Логотип Магариф уку
Цитата:

Сложноподчиненные предложения в мире искусства

(Разработка урока русского языка в IX классе с использованием Сингапурских обучающих структур)Гульнара Баева, учитель русского языка и литературы Давликеевской основной школы Апастовского районаЦель и...

(Разработка урока русского языка в IX классе с использованием Сингапурских обучающих структур)

Гульнара Баева, учитель русского языка и литературы Давликеевской основной школы Апастовского района


Цель и задачи урока. Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения.


Закрепить полученные знания о сложноподчиненных предложениях (СПП); тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении; обучать школьников лингвистическому анализу текста. Формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность; развивать навыки исследовательской деятельности. Воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка; воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей; воспитывать интерес к устному народному творчеству; расширить представления о чае, о народных традициях, связанных с чаепитием.


Ход урока.


I. Организационный момент.


II. Постановка темы и цели урока.


Учитель. Ребята, вы уже знакомы с темой «Сложноподчинённое предложение», и сегодня мы эту тему будем закреплять, а поможет нам повторить эту тему творчество известного русского художника Бориса Михайловича Кустодиева. В этом году этому замечательному художнику, исполнилось 135 лет со дня его рождения.


Я прочитаю вам загадку, ответ которой вам поможет определить то, о чем мы будем с вами беседовать. Итак, слушайте.


Его сперва китайцы пили,


Вслед индейцы подхватили


Моду пить напиток этот –


И пошёл гулять по свету!


После к немцам корабли,


Это зелье привезли…


Нынче на Руси народ,


Сей напиток шибко пьёт.


О чём идёт речь? (Ответы учащихся.)


– Да, вы правы. Это чай. А теперь скажите, что общего имеют художник Борис Михайлович Кустодиев и чай? (Художник рисовал картины о чаепитии.)


Всё правильно, мы с вами поработаем со сложноподчиненными предложениями и проведем беседу по теме «Русское чаепитие в картинах художников».



  • Видеофильм. «Художник Б. М. Кустодиев». ЭЙ АР ГАЙД.


– Сейчас вы, ребята, посмотрите видеофильм о Б. М. Кустодиеве, но перед просмотром вы выполните такую работу: прочитайте предложения, в которых содержится информация о художнике, поставьте рядом знак «+», если вы согласны с данным утверждением или «–», если вы не соглашаетесь с данным утверждением. Утверждения даются в двух столбиках. Вы заполняете столбик «До». На выполнение этой работы вам даётся минута времени.


 (Учащиеся обдумывают утверждения и ставят знаки.)








































ДоУтвержденияПосле
Борис Кустодиев родился в Москве.
Кустодиев – русский художник.
Пережил тяжёлую операцию, после чего перестал ходить, а потом остался без ног.
Его звали солнечным художником.
Родился Б. Кустодиев в апреле.
Художник умер в 50 лет.

Итак, смотрим видео. (Просмотр видеофильма.)


– Ребята, возвращаемся к утверждениям, заполняем столбик «После». Прочтите все утверждения. Подумайте, где вы столкнулись с информацией, которая изменила ваше мнение. Почему? На эту работу вам даётся одна минута.



  • Повторение пройденного материала. Работа в группах. МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР.


– Ребята, сейчас каждая команда составит модель ФРЕЙЕР. Каждый из вас знает, структуру выполнения. Ваша задача: за определённое время составить модель ФРЕЙЕР с понятием сложноподчинённое предложение. На каждом столе имеются цветные маркеры, листочки для работы. Каждый участник должен самостоятельно составить свою модель. Для этого даётся 3 минуты. (Учащиеся составляют индивидуальные модели, а после обсуждения в команде составляют одну командную модель для класса, для выполнения которой даётся 5 минут.)


– Какая команда первая закончит работу, та и начинает. Послушаем выступление (Ответы учащихся.)


Обязательные характеристики:


1. Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами.


2. Части сложноподчинённого предложения не равноправны.


3. Первая часть – главная, а вторая – зависимая (называемая придаточной частью).


4. От главной части к зависимой ставится вопрос.


Ошибочные характеристики:


5. Не связываются части сложноподчинённого предложения с помощью сочинительного союза.


6. Нельзя опустить одну часть сложноподчинённого предложения.


Пример. Человек должен быть наделён фантазией, чтобы творить.


Противоположный пример.


III. Основная часть. СИНГЛ РАУНД РОБИН.


Ответ на данный вопрос даётся по кругу один раз.


– Ребята, я предлагаю вам посмотреть внимательно видеоролик, где даются картины, но не указываются названия. Предлагаю внимательно просмотреть видеоролик «Картины художника». (Просмотр видеоролика «Картины художника».)


Ребята, вы на видео увидели картины, посвящённые чаепитию. Ваша задача: за определённое время вместе в команде обсудить этот видеоролик, потом по кругу поочередно отвечать, то есть перечислить названия картин Б.М.Кустодиева. При этом, вы должны соблюдать правила. Каждому участнику даётся 30 секунд времени на ответ.


– А теперь давайте посмотрим, есть такие картины под такими названиями. (Просмотр презентации.)


Любовь к жизни, радость и бодрость – это всегда было единственным сюжетом моих картин», – говорил Борис Михайлович Кустодиев. Действительно, во всех картинах художника присутствует любовь к жизни и бодрость, хотя сам художник был прикован к инвалидной коляске. И будучи в таком состоянии он всегда оставался оптимистом и творил солнечные, радостные картины. Наверное, и поэтому его называют «солнечным художником». (Работа в группах. РАУНД ТЭЙБЛ.)


– Ребята, а сейчас, на одном листочке на всю команду выполним такое задание: напишите пословицы, поговорки на тему: «Чаепитие». Работа выполняется учащимися по очереди письменно по кругу. Участники команды по очереди проговаривают пословицы и поговорки о чае. Предложения в этих пословицах должны быть сложноподчинёнными предложениями. Так же составьте схему каждого предложения. На это каждому из вас даётся 30 секунд времени. Начинает та команда, которая быстрее закончит.


1. Чай крепче, если он с добрым другом разделен.


2. Кто чай любит, тот кумыс просить не будет.


3. Где есть чай, там под елью рай.


4. Если выпьешь чай, прибавятся силы.


5. Если выпьешь чайку, то забудешь тоску.


(Работа с текстом в группах. РАУНД РОБИН.)


– Ребята, сейчас каждая команда будет работать с текстом, где даны задания.


Ваша задача: за определённое количество времени в команде ознакомиться с текстом, после чего выполнить задания и поочередно дать ответы. На ознакомление с текстом вам предоставляется 2 минуты, а на выполнение задания и ответ – 1 минута.


Текст.


(1) Один из самых популярных напитков в России – конечно же, чай. (2) Всё, что связано с чаепитием, играет важную роль в русской культуре. (3) Чай согревает холодными зимними вечерами, «прохлаждает» во время неспешных летних чаепитий на веранде, собирает за одним столом гостей или членов семьи. (4) За чашкой чая завязывается непринуждённый разговор по душам. (5) Многие в России начинают с неё свой день, и затем, в течение дня даже в офисах современных фирм, устраиваются дневные чаепития, а многие любят пить чай и вечером. (6) Он завершает любую трапезу, или подаётся отдельно, со сладким. (7) Главное – в хорошей компании. (8) Чаепитие в России – особый и любимый всеми ритуал, а главная его составляющая – общение. (9) Чай в России пьют много, не спеша и с удовольствием. (10) Конечно, в современном мире всё реже устраиваются традиционные семейные чаепития, но культура потребления чая, необходимые атрибуты и связанные с этим обычаи сохраняются до сих пор.


1) Сколько грамматических основ в предложении 3? (1)


2) Найдите в тексте сложноподчиненное предложение? Объясните расстановку знака препинания. Определите вид придаточного. (2 –СПП с придаточным изъяснительным.)


3) Найдите предложение с вводным словом? (10)


4) Используя подчинительный союз, измените предложение №9 , которое является простым, на сложноподчинённое предложение.


(9)Чай в России пьют много, не спеша и с удовольствием, потому что он полезный. СПП с придаточным причины.


IV. Творческая работа. ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН.


– Ребята, создайте рекламу чаю, используя сложноподчиненные предложения.


Укажите вид придаточного предложения.


Например, «Беседа» – это вкусный, крепкий, ароматный чай, который стал еще ароматнее и вкуснее». Каждой команде дается время на обдумывание, обсуждение по кругу и на запись, после завершения вы должны защитить свою командную работу. На эту творческую работу вам выдаётся 2 минуты. Начинает отвечать та команда, которая раньше закончила.


V. Домашнее задание.


Написать сочинение-миниатюру на тему: «Сложноподчиненное предложение вокруг нас».


VI. Рефлексия.


VII. Итог урока. Парковка.


Спасибо за урок. Впечатления, записанные на карточках, приклейте к парковке.

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ