужен был выход к незамерзающему морю.)
Учитель. Правильно! Но началась это война для России совсем неудачно. У вас на столах лежит документ. Прочитав его, запишите название поражения, которое потерпела русская армия, и в каком году это произошло.
Какое это поражение? (Шведы заставили курфюрста Саксонии Августа II снять осаду с принадлежащей Швеции Риги. В этих условиях Пётр I сумел быстро заключить мир с Турцией и направил войска к шведской крепости Нарва. Здесь, под Нарвой, в 1700 году шведская армия разгромила русские войска.)
(Записываем в схему Поражение под Нарвой в 1700 году.)
Учитель. Верно, в пургу русские войска были атакованы шведским королём Карлом XII. Шведы после этого поражения даже выпустили медаль с плачущим Петром.
После такого поражения другой бы главнокомандующий сдался, но не Пётр I. Он решил воспользоваться передышкой, чтобы усилить российскую армию. О реорганизации армии вы более подробно узнаете, выполнив домашнее задание. Я только обозначу их.
- Введение рекрутского набора и пожизненной военной службы (1699).
- Создание военных учебных заведений.
- Создание военных заводов на Урале.
- Переплавка церковных колоколов на пушки.
- Принятие «Устава воинского» (1716), «Устава морского» (1720).
- Строительство военно-морского флота.
Реформы Петра не прошли даром, и уже 28 сентября 1708 года русская армия разбивает шведов у деревни Лесной. (Записываем в схему: Победа у деревни Лесной.)
Учитель. Эту победу называют «матерью полтавской баталии», той самой баталии, которая навечно вошла в историю! Стала символом победы русского оружия!
Решающая схватка произошла 27 июня 1709 года под Полтавой. Карл XII перед боем обещал своим воинам все богатства России.
(Работа с учебником: найти на стр. 109 слова Петра к солдатам. Просмотр фрагмента фильма «Обращение Петра I».)
– Как обращение Петра I могло повлиять на боевой дух солдат?
(Запись в схему: 27 июня 1709 года, Полтавское сражение.)
– Определите причины победы в Полтавской битве .
- Военные реформы Пётра I.
- Боеспособность и мобильность русской армии.
- Возрос боевой дух армии.
- Мужество и героизм солдат.
- Умелое командование.
– Почему победа в Полтавском сражении не означала для России окончания войны? Скажите, какая грозная военная сила оставалась у Швеции, если борьба шла за море? (Флот.)
– Посмотрите на слайд, где показано, как русский галерный флот хитростью запер шведский флот и взял все шведские корабли на абордаж, Флагман шведов «Элефант» также был взят в плен.
(Запись в схему: 27 июля 1714 года, Гангутское сражение.)
Учитель. Окончательный разгром шведского флота произошёл 27 июля 1720 года у острова Гренгам. Потеря всего своего военного потенциала вынудила Швецию просить мира.
Чтобы узнать, какой мир был заключён и каковы были его условия, поработайте с учебником на стр. 112 и впишите их в схему и конечно впишите дату окончания северной войны.
– Рассмотрите картину «Пётр I объявляет народу о заключении Ништадтского мира». Что мог сказать царь своему народу? Как люди воспринимали итоги Северной войны?
– Какая историческая задача была решена в ходе Северной войны? Какое значение это имело для дальнейшего развития России?
- Россия получила выход в Балтийское море.
- Созданы условия для экономического развития страны.
- Рост международного авторитета России.
- Укрепление дипломатической службы на Западе.
- Россия становится империей.
- Императорский титул Петра I
Заключительное слово учителя. Таким образом, в результате Северной войны (конец которой положил Ништадтский мир 1721 г.) Россия превратилась в ведущую силу на Востоке Европы и получила статус империи. Советник Людовика XIV герцог Сен-Симон писал об итогах войны:
«Северная война принесла полное изменение положения на севере, упадок, если не сказать уничтожение Швеции, которая приводила в трепет весь север и не раз заставляла дрожать Империю и Австрийский дом, и необычное возвышение другой державы, доселе известной, лишь по названию и никогда не влиявшей на другие страны».
Историческая задача: когда в 1812 г. Наполеон вторгся в Россию, к нему для переговоров о мире был направлен генерал Балашов. С едкой насмешкой французский император спросил у Балашова, не может ли он указать самый подходящий путь на Москву. Балашов, как свидетельствует предание, ответил: «Есть много дорог на Москву, одна из них ведет через Полтаву».
О чем предупреждал Наполеона русский генерал?
Учитель. Завершим заполнение схемы. Я предлагаю вам поиграть в ассоциацию. У вас есть картинки, которые вы должны на основе своих ассоциаций приклеить напротив стран, связанных с событиями Северной войны.
- IV. Заключительная часть урока
– Покажите свои схемы и оцените другие группы, правильно ли они заполнили схемы.
(Один человек от команды выходит к доске с кластером и оценивает цветным листочком. Правильно, или есть ошибки?)
Комментарийлар