Тексты контрольных работ по русскому языку для V–IX классов
V классКонтрольный диктант с грамматическим заданиемКнигаПеред нами книга. Сначала мы видим обложку. Она бывает мягкой, сделанной из бумаги, или твёрдой – тогда её называют переплётом. Давным-давно пе...
V класс
Контрольный диктант с грамматическим заданием
Книга
Перед нами книга. Сначала мы видим обложку. Она бывает мягкой, сделанной из бумаги, или твёрдой – тогда её называют переплётом. Давным-давно переплёты были сделаны из кожи, украшенной тисненым рисунком с позолотой.
У современных книг иногда поверх переплёта надевается ещё одна бумажная обложка. На ней обыкновенно что-нибудь нарисовано и записаны фамилия автора и название книги. Это суперобложка.
Откроем книгу. Слева – изнанка переплёта, справа – первая страница книги. Эти два места вместе – форзац. Такой же форзац есть и в конце книги. Он может быть просто гладким, но нередко бывает здесь и какой-нибудь рисунок.
Перевернём страницу, налево – фронтиспис, направо – титул. Что это такое?
Фронтиспис – иллюстрация, говорящая о самом главном в книге. Иногда вместо иллюстрации бывает помещён портрет писателя. На титульном листе напечатаны название книги, вверху фамилия автора, внизу наименование издательства, место, где книга напечатана, год издания.
Хорошо изданную книгу не только читают, ею любуются как произведением искусства. (По Е.Каменевой)
Объясните значение следующих слов: тиснёным, форзац, фронтиспис.
Грамматическое задание
1. Выпишите по 5–6 примеров слов с безударными гласными в корне слова из 1–3 абзацев (первый вариант), из последних трёх абзацев (второй вариант). Подберите проверочные слова.
2. Произведите словообразовательный разбор следующих слов: сделанной, переплётом (первый вариант); изданную, напечатаны (второй вариант).
3. Сделайте синтаксический разбор предложения: У современных книг иногда поверх переплёта надевается ещё одна бумажная обложка (первый вариант); Давным-давно переплёты были сделаны из кожи, украшенной тисненым рисунком с позолотой (второй вариант).
4. Выполните фонетический разбор слова лёгкий (первый вариант), искусства (второй вариант).
VI класс
Контрольный диктант с грамматическим заданием
Воспитание культуры обращения с книгой
Особое внимание следует уделять правильному обращению с книгой.
По тому, как выглядят книги, принадлежащие ребёнку, можно определить достаточно ли внимания уделяется в семье воспитанию культуры обращения с книгой.
… Маша, рассматривая книгу, смачивает слюной палец, а затем листает её. Закрыв последнюю страницу, берёт следующую книгу. Вскоре на столе уже стопка книг. Отходит в сторону, забыв их убрать. Машины книги можно увидеть и на диване, и в игрушках, и на ковре, и на полу. Не удивительно, что углы страниц грязные, рыхлые, обложки согнуты, некоторых листьев недостаёт.
У Машиной подружки-сверстницы к книгам отношение иное. Об этом можно судить и по их внешнему виду и по тому, как они хранятся.
Книги рассказывают нам о природе и животных, о том, что было давно, когда нас не было на свете, книги нас учат, забавляют, радуют.
«Если хочешь посмотреть книгу, проверь руки, чистые ли они» – это должно стать правилом для каждого маленького и взрослого читателя. Дети обязаны знать, что книгой пользуются в специально отведённом для этого месте за столом, а не на ковре или в игровом уголке. (По Л.Островской)
Грамматическое задание
1. Выполните фонетический разбор слова подружки (первый вариант), сверстницы (второй вариант).
2. Выпишите из 1–3 абзацев (первый вариант), из 4–6 абзацев (второй вариант) предложение с однородными членами предложения, объясните знаки препинания. Выполните синтаксический разбор предложения.
3. Выпишите из 1–3 абзацев (первый вариант), из 4–6 абзацев (второй вариант) 5–6 слов с безударными гласными в корне, подберите к ним проверочные слова.
4. Выпишите из 1–3 абзацев (первый вариант), из 4–6 абзацев (второй вариант) сложное предложение, объясните знаки препинания.
5. Разберите слова по составу: принадлежавшие, рассматривая (первый вариант); рассказывают, закрыв (второй вариант).
VII класс
Напишите подробное изложение
До последнего своего часа Пушкин собирал книги. В самые лучшие, светлые годы, «в изгнанье, горести, разлуке…» – всегда они были неразлучны с поэтом.
Любовь к чтению возникла ещё в детские годы, во время учения в Лицее.
Лицейская библиотека была богата. В её шкафах хранились лучшие творения мировой и отечественной классики, обильно были представлены выходившие в то время журналы.
Здесь на протяжении шести лет, питая душу чтением, провёл немало счастливейших часов среди книг и друзей юный Пушкин.
В Лицее родилась и мечта о собственной библиотеке.
Однако лишь во время ссылки в Одессе опальный поэт стал собирать книги.
В книге поэта интересовало всё: и пламенное слово, и бумага, шрифт, и «одежда». Но, конечно, прежде всего, он ценил живую мысль, новое слово. Об этом свидетельствует пушкинская библиотека, её подбор.
Эта библиотека уцелела до наших дней не полностью. Но и то, что сохранилось, поражает огромным разнообразием. Ныне она находится в Пушкинском Доме.
А с чего начинается у каждого из нас первая полка? Наверное, с нескольких томиков. С нескольких десятков приобретенных на первых порах книг, которые кажутся случайным, беспорядочным собранием. Проходит время, наша библиотека пополняется. Теперь, правда, берётся уже не всё, а только то, что отвечает интересам ума и души. Невидимая нить связывает одну за другой книги в единое целое, и складывается постепенно, как у Пушкина, библиотека, определяются главные пути подбора книг.
В любую эпоху, в любые времена полезное занятие – собирать хорошие книги, но главное – чаще обращаться к ним. Ведь ещё наши предки говорили тем, кто покупал много книг: «Не в библиотеку клади, а в душу».
(По Б.С.Горбачевскому)
Комментарийлар