Логотип Магариф уку
Цитата: Только посредством образования может человек стать человеком (Иммануил Кант)

Школьный музей природы

Хади ГУМЕРОВ,учитель биологии высшей квалификационной категории Черемшанского лицея Черемшанского районаВ современном мире существует множество разнообразных музеев, которые создаются людьми в целях п...

Хади ГУМЕРОВ,

учитель биологии высшей квалификационной категории Черемшанского лицея Черемшанского района


В современном мире существует множество разнообразных музеев, которые создаются людьми в целях привлечения внимания к какой-то важной составляющей нашей жизни, будь то память о военных событиях, красота искусства или история родного края. Музей природы не является исключением, так как целью создания подобных музеев является более тесное знакомство с нашим общим домом – природой. Музей природы может отражать как многообразие компонентов живого, так и показывать только один из его компонентов. Например, тематический – биоценоз березового леса.


Одной из ведущих функций музея природы в школе, несомненно, является и то, что он используется как один из методов учебно-воспитательной работы в преподавании биологии. Способность к зрительному восприятию у детей развита едва ли не в большей степени, чем у взрослых. Не обладая способностью к абстракт­ному мышлению, дети в то же время очень восприимчивы к конкретике, проявляют большой интерес к детальному рассматриванию предмета. Существенная особенность детского восприятия – это то, что ребята лучше усваивают материал визуально и посредством осязания. Поэтому можно с уверенностью сказать, что школьные музеи являются в педагогической практике эффективным средством обучения и воспитания.


Основываясь на данной физиологической особенности школьников, руководствуясь желанием более качественного и интересного преподавания предмета, мы задались целью создания музея в кабинете биологии. На мой взгляд, демонстрация натуральных природных объектов в экспозициях и визуальное их восприятие даёт максимальный эффект при изучении программного материала.


Создавая музей в кабинете биологии, мы ставили целью единое совмещение в нём функций и учебного класса, и игровой площадки, и творческой мастерской, и клуба по интересам.


Экспозиция музея постоянно пополняется разнообразными экспонатами и природным материалом, в приобретении которых большую по­мощь оказали родители учащихся, спонсоры. Среди экспонатов «Музея природы» можно увидеть чучела рыси, лисы, хорька лесного, белки, ондатры, головы кабана и лося. Для того, чтобы передать атмосферу живого леса, мы разместили в музее стволы березы бородавчатой, липы мелколиственной, клена остролистного, сосны обыкновенной и осины, на ветвях которых замерли чучела птиц: орлана белохвоста, сокола, коршуна, сороки, галки, грача, вороны серой, дятла, тетерева, золотистой щурки, кедровки и совы. Нашлось место и для куропатки, чибиса, утки-мандаринки и кряквы. Все экспонаты изготовлены специалистами и потому максимально напоминают своих живых сородичей. В уголке, под деревьями, спрятались грибы на поляне, на деревьях – трутовики, на подстилке лежат змеи, ящерицы, лягушки, насекомые, пауки, изготовленные из пластмассы.


Музей природы является важным подспорьем в преподавании биологии в нашем лицее в VI – VII классах, IX – XI классах при изучении тем «Биогенетический уровень», «Популяционно-видовой уровень» и «Организменные уровни организации жизни» (по учебникам профессора И.Пономаревой). Во время изучения вопросов общей биологии, экологии, природоведения используем наглядный материал экспозиции для знакомства с законами природы, что вызывает интерес учащихся. С использованием экспонатов становятся доступнее при объяснении такие темы, как «Биоценоз», «Биогеоценоз», «Экосистемы, их состав, функциональные группы», «Пищевые цепи», «Типы поведения организмов, их взаимоотношения друг с другом» и «Приспособленность организмов к среде обитания».


Фе­номен школьного музея состоит в том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении музейной деятельности различных направлений.


В музее реализуем самостоятельную, поисковую деятельность юных натуралистов. На шести выставочных столах размещен природный материал разной тематики, подготовленный силами самих учащихся: «Коллекция побегов», «Коллекция листьев», «Коллекция семян и плодов цветковых растений». Лишайники, мхи, хвощи, папоротники и хвойные растения собраны и оформлены учениками в системные коллекции. Здесь же размещены искусственные миниатюрные фигурки членистоногих, динозавров, рептилий, земноводных, млекопитающих и птиц, которые приносят ученики. Решение подобных задач помогает школьникам самоутвердиться, заниматься конкретной практической деятельностью, вызывает интерес к познанию природы.


Самостоятельная работа учащихся в школьном музее природы организуется и при выполнении лабораторных работ, когда используется раздаточный материал в виде индивидуаль­ных карточек-инструкций, которые помогают закрепить получаемые в ходе занятий теоретические знания. Свои выводы по изученной теме учащиеся представляют в виде сообщений, докладов, ярких презентаций.


Необычность школьного музея определяет­ся прежде всего тем, что это музей особого типа. Являясь частью музейно-педагогического процес­са, он в то же время адресован детской аудитории, имеет ярко выраженную образовательную направленность, позволяет строить работу на основе активного вовлече­ния в деятельность и сотворчество учащихся, де­тей и педагогов, детей и родителей. Музей обращен к детской аудитории и семье, направлен на развитие ребенка и строит свою деятельность на основе использования интерактивных методик. Последнее подразумевает самое непосредственное и активное взаимо­действие с предметом, с материа­лом, доступным для тактильного восприятия.


Для занятий с учащимися VI – XI классов создано объединение «Биоразнообразие Черемшанского района». Оно дает возможность учащимся на конкретных примерах познакомиться с разнообразными проявлениями форм жизни на Земле. Несомненно, что в подобной работе доминирует краеведческая составляющая, позво­ляющая ориентировать учебную деятельность на изучение местных природных объ­ектов. Участники данного объединения целенаправленно изучают учебный материал на кружковых занятиях и дома, готовятся к успешной сдаче ЕГЭ.


Кроме того, участие в объединении даёт возможность учащимся постигнуть азы исследовательской деятельности. Они учатся выби­рать и формулировать темы исследования, произ­водить их анализ, заниматься поиском и сбором источников, составлять научно-справочную картотеку. В итоге у детей формируется аналити­ческий подход, умение ориентироваться в потоке информации, отличать подлинные научные данные от псевдонаучных. Выводы по исследовательской работе учащиеся представляют на научно-практических конференциях.


Обязательное условие функционирования школьного музея – Совет музея, т.е. постоянный актив учащих­ся, совместно с которыми ведётся сбор природного материала, его учет, ком­плектование и хранение, готовится раздаточный материал для лабораторных работ, организуется показ и презентация собранных материалов.


Опыт показывает, что наиболее активны и инициативны в деле оборудования школьного музея природными экспонатами школьники, недостаточно хорошо проявившие себя в учебной деятельности. Вероятно, таким способом они стремятся самоутвердиться в среде сверстников, пытаются продемонстрировать им, учителям, ро­дителям и, в первую очередь, себе, что способны к созидательному творческому труду. Главная задача учителя в этом случае – не только использовать способности таких детей в оснащении музея экс­понатами, но и привлекать их к поиску информации об объектах, к оформлению собранного материала в различные разделы экспозиций. С течением времени у таких детей по­является неформальный интерес к наукам о при­роде, развивается стремление узнавать как можно больше о жизни растений и животных родного края.


Подготов­ка экскурсоводов – один из важнейших аспектов в музейной деятельности. Главным критерием мастерства экскурсовода, безусловно, является владение темой. Экскурсан­ты хотят видеть в экскурсоводе собеседника, ком­петентную личность, знатока. В подготовке экс­курсии преимущественное внимание уделяется следующим элементам: выбору темы экскурсии, ее содержанию, полноте раскрытия темы, четкости структуры, логическим переходам между отдельными фрагментами экскур­сии. Именно поэтому, прежде чем ученики начинают готовиться к проведению экскурсий, они в тече­ние нескольких месяцев занимаются изучением данной темы в кружке, что позволяет школьникам в до­статочной мере овладеть материалом и не бояться неожиданных вопросов экскурсантов. Как только процесс подготовки завершён, приглашаются на экскурсию дошкольники со своими воспитателями и учащиеся начальных классов. Общение детей разных возрастов играет важную воспитательную роль, оставляет положительные впечатления у посетителей.


Таким образом, музей в школе становится и средством творческой самореализации, и влечёт личностно-ориен­тированное воспитание и образование, и является маленьким исследовательским центром, работа которого была оценена на высоком уровне: в 2007 г. музей получил звание «Школьный музей природы РТ».

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ