Школьный музей природы
Хади ГУМЕРОВ,учитель биологии высшей квалификационной категории Черемшанского лицея Черемшанского районаВ современном мире существует множество разнообразных музеев, которые создаются людьми в целях п...
учитель биологии высшей квалификационной категории Черемшанского лицея Черемшанского района
В современном мире существует множество разнообразных музеев, которые создаются людьми в целях привлечения внимания к какой-то важной составляющей нашей жизни, будь то память о военных событиях, красота искусства или история родного края. Музей природы не является исключением, так как целью создания подобных музеев является более тесное знакомство с нашим общим домом – природой. Музей природы может отражать как многообразие компонентов живого, так и показывать только один из его компонентов. Например, тематический – биоценоз березового леса.
Одной из ведущих функций музея природы в школе, несомненно, является и то, что он используется как один из методов учебно-воспитательной работы в преподавании биологии. Способность к зрительному восприятию у детей развита едва ли не в большей степени, чем у взрослых. Не обладая способностью к абстрактному мышлению, дети в то же время очень восприимчивы к конкретике, проявляют большой интерес к детальному рассматриванию предмета. Существенная особенность детского восприятия – это то, что ребята лучше усваивают материал визуально и посредством осязания. Поэтому можно с уверенностью сказать, что школьные музеи являются в педагогической практике эффективным средством обучения и воспитания.
Основываясь на данной физиологической особенности школьников, руководствуясь желанием более качественного и интересного преподавания предмета, мы задались целью создания музея в кабинете биологии. На мой взгляд, демонстрация натуральных природных объектов в экспозициях и визуальное их восприятие даёт максимальный эффект при изучении программного материала.
Создавая музей в кабинете биологии, мы ставили целью единое совмещение в нём функций и учебного класса, и игровой площадки, и творческой мастерской, и клуба по интересам.
Экспозиция музея постоянно пополняется разнообразными экспонатами и природным материалом, в приобретении которых большую помощь оказали родители учащихся, спонсоры. Среди экспонатов «Музея природы» можно увидеть чучела рыси, лисы, хорька лесного, белки, ондатры, головы кабана и лося. Для того, чтобы передать атмосферу живого леса, мы разместили в музее стволы березы бородавчатой, липы мелколиственной, клена остролистного, сосны обыкновенной и осины, на ветвях которых замерли чучела птиц: орлана белохвоста, сокола, коршуна, сороки, галки, грача, вороны серой, дятла, тетерева, золотистой щурки, кедровки и совы. Нашлось место и для куропатки, чибиса, утки-мандаринки и кряквы. Все экспонаты изготовлены специалистами и потому максимально напоминают своих живых сородичей. В уголке, под деревьями, спрятались грибы на поляне, на деревьях – трутовики, на подстилке лежат змеи, ящерицы, лягушки, насекомые, пауки, изготовленные из пластмассы.
Музей природы является важным подспорьем в преподавании биологии в нашем лицее в VI – VII классах, IX – XI классах при изучении тем «Биогенетический уровень», «Популяционно-видовой уровень» и «Организменные уровни организации жизни» (по учебникам профессора И.Пономаревой). Во время изучения вопросов общей биологии, экологии, природоведения используем наглядный материал экспозиции для знакомства с законами природы, что вызывает интерес учащихся. С использованием экспонатов становятся доступнее при объяснении такие темы, как «Биоценоз», «Биогеоценоз», «Экосистемы, их состав, функциональные группы», «Пищевые цепи», «Типы поведения организмов, их взаимоотношения друг с другом» и «Приспособленность организмов к среде обитания».
Феномен школьного музея состоит в том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении музейной деятельности различных направлений.
В музее реализуем самостоятельную, поисковую деятельность юных натуралистов. На шести выставочных столах размещен природный материал разной тематики, подготовленный силами самих учащихся: «Коллекция побегов», «Коллекция листьев», «Коллекция семян и плодов цветковых растений». Лишайники, мхи, хвощи, папоротники и хвойные растения собраны и оформлены учениками в системные коллекции. Здесь же размещены искусственные миниатюрные фигурки членистоногих, динозавров, рептилий, земноводных, млекопитающих и птиц, которые приносят ученики. Решение подобных задач помогает школьникам самоутвердиться, заниматься конкретной практической деятельностью, вызывает интерес к познанию природы.
Самостоятельная работа учащихся в школьном музее природы организуется и при выполнении лабораторных работ, когда используется раздаточный материал в виде индивидуальных карточек-инструкций, которые помогают закрепить получаемые в ходе занятий теоретические знания. Свои выводы по изученной теме учащиеся представляют в виде сообщений, докладов, ярких презентаций.
Необычность школьного музея определяется прежде всего тем, что это музей особого типа. Являясь частью музейно-педагогического процесса, он в то же время адресован детской аудитории, имеет ярко выраженную образовательную направленность, позволяет строить работу на основе активного вовлечения в деятельность и сотворчество учащихся, детей и педагогов, детей и родителей. Музей обращен к детской аудитории и семье, направлен на развитие ребенка и строит свою деятельность на основе использования интерактивных методик. Последнее подразумевает самое непосредственное и активное взаимодействие с предметом, с материалом, доступным для тактильного восприятия.
Для занятий с учащимися VI – XI классов создано объединение «Биоразнообразие Черемшанского района». Оно дает возможность учащимся на конкретных примерах познакомиться с разнообразными проявлениями форм жизни на Земле. Несомненно, что в подобной работе доминирует краеведческая составляющая, позволяющая ориентировать учебную деятельность на изучение местных природных объектов. Участники данного объединения целенаправленно изучают учебный материал на кружковых занятиях и дома, готовятся к успешной сдаче ЕГЭ.
Кроме того, участие в объединении даёт возможность учащимся постигнуть азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить их анализ, заниматься поиском и сбором источников, составлять научно-справочную картотеку. В итоге у детей формируется аналитический подход, умение ориентироваться в потоке информации, отличать подлинные научные данные от псевдонаучных. Выводы по исследовательской работе учащиеся представляют на научно-практических конференциях.
Обязательное условие функционирования школьного музея – Совет музея, т.е. постоянный актив учащихся, совместно с которыми ведётся сбор природного материала, его учет, комплектование и хранение, готовится раздаточный материал для лабораторных работ, организуется показ и презентация собранных материалов.
Опыт показывает, что наиболее активны и инициативны в деле оборудования школьного музея природными экспонатами школьники, недостаточно хорошо проявившие себя в учебной деятельности. Вероятно, таким способом они стремятся самоутвердиться в среде сверстников, пытаются продемонстрировать им, учителям, родителям и, в первую очередь, себе, что способны к созидательному творческому труду. Главная задача учителя в этом случае – не только использовать способности таких детей в оснащении музея экспонатами, но и привлекать их к поиску информации об объектах, к оформлению собранного материала в различные разделы экспозиций. С течением времени у таких детей появляется неформальный интерес к наукам о природе, развивается стремление узнавать как можно больше о жизни растений и животных родного края.
Подготовка экскурсоводов – один из важнейших аспектов в музейной деятельности. Главным критерием мастерства экскурсовода, безусловно, является владение темой. Экскурсанты хотят видеть в экскурсоводе собеседника, компетентную личность, знатока. В подготовке экскурсии преимущественное внимание уделяется следующим элементам: выбору темы экскурсии, ее содержанию, полноте раскрытия темы, четкости структуры, логическим переходам между отдельными фрагментами экскурсии. Именно поэтому, прежде чем ученики начинают готовиться к проведению экскурсий, они в течение нескольких месяцев занимаются изучением данной темы в кружке, что позволяет школьникам в достаточной мере овладеть материалом и не бояться неожиданных вопросов экскурсантов. Как только процесс подготовки завершён, приглашаются на экскурсию дошкольники со своими воспитателями и учащиеся начальных классов. Общение детей разных возрастов играет важную воспитательную роль, оставляет положительные впечатления у посетителей.
Таким образом, музей в школе становится и средством творческой самореализации, и влечёт личностно-ориентированное воспитание и образование, и является маленьким исследовательским центром, работа которого была оценена на высоком уровне: в 2007 г. музей получил звание «Школьный музей природы РТ».
Комментарийлар