Тексты контрольных работ по русскому языку для V–IX классов
(На первое полугодие 2015 –2016 учебного года)V классКонтрольный диктант с грамматическим заданием Пушкин и книгиПушкин радовался всякой новой книге, которую ему удавалось приобрести. На книги он не ж...
(На первое полугодие 2015 –2016 учебного года)
V класс
Контрольный диктант с грамматическим заданием
Пушкин и книги
Пушкин радовался всякой новой книге, которую ему удавалось приобрести. На книги он не жалел денег. Не выходило издания почему-либо любопытного, которого бы он не приобретал. На покупку книги он тратил последние деньги.
Книга для Пушкина – важнейшая часть его вдохновенного труда.
Всякая книга в библиотеке внимательно просмотрена поэтом. Многие страницы хранят следы этого изучения, черты пушкинского карандаша. «Прекрасно», «прелесть», «прелесть и совершенство – какая гармония!» – оставляет Пушкин пометы на книге стихов своего старшего друга Батюшкова.
«Прощайте, друзья!» – сказал он, обращаясь к книгам, когда, смертельно раненного, его принесли домой и уложили на диван в кабинете среди библиотечных полок.
«Чтение – вот лучшее учение», – написал Пушкин ещё в молодости. И с этим убеждением поэт прожил всю жизнь. (Из книги «Тренировочные материалы по орфографии и пунктуации русского языка: Пособие для учащихся старших классов, лицеев, колледжей / Под ред. Л.Г.Саяховой. – СПб: отд. изд. «Просвещение, 2000.)
Грамматическое задание
1. Объясните употребление тире в предложении Книга для Пушкина – важнейшая часть его вдохновенного труда (I вариант); Чтение – вот лучшее учение (II вариант).
2. Выполните морфологический разбор слов: внутреннего, поэт (I вариант); молодости, старшего (II вариант).
3. Выполните синтаксический разбор предложения: На покупку книги он тратил последние деньги (I вариант); И с этим убеждением поэт прожил всю жизнь (II вариант).
4. Сделайте словообразовательный разбор слов: приобрести, библиотечных (I вариант); вдохновенного, прекрасно (II вариант).
VI класс
Контрольный диктант с грамматическим заданием
Домашнее чтение вслух очень сближает. Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечёт за собой обмен мыслями. Если это книга большая и её читают долго, она превращается в друга семьи, её герои оживают и входят в наш дом. Когда я смотрю на книги, что стоят у нас на полках, я могу их мысленно разделить на несколько отделов: сочинения классиков, современные книги, справочники, словари, учебники и так далее. Но я могу мысленно собрать вместе на особую полку книги, которые мы читали вместе и вслух. Их мы знаем, помним, любим, как никакие другие.
Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Как выбрать это время? Находится же оно для того, чтобы вместе смотреть телевизор! Разве мы не просиживаем перед ним иногда часами, даже когда ничего особенного не показывают? Страница книги – это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору! Советую вам, прошу вас, уговариваю – попробуйте! Попробуйте читать дома вместе вслух! Было же что-то такое в совместном домашнем чтении, если о нём с волнением и благодарностью вспоминают люди разных поколений. Когда книгу читает вслух кто-нибудь из домашних, то, что происходит на её страницах, отражается на лицах всех, кто собрался за столом. Все чувства усиливаются и обостряются. А тот, кто уже раньше читал эту книгу, читая её теперь своим близким, испытывает радость, приобщая их к тому, что ему дорого, делясь тем, что принадлежало ему одному и чем он теперь одаривает других. (По С. Львову)
Грамматическое задание
1. Выполните фонетический разбор слова семья (I вариант), радость (II вариант).
2. Сделайте синтаксический разбор предложения Домашнее чтение вслух очень сближает (I вариант); Их мы знаем, помним, любим, как никакие другие (II вариант).
3. Выполните морфологический разбор слов: испытывает, радость (I вариант); чувства, усиливаются (II вариант).
4. Выпишите из текста разные предложения по цели высказывания (I вариант); одно простое и одно сложное (II вариант). Докажите.
VII класс
Контрольный диктант с грамматическим заданием
Я давно мечтаю об этом – завести золотую полку. Это та полка, на которую ставятся только любимые книги. Почему я ограничиваюсь только мечтой? Может быть, это происходит потому, не так легко золотой полке стать реальностью – всё же это золотая полка, которых не так уж много на свете.
Может быть, я не завожу этой полки из-за отсутствия в продаже золотой бумаги? Верно, теперь её не продают… Помню эти золотые с тиснённым рисунком листы, которые так украшали детство. Кажется, они применялись при изготовлении ёлочных игрушек. На них был тиснёный рисунок, нечто вроде цветов на замерзшем окне. Только цветы были золотые.
Парадоксально – но наиболее замечательные книги, которые мы в течение жизни постоянно перечитываем, не удерживаются в памяти. Казалось бы, должно быть наоборот – книга, произведшая на нас впечатление, должна была бы запомниться во всех подробностях. Нет, этого не происходит. Разумеется, мы знаем, о чём в основном идёт речь в этой книге, но как раз подробности для нас неожиданны, новы. Безусловно, так: замечательную книгу мы читаем каждый раз как бы заново… И в этом удивительная судьба авторов замечательных книг: они не ушли, они вне времени. (По Ю. Олеше)
Грамматическое задание
1. Выпишите из 1–2 абзацев (I вариант), из последнего абзаца (II вариант) два предложения с вводными словами, объясните знаки препинания. Разберите одно из выписанных вами предложений по членам предложения.
2. Выпишите из 1–2 абзацев (I вариант), из последнего абзаца (II вариант) слова с частицей НЕ, объясните правописание.
3. Укажите части речи в предложениях Это та полка, на которую ставятся только любимые книги (I вариант); И в этом удивительная судьба авторов замечательных книг: они не ушли, они вне времени (II вариант).
4. Объясните правописание выделенных слов в предложениях: Помню эти золотые с тиснённым рисунком листы, которые так украшали детство. На них был тиснёный рисунок, нечто вроде цветов на замерзшем окне (I вариант). Выпишите из текста два причастия и выполните морфологический разбор (II вариант).
VIII класс
Напишите сжатое изложение. Озаглавьте его
В первом батальоне нашего полка был знаменитый связист. Фамилии его я уже не помню, звали же Лёшкой. Маленький, худенький, с детской шеей, вылезающей из непомерно широкого воротника шинели, он оказался совсем ребёнком, хотя было ему не меньше семнадцати – девятнадцати лет. Особую детскость ему придавали нежно-розовой цвет лица, совершенно непонятно как сохранившийся после многонедельного сидения под землёй, и глаза – живые, выразительные, совсем невзрослые глаза.
Знаменит же он был тем, что много читал. У него была своя библиотека, в прошлом, очевидно, клубная. А сейчас никому ненужная, разбомблённая, заваленная кирпичом. Когда бы вы не пришли, командный пункт батальона, вы всегда могли застать его в своём углу, у аппарата, с подвешенной к голове трубкой и глазами, устремлёнными в книжку. Наверху гудело, стреляло, рвалось, а он сидел себе, поджав ноги, и читал. Где-нибудь в сети обнаружится прорыв – загнёт страницу, побежит, починит, вернётся и опять глаза в книгу.
Лёшка читал всё, что попадалось под руку, и всё прочитанное вызывало у него массу различных мыслей, рассуждений, вопросов. И в то же время он по-детски эмоционально переживал всё преподносимое книгами. Когда он прочитал «Попрыгунью» Чехова, он долго не мог прийти в себя. По-моему, он даже всплакнул немного. И всё это происходило в каком-нибудь полукилометре от немцев, в подвале, всегда набитом людьми, усталыми, невыспавшимися, где лежали и стонали раненые, где умирали.
В декабрьскую ночь нас передвинули на северо-западные скаты Мамаева кургана. Лёшке пришлось расстаться со своей библиотекой. Вот тут-то он и затосковал. У меня был томик Хемингуэя в тёмно-красной обложке. Эту книгу я украл у одного длинноносого майора с гладко выбритым лицом и серебряными волосами ёжика. Когда я нёс Лёшке книгу, я невольно спрашивал себя, поймет ли он этого отнюдь не лёгкого писателя.
А на утро я узнал, что Лёшка ранен. Он лежал на плащ-палатке, очень бледный, потерявший свой девичий румянец. И больше я Лёшку не видел. Хочется верить, что он жив и по-прежнему много читает. И тот томик прочёл. Не думаю, что Хемингуэй стал его любимым писателем, слишком у него много подспудного, недоговоренного, а Лёшка любил ясность. Но в этих двух столь несхожих людях – прославленном писателе и мальчишке, родившемся под Саратовым и окончившем только шесть классов, мне видится что-то общее. (По В. Некрасову)
IX класс
Напишите сжатое изложение. Передайте главное содержание как каждой микротемы, так всего текста в целом
Душой чайной комнаты, если можно так выразиться, являлся книжный шкаф. В нём, как в электрической батарее, сосредоточилась неиссякаемая, таинственная могучая сила, вызвавшая первое брожение детских мыслей. И этот шкаф мне кажется живым существом. Его появление у нас составляло целое событие.
Мой отец, небогатый заводской священник, страстно любил книги и затрачивал на них последние гроши. Но ведь для книг нужен шкаф, а это вещь слишком дорогая, да, кроме того, в нашем маленьком заводе не было и такого столяра, который сумел бы его сделать. Пришлось шкаф заказывать в соседнем Тагильском заводе, составляющем главный центр округа Демидовских заводов.
В детстве я не знал другой вещи более красивой.
Представьте себе две тумбы, на них письменный стол, на нём две маленькие тумбы, а на них уже самый шкаф с стеклянными дверками. Выкрашен он был в коричневую краску и покрыт лаком, который, к общему нашему огорчению, скоро растрескался и облупился благодаря плутовству мастера, пожалевшего масла и краску. Но этот недостаток нисколько не мешал нашему книжному шкафу быть самой замечательной вещью в свете – особенно, когда на его полках разместились переплетённые томики сочинений Гоголя, Карамзина, Некрасова, Кольцова, Пушкина и многих других авторов.
– Это наши лучшие друзья, – любил повторять отец, указывая на книги. И какие дорогие друзья... Нужно только подумать, сколько нужно ума, таланта и знаний, чтобы написать книгу. Потом её нужно издать, потом она должна сделать далёкий-далёкий путь, пока попадёт к нам, на Урал.
Каждая книга пройдёт через тысячи рук, прежде чем встанет на получку нашего шкафа.
Наша библиотека была составлена из классиков, и в ней – увы! – не было ни одной детской книжки…. Мне пришлось начать чтение прямо с классиков, таких как дедушка Крылов, Гоголь, Пушкин, Гончаров и т. д.
В нашей библиотеке первой детской книжкой является «Детский мир Ушинского». Эту книгу пришлось выписывать из Петербурга, и мы ждали её каждый день в течение не трех месяцев.
С этой книги началась новая эра. За ней явились рассказы Разина, Чистякова и другие детские книги. Моей любимой книжкой сделались рассказы о завоевании Камчатки. Я прочитал её десять раз и знал почти наизусть. Нехитрые иллюстрации дополнялись воображением. Мысленно я проделывал все геройские подвиги казаков-завоевателей, плавал в лёгких байдарках, питался рыбой у чукчей, собирал гагачий пух по скалам. С этой книжки путешествия сделались моим любимым чтением, и любимые классики на время были забыты. К этому времени относится чтение «Фрегата Паллады» Гончарова. Я с нетерпением дожидался вечера, когда мать кончала дневную работу и усаживалась к столу с заветной книгой. Мы путешествовали уже вдвоём, деля поровну опасности и последствия кругосветного путешествия. Встречалось, конечно, много неизвестных мест и непонятных слов; но эти подводные камни обходились при помощи словаря иностранных слов и распространённых толкований. (По Мамину-Сибиряку)
Комментарийлар