Система правового образования в школе: ценностный аспект
Ильсия ФОКЕЕВА,научный сотрудник лаборатории социализации личности ИРО РТ, заслуженный учитель РТУспешная социализация личности предполагает правовую грамотность. К сожалению, многие граждане, не имею...
Ильсия ФОКЕЕВА,
научный сотрудник лаборатории социализации личности ИРО РТ, заслуженный учитель РТ
Успешная социализация личности предполагает правовую грамотность. К сожалению, многие граждане, не имеющие специального юридического образования, слабо ориентируются в правовой сфере, не всегда знают свои законные права и обязанности. Это актуализирует правовое образование как важнейший компонент механизма правовой социализации личности. Учитывая то, что базовый уровень основных знаний человек получает в школе, важно, чтобы уже в системе образования закладывались основы социальных навыков, практических умений в области социальных и правовых отношений.
Правовое образование представляет целенаправленные образовательные действия, направленные на освоение правовых знаний, современных правовых ценностей и формирование правовой культуры обучающихся.
Система правового образования включает:
– цели правового образования;
– содержание и структуру школьного правового образования;
– организацию процесса правового образования;
– результаты.
Правовое образование направлено на создание системы обучения и воспитания по формированию правовой культуры личности на основе современных правовых ценностей. Обучение направлено на освоение учащимися знаний в правовой области, норм и принципов правоотношений; воспитание состоит в осознании правовых ценностей и формировании установок, отношений, мотивов деятельности в вопросах, регулируемых правом. Воспитание основано на знаниях.
Цели правового образования:
– формирование у учащихся системы правовых знаний, способности к активной реализации своих законных прав и выполнению юридических обязанностей в различных сферах жизнедеятельности;
– усвоение базовых знаний по правовой системе современной России, его отраслям;
– формирование уважительного отношения к Конституции РФ, к праву как важнейшим социальным ценностям;
– формирование правосознания как совокупности знаний, представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву, правовым явлениям в общественной жизни;
– формирование навыков правомерного поведения, под которым подразумеваются модели поведения, не выходящие за пределы законов, установленных государством;
– формирование умений применять правовые знания и навыки для решения практических ситуаций;
– развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в контексте влияния отдельных молодежных субкультур;
– формирование опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь» в контексте соблюдения прав человека, законности и правопорядка.
В процессе правового образования осуществляется формирование правосознания как совокупности представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву, правовым явлениям в общественной жизни. Правовая культура, ядром которой является правосознание, представляет совокупность устойчивых характеристик правосознания и деятельности (поведения) на основе правовых норм.
Полноценно организованное правовое образование предоставляет широкие возможности для формирования социальных компетенций учащихся. Развивается интерес учащихся к праву, формируется отношение к праву как общественной ценности, развиваются способности к работе с социальной и правовой информацией, формируются компетенции в области защиты прав и законных интересов личности на основе анализа правовых ситуаций.
Эти общие цели правового образования конкретизируются и реализуются в образовательной организации через учебный процесс, организацию внеурочной деятельности, самостоятельную деятельность учащихся по освоению правового материала.
Организационные аспекты правового образования в образовательных организациях
В формировании правовой культуры можно выделить следующие этапы:
– получение ребенком правовой информации; этот процесс может быть как стихийным, так и организованным, предполагающим системное и целенаправленное освоение учащимися правовых знаний;
– процесс личностного усвоения правовых ценностей, степень восприятия которых зависит от личностных особенностей школьников, их правосознания на эмоциональном, рациональном и волевом уровнях;
– реализация правовых идей, установок, принципов в реальных поступках личности.
Правовое образование, целью которого является формирование правовой культуры, в современной системе образования представлено следующими моделями:
- Актуализация правового компонента в содержании гуманитарных (история, литература, филология) и др. (география, биология, ОБЖ) предметов. Образовательная задача решается на надпредметном уровне.
- Изучение интегративного курса «Обществознание», предусмотренного учебными планами, который включает политико-правовые модули. Кроме того, по выбору учащихся изучаются различные элективные курсы, например, «Основы правоведения», «Основной Закон», «Права на каждый день», а в классах социально-гуманитарного и социально-экономического профиля изучается самостоятельный курс права.
- Различные формы внеурочной и внешкольной деятельности по правовой тематике, взаимодействие с правоохранительными органами.
- Классные часы, предметные недели, посвященные различным аспектам правового образования.
Обучение и воспитание в контексте формирования правовой культуры взаимосвязаны. Обучение предполагает накопление теоретических и практических правовых знаний, умений и навыков, воспитание связано с эмоционально-волевой сферой личности ребенка.
Методические аспекты организации правового образования
В начальной школе развивается процесс осознания ребенком себя и других как личности, осваиваются основные моральные ценности и нормы поведения:
– школьники получают представление о правах человека, ценности человеческой жизни;
– формируются навыки правильного поведения в школе и дома, общественных местах и на улице; осознание необходимости их выполнения способствует воспитанию у детей законопослушности, закладываются основы правовой культуры личности;
– учащиеся получают представление о российском государстве, его символах и атрибутах, о гражданстве, о Республике Татарстан и её символах.
В начальных классах правовые вопросы рассматриваются в интегративном курсе «Окружающий мир» и во внеурочной деятельности. Учитель в доступных, игровых ситуациях знакомит учащихся с основами социальных норм и основными правами ребенка, важности и значимости для каждого человека правил поведения в повседневной жизни. Учащиеся приобретают первоначальные навыки регулирования отношений со сверстниками и взрослыми, навыки использования конкретных правил и норм в различных ситуациях (Устав школы, правила дорожного движения, правила поведения в общественных местах). У младших школьников формируется модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
В основной школе продолжается работа по формированию нравственных ориентиров и политико-правовых знаний, связанных с изменениями в социально-правовом положении подростков:
– в процессе изучения истории осваивается система знаний о государстве и праве, их органической связи, об отношениях между государством и гражданами;
– формируются система ценностных установок и ориентиров, навыки самостоятельности при осуществлении выбора и осознания ответственности за свои поступки, развиваются навыки правомерного поведения;
– расширяется и углубляется содержание понятий «гражданин России», «право», «права человека», «закон», «Конституция РФ», «конституционные обязанности гражданина» и др.;
–начинается системное изучение курса «Обществознание», являющегося базовым предметом в процессе формирования правовой культуры.
Ведущей линией в обучении и воспитании учащихся является осознание важности права как регулятора взаимоотношений в обществе, формирование уважительного отношения к закону, развитие навыков толерантного поведения на основе уважения конституционных прав и свобод других людей. Важным моментом становится участие в социально значимых акциях.
В старших классах с учетом серьезных и глубоких изменений в личности старшеклассника усиливается личностно ориентированный характер овладения знаниями и рациональными способами реализации конституционных прав и свобод:
– расширяются представления учащихся о правовой сфере общества, знания приобретают системный характер;
– развиваются навыки критического анализа правовой ситуации, информации и его источника с целью определения личного отношения и выработки собственной позиции по отношению к рассматриваемому объекту;
– развиваются способности к диалогу с различными категориями социума, с общественными и политическими организациями, с властными структурами, нарабатываются умения конструктивного решения спорных вопросов.
При организации занятий на всех этапах обучения важен системно-деятельностный подход, предполагающий, что все составляющие правового образования рассматриваются в единстве обучения и воспитания, урочной и внеурочной деятельности, их развитии в процессе активной познавательной деятельности.
В этом контексте актуальность приобретает полидисплинарный подход как принцип обучения, предполагающий связи методологического характера, содержательно-информационную и ценностную сопряженность. Их учёт и реализация способствует формированию ассоциативной основы познавательной деятельности в сфере освоения конституционных ценностей.
Содержательная интеграция выражается во взаимосвязи предметов гуманитарного цикла Базисного учебного плана (права, истории, обществознания, экономики, литературы, филологии), в содержании которых заложен нравственно-этический и правовой потенциал, реализуемый в процессе формирования нравственно-правовой культуры личности.
Через использование наиболее эффективных технологий, активных и интерактивных форм обучения, стимулирующих познавательную деятельность учащихся как самостоятельных субъектов образовательного процесса в контексте развития универсальных компетенций, необходимых для правосообразного и правомерного поведения в социально-правовой сфере реализуется процессуальный аспект интеграции.
Использование индивидуальных, групповых форм работы, лабораторно-практических занятий, дискуссий, деловых игр, участие в творческих проектах, анализ конкретных ситуаций правового характера усилит практическую направленность занятий, поможет смоделировать наиболее эффективные пути противодействия неправомерным действиям в повседневной жизни.
Особое место на занятиях занимает работа с текстом: правовыми источниками, материалами СМИ, научно-популярной и учебной литературой. В процессе этой деятельности учащиеся приобретают навыки критического анализа различных текстов, самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации.
Характеризуя опыт правового образования в республике можно отметить следующее.
Правовое образование активно развертывалось в рамках гражданского образования, предусматривающего обучение праву, формированию навыков правомерного поведения и воспитанию гражданственности и патриотизма. В этом плане интересный опыт был представлен коллективом педагогов гимназии № 90 г.Казани, учителями Г.Бондаревой (СОШ №2 г. Менделеевска), З.Салимовой (СОШ № 20 г. Казани) и др.
Многими учителями были разработаны элективные курсы, например, «Юный правовед» (Г.Дусталева, гимназия № 146 г.Казани), «Практическое право» (О.Садреева, гимназия №139 г. Казани), способствующие углублению правовых знаний, выработке и формированию основ для профильной ориентации.
Популярность в образовательных организациях получили Недели правовых знаний, Парламентские уроки, различные мероприятия и классные часы, посвященные противодействию коррупции, экстремизма.
Как показывает практика, наиболее успешно правовое образование реализуется при системном подходе, как, например, в гимназии № 102 г.Казани.
Правовое образование, воспитание и просвещение учащихся в данной гимназии осуществляется:
– на уроках права (в X классах формируются классы с социально-экономическим профилем обучения, в которых на изучение права отводится 2 часа);
– при изучении элективного курса по праву в классах с соответствующим профилем обучения (изучение элективного курса «Грамотный потребитель – цивилизованное общество», учитель Ф.Камалова);
– при изучении правового модуля курса обществознания;
– при раскрытии правовых аспектов содержания других школьных дисциплин;
– при изучении элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки учащихся VIII – IX классов (учителями Г.Бочаровой и Ф.Камаловой разработан курс «Изучаем Конституцию Российской Федерации»);
– при подготовке учащихся к участию в предметных олимпиадах;
– в ходе внеклассной работы.
Роль элективных курсов в предпрофильной и профильной подготовке учащихся.
Курс «Изучаем Конституцию Российской Федерации» в рамках предпрофильной подготовки позволяет учащимся определиться с выбором профиля обучения, получить базовые знания для дальнейшего углубленного изучения права в профильных классах, подготовиться к ГИА по обществознанию. Данный курс имеет целью сформировать представления учащихся о праве как особом социальном институте в регулировании различных форм общественных отношений.
Центральное внимание в элективном курсе уделено основам конституционного строя РФ, полномочиям органов власти, всем группам прав граждан РФ, в частности акцентировано внимание на избирательных правах, пути их реализации, также рассматривается порядок формирования и деятельность органов представительной власти РФ. Знание своих прав, конкретных правовых норм, определяющих основы жизнедеятельности граждан имеет важное значение для формирования гражданского правосознания и правовой культуры школьников.
Значительное место отводится в элективном курсе формированию навыка работы с источником права, умению анализировать нормы права, получать в ходе анализа дополнительную информацию и использовать её для решения задач познавательного характера.
Учителя гимназии убеждены, что изучение данного курса в VIII – IX классах позволяет ученикам добиваться хороших результатов при сдаче ЕГЭ по обществознанию в XI классе.
Элективный курс «Грамотный потребитель – цивилизованное общество», разработанный Ф.Камаловой, имеет целью формирование компетентностной личности в условиях современных рыночных отношений, обладающей правосознанием и потребительской культурой, которая способна реализовать гарантированные ей законом права и свободы. Учащиеся ориентированы на практическое освоение российского законодательства по защите прав потребителей.
Сегодня в решении основных экономических и социальных проблем одним из приоритетных направлений является информирование и просвещение населения по вопросам защиты прав потребителей. Нетребовательность российских потребителей, их низкая правовая культура является тормозящим фактором в развитии конкурентной способности отечественной продукции. Данный элективный курс направлен на формирование у учащихся готовности занимать активную гражданскую позицию в этом сложном, быстро меняющемся мире, через систему правовых отношений в сфере защиты прав потребителей. Это определяется процессом воспитания предприимчивого активного человека. Наиболее качественно это реализуется через систему знаний о правах потребителя и повышение потребительской культуры, обретение навыков защиты своих прав, их укоренение в повседневной жизни. Программа элективного курса «Грамотный потребитель – цивилизованное общество» на VII республиканском конкурсе авторских программ и учебно-методических пособий «50 инновационных идей в образовании» в номинации «Элективный курс» получила Диплом I степени.
Работа школьного клуба «Дебаты».
По инициативе учащихся I классов и преподавателя истории Флюры Ириковны Камаловой в гимназии №102 в был создан и эффективно работал клуб «Дебаты». Основная цель деятельности клуба – формирование правовой культуры школьников.
Основная часть работ по подготовке и проведению мероприятий выполняется на основе методики коллективного творческого дела в совместной деятельности учителя Ф.Камаловой и воспитанников. Темы и формат дебатов выбирается самими учащимися. В английском формате обсуждались следующие темы: это правительство верит... (что творчество должно быть свободным от цензуры, что светские школы должны быть свободны от преподавания религии, что запрет рекламы табака и алкоголя улучшит здоровье населения страны), в американском формате: это правительство считает...(что необходимо увеличить льготы при поступлении в вузы сиротам, что в школах должна быть введена обязательная школьная форма, что политикам необходимо запретить иметь недвижимость за границей).
Успешность проведения дебатов во многом определяется умением Ф.Камаловой организовывать эффективное взаимодействие между учениками, грамотно формулировать проблемные вопросы, создавать доброжелательную, творческую атмосферу. Она может не только заинтересовывать учеников, но и поддерживать этот интерес.
Работа Клуба показала, что технология дебатов способствует углублению, обогащению и систематизации знаний по праву, активизирует познавательную деятельность, развивает интерес к предмету. Но самое важное при изучении права – дебаты оказывают активное влияние на эмоциональную сферу ученика, прививают важнейшие умения правильного поведения в правовой сфере, способствуют формированию правовой культуры.
В этом учебном году к работе клуба привлекались учащиеся VIII классов.
Работа школьной службы примирения.
Правовое образование учащихся подразумевает приобретение способности вычленять правовое содержание жизненных ситуаций (выявление ситуаций, регулируемых правом, этикой, моралью, различение этих ситуаций и т.п.), умение использовать правила для урегулирования ситуаций, возникающих при столкновении интересов, представлений.
В гимназии № 102 г.Казани действует школьная служба примирения под руководством социального педагога Любовь Николаевны Марковой. В основе деятельности службы примирения лежит примирительная встреча между конфликтующими сторонами. Она проходит обязательно на территории школы, и проводят эти встречи сами школьники. Роль посредников (медиаторов) выполняют неформальные лидеры школьного сообщества, которые прошли специальные обучающие тренинги. Их отбор проходит с помощью тестирования, в котором подростков просят написать того человека из школы, которому они доверяют, и кто умеет эффективно разрешать конфликты.
Деятельность службы примирения способствует этико-правовому просвещению обучающихся и родителей, приобщению к процессу правового воспитания родителей и развитие их правовых знаний и умений, через организацию совместных занятий.
Изучение правовых вопросов в курсе истории как средство формирования правовой культуры школьников
Первоначальные целостные представления о праве учащиеся получают на уроках истории. Через обращение к прошлому, они узнают: как и при каких условиях возникает право, как оно развивается, какие правовые системы рождаются в различные времена и в каком историческом пространстве и в историческом контексте это происходит; как эволюционируют эти правовые системы. То есть в содержании предмета заложен исторический подход к изучению права, и если специально в таком аспекте рассматривать вопросы, имеющие отношение к правовой сфере, это будет способствовать формированию правового сознания и правовой культуры у учащихся. [4, с.7]
- Формирование представлений о роли права в жизни общества.
Учебный материал по истории Древнего мира в V классе позволяет провести повторительно-обобщающий урок с элементами исторического исследования на правовую тему. Класс был разделен на 4 группы, которые рассматривали ситуации, связанные с нарушением обычаев и законов в первобытное время, в Древнем Вавилоне, Древней Индии, Древней Греции. Готовясь к уроку, ученики повторили изученный материал, ознакомились с дополнительной литературой, с источниками, представленными в учебнике и хрестоматии, систематизировали знания по трем вопросам: «Какие были законы?», «Кто были судьи?», «Как судили?». Решая проблемные ситуации в ролевой игре, ученики должны были сгруппировать фактический материал, определить систему доказательств, выделить наиболее важные идеи. В ходе урока делаются выводы:
- Право было необходимо людям, так как создавало условия для нормального функционирования общества, защищало людей от произвола и насилия.
- В разных обществах право имело свои отличительные особенности – право Древней Греции было менее жестоким по сравнению с законами Древнего Востока, и в значительно большей степени отвечало представлениям о справедливости.
- Право изменчиво – усложняется жизнь и появляется необходимость в новых законах, люди становятся более цивилизованными, они все яснее осознают, что главной ценностью является человек и его интересы.
- Формирование представлений о правах человека. На уроках истории закрепление прав человека изучается в ходе исторического развития, что дает возможность проследить процесс углубления и расширения содержания концепции прав человека.
Материал курса «Всеобщая история» в VII классе позволяет организовать изучение прав человека в двух аспектах. Первый подход – мировоззренческий, который рассматривает права человека как убеждения, систему ценностей, философскую концепцию (темы, связанные с изучением взглядов просветителей). Второй подход – правовой, который определяет правовые нормы и эффективно работающие механизмы (темы, связанные с изучением буржуазных революций, в ходе которых принимались нормативные акты, закрепляющие права человека).
Необходимость уделить особое внимание изучению прав человека на уроках истории объясняется ещё и тем, что в курсе «Обществознание» в VII классе изучаются темы «Подросток как гражданин». «Гражданские и политические права», «Социально-экономические и культурные права». Знания о правах человека, полученные на уроках истории помогают учащимся лучше усвоить обществоведческий материал.
На уроке обобщения и систематизации знаний «Право на жизнь, свободу и собственность» учащиеся изучали нормативные акты Habeas Corpus Act 1679 года (Англия), Билль о правах 1689 года (Англия), Декларация независимости США 1776 года, Декларация прав человека и гражданина 1789 года (Франция), Билль о правах 1791 года (США). Группа учащихся работала с определенным документом, отвечала на вопросы и прослеживала каким образом в правовых актах буржуазных революций отразились идеи просветителей.
По курсу «История Отечества» целесообразно в VII классе провести урок систематизации и обобщения знаний «Идеи просвещения в России» по теме «Правление Екатерины II». Учащиеся знакомятся с идеями российских просветителей – М.Ломоносова, Н.Новикова, А.Радищева. В учебнике по истории Татарстана говорится об идеях просветителей Габдрахима Утыз-Имяни аль Булгари и Г.Курсави. Учащиеся выделяют общее и особенное во взглядах российских и французских просветителей. Чтобы определить какое отражение нашла идеология просветительства в истории России эпохи правления Екатерины II, учащимся предлагается следующее задание: «Ниже приведены две точки зрения на правление Екатерины II. Приведите аргументы в подтверждение одной из точек зрения.
А) Во внутренней политике Екатерина II стремилась воплотить идеи просветителей. Б) Внутренняя политика Екатерины II была последовательно крепостнической».
Учащиеся, работая в группах, систематизируют знания по теме и подбирают аргументы в защиту каждой из точек зрения.
- Формирование представлений об особенностях юридических памятников. Памятники права метапредметны, их используют в преподавании разных гуманитарных предметов. Вопросы и задания к памятнику права как источнику юридической информации на примере изучения «Русской правды» могут выстраиваться так:
А) Какие жизненные ситуации нашли отражение в «Русской правде»? (как кодекс, выстроенный по казуальной системе) Б) Какие фигуранты судебного процесса отражены в «Русской правде»? (истец, ответчик, свидетель) В) Какие типы договоров можно выделить по «Русской правде»? (купли-продажи, займа, кредитования, личного найма, хранения, поручения) Г) Этапы судебного дела («заклич», «свод», «гонение следа») Д) Система доказательств («видоки», «послухи», «поличное», «ордалии», «присяга») Е) Специфика наказания («поток и разграбление», кровная месть) [3, с.9]
На основании изученного на уроке материала учащиеся должны были написать работу на тему «Русская правда» как исторический источник и как юридический памятник».
- Изучение преобразовательной деятельности государства в области судебной власти. При изучении внутренней политики правителей учитель может акцентировать внимание на изменениях в правовой сфере в следующих аспектах: а) принятие новых законодательных актов; б) изменение структуры судебной власти; в) справедливость и независимость правосудия; г) характеристика личности и деятельности великих реформаторов.
Особое значение для формирования представлений о праве имеет изучение темы «Судебная реформа 1864 года». Учащимся в ходе изучения данной темы предлагались для написания исследовательские работы по темам: «Мировой суд в дореволюционной и современной России», «Судебная реформа 1864 года в Казанской губернии»; «Особенности адвокатской деятельности в суде присяжных»; «Адвокатура в Казанской губернии и отражение ее деятельности в местной периодической печати».
Подготовка работ, их представление и защита, совместное обсуждение узловых проблем позволяет учащимся:
- проследить сложный процесс становления судебной власти в России;
- понять значение введения новых принципов судопроизводства с точки зрения их исторической обусловленности – либерализация всех сфер жизни общества потребовала проведения кардинальных и многоплановых мер, направленных на формирование демократического правосудия;
- сформировать первоначальные знания по теме «Судебная власть».
В XI классе в условиях, когда на изучение реформ 90-х годов XX века отводится мало часов, учащимся предлагается выполнение проектных работ в группах. Одна из групп может изучить материал по теме «Гражданское общество и судебная власть» с целью: проследить этапы судебного реформирования; установить взаимосвязь судебной реформы XIX века и реформ конца XX – начала XXI вв.; изучить структуру судебной власти в РФ, определить наиболее серьезные проблемы современного правосудия в РФ; установить формы взаимодействия гражданского общества и судебной власти, ознакомиться со спецификой деятельности суда присяжных, квалификационных коллегий судей.
Эффективное формирование правовой культуры учащихся при изучении истории может быть достигнуто, если:
– проводится отбор фактического и теоретического правового материала к урокам в соответствии с его образовательными, воспитательными и развивающими целями;
– выявляются наиболее эффективные методические приемы и средства правового обучения и воспитания, учитываются познавательные и возрастные возможности учащихся;
– применяется система заданий на различных уровнях познавательной самостоятельности, направленная на формирование навыка работы с нормативными актами;
– учитывается практическая направленность обучения с целью формирования исследовательских, социально-личностных и коммуникативных компетенций;
- используются разнообразные формы учебных занятий, предполагающие активную познавательную деятельность учащихся, развитие интереса к праву. [2]
Литература
- Винецкий Р.В., Жадаев Д.Н., Кунавина Л.В., Сирина И.М., Скотарь Л.Ф., Стринкевич Д.С., Суслов А.Б. / под ред. д. и. н. А.Б. Суслова. Права человека на уроках истории. – Пермь, 2006. С. 96.
- Калуцкая Е.К. Формирование правовой культуры учащихся при изучении истории Отечества XX – нач. XXI вв. и обществознания: 11 класс/ Автореферат диссертации
- Козленко С.И. Изучение права в курсе истории //Право в школе. – №1. – 2006. – с.7 – 10.
- Морозова В.С. Роль межпредметных связей при изучении права в школе //Право в школе. – 2005. - №1. - с.13 – 15.
- Суворова Н.Г., Петрова Т.В. Оценивание достижений учащихся в области правового образования. Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе».– М., 2004.
- Широ С.В. Формирование у старшеклассников правосознания в обучении гуманитарным дисциплинам/Автореферат диссертации.
- Чайка Е.К. Лабораторное занятие – форма учебной работы с памятниками права в старших классах на примере темы «Судебная реформа 1864 года» /Первое сентября, фестиваль «Открытый урок».
Комментарийлар