Логотип Магариф уку
Цитата:

«Удивительное причастие»

(Обобщающий урок в VII классе)Римма АХМЕТБАЕВА, учитель русского языка и литературы Кутемелинской основной общеобразовательной школы Сармановского района(По учебнику русского языка для национальных шк...

(Обобщающий урок в VII классе)

Римма АХМЕТБАЕВА, учитель русского языка и литературы Кутемелинской основной общеобразовательной школы Сармановского района


(По учебнику русского языка для национальных школ под редакцией Н.Н.Фаттаховой.)


Формы работы учащихся: индивидуальная, работа в парах, в группах, в коллективе.


Планируемые результаты обучения:
1) предметные:

— уметь находить причастия, определять их грамматические признаки, правильно писать и объяснять орфограммы, связанные с написанием причастий;


— выделять причастный оборот, объяснять знаки препинания в предложениях с причастными оборотами;


2) метапредметные:
— уметь формулировать цель деятельности;
— планировать последовательность действий;
— осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;

— строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;


— владеть всеми видами речевой деятельности;
3) личностные:

 — формировать умение общаться, демонстрируя озабоченность неудачами товарищей, радость их успехами, культуру внутренних нравственных отношений.


Необходимое техническое оборудование: интерактивный комплекс (интерактивная доска, мобильный компьютерный класс, мультимедийный проектор), плакат с изображением сказочной страны Морфологии, где появился новый город — Причастие, карточки с текстами и таблицами, тематическая папка.


Опережающее задание: учащиеся приходят с листком бумаги в виде циферблата Сlock_Buddies (Часы Друзья), поделенного на 9.00, 12.00, 3.00, 6.00. Они должны были найти себе партнера на каждый отрезок времени.


Методический комментарий:

Данный урок проводится после изучения темы «Причастие» в нетрадиционной форме, с применением структур сингапурского метода обучения. После каждого выполненного задания учащиеся в форме самоконтроля или взаимоконтроля определяют уровень усвоения материала.


Работа по развитию речи: редактирование текста.
Ход урока.
1. Организационный момент.

— Начнём урок, тема которого… Это вы определите, прочитав стихотворение-загадку П. Чеснокова.


Слайд № 2.
Вот свойство моё обязательное —
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю,
Глагол по значению напоминаю.
(П. Чесноков)
— О чем эта загадка? (О причастии.)

— Какова же тема нашего урока? (Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие».)


2. Синтаксическая разминка (работа с предложением).

В осенней природе все прекрасно: и плывущие по низкому небу облака, и золотая березка, шепчущаяся с травой, и серый лишайник, карабкающийся по склону каменистого откоса.


— Ребята, найдите в этом предложении удивительную часть речи, соединившую в себе признаки прилагательного и глагола. О чем я сейчас говорю?


— О причастии.
— Подчеркните причастие. (Учащиеся выполняют задание.)

— Ребята, какими будут цели нашего урока? (Дети определяют цели урока. Учитель корректирует ответы учеников после их выступления, если это необходимо.)


3. Обобщение знаний учащихся о причастии как части речи по модели Фрейер.


Модель Фрейер — обучающая структура, помогающая учащимся глубоко понять и осознать изучаемое понятие в концепции. Участники рассматривают какое-либо понятие с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры. (ЦИТАТА)


 Учитель. Чтобы проверить, как вы усвоили эту часть речи, я предлагаю вам взять карту, которая лежит перед вами и заполнить её.











Определение(Причастие —   это…)Причастие   обозначает признак предмета по действию, проявляющийся во времени; он не   является постоянным








Причастие

 
 
 
 
 

Характеристики   причастия1.   Возвратность2. Род3. Вид
4. Падеж
5. Время   (наст. и прош.)
6. Полная и   краткая форма
7. Действит. и   страдат.
8. Число
Примерыобучающий,   плывший, сжатыйПротивоположные   примерысиний,   деревянный

 
(Учащиеся по очереди зачитывают свои ответы.)
4. Встреча с партнером. (Структура Сlock_Buddies — «Часы Друзья»)

Структура Сlock Buddies — «Часы Друзья» предназначается для того, чтобы быстрым и простым способом создать пары для партнерской деятельности, избегая при этом проблему работы с одними и теми же партнерами. Основная идея заключается в том, что каждый участник имеет свой ​​собственный экземпляр листа Clock Buddies с именами одноклассников на определенный отрезок времени. (ЦИТАТА)


 Учитель. Молодцы, вы неплохо справились с этим заданием. Но пришло время взглянуть на часы и посмотреть, с кем мы должны были встретиться в 12.00.


(Каждый ученик смотрит на свой циферблат и ищет своего партнера, с которым он должен был встретиться в 12.00.)


Учитель. Вы встретились со своим партнером, и я предлагаю для начала посетить суффиксальную карусель.


5. Суффиксальная карусель. (4 ученика (2 пары), партнеры по Сlock Buddies идут к доске для выполнения следующего задания.)


Учитель. Приглашаем покататься на суффиксальной карусели и распределить суффиксы по своим домикам.


дейст. прич.
дейст. прич.
страд. прич.
страд. прич.
наст. время
прош. время
наст.время
прош.время
6. Закрепление знаний.

(Правописание -Н/-НН в суффиксах причастий. Стурктура Think –Write – Round Robin («Подумай – запиши – обсуди в группе»).


Учитель. Молодцы, ребята. Вот вы нам рассказали о причастии, распределили суффиксы действительных и страдательных причастий. Я предлагаю вам написать по одному правилу о правописании -Н и -НН в суффиксах причастий.


(В течение 30 секунд учащиеся пишут правило, потом по цепочке каждый проговаривает свое правило.)


7. Словарная работа.

Задание. Составить и записать словосочетания на карточках. (Структура Jot Thoughts — «Запишите мысли»)


 «Запишите мысли» — обучающая структура, в которой участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочке и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков.


Учитель. Сейчас каждый из вас должен написать словосочетание (ингредиенты для салата) существительное + причастие с суффиксами -Н и -НН. Пишите, проговариваете вслух, выкладываете на стол, словосочетания не должны повторяться.


(Например: куриные грудки, жареный бекон, резаные помидоры, рубленый чеснок, тушеные овощи, сваренный картофель, сушеные грибы, копченая колбаса, дробленый орех, маринованный огурец.)


8. Развитие креативного мышления. Составление уникального рецепта.
Учитель. А сейчас мы с вами займемся приготовлением салата. (Из получившихся карточек учащиеся составляют уникальный рецепт салата.)

(Например: возьмите жареный бекон, добавьте рубленый чеснок, тушеные овощи и т.д.)


9. Работа по развитию речи: редактирование текста.

Учитель. Вы сегодня много и плодотворно работали. Я предлагаю немножко отдохнуть и пойти на прогулку. Но и прогулка тоже будет необычной. Перед нами текст, который нужно отредактировать, добавив в предложения подходящие по смыслу прилагательные, причастия и причастные обороты.


Текст.

На (…) осеннем листе с (…) неба тихо спустился (…) художник Октябрь. И теперь каждый день все больше и больше на земле следов его (…) кисти. Все становится новым и неведомо прекрасным.


(…) поле из серой пустыни стало вдруг (…) щитом из старой бронзы с синими самоцветами лужиц. Березовые опушки вдруг приподнялись (…) последними, (…) лучами. По краю (…) сыроватых ельников забили розовые, вишневые, багряные фонтаны осин с (…) по ветру листьями.


(Слова для справок: темнеющий, освещенные, золотой, волшебный, летящий, нахмурившийся, богатырский, великолепный, солнечный, сжатый.)


10. Домашнее задание. (Работа с путевым листом.)

Задание. Письменно создать небольшой рассказ на лингвистическую тему «Причастие» по предложенному шаблону.


Причастие — это … форма …, которая совмещает в себе признаки …, (время, вид) и признаки …(изменяется по родам, числам и падежам).
Причастия образуются от … с помощью суффиксов ….
Причастия в предложении обычно бывают… и отвечают на вопросы ... .

При них часто находятся зависимые слова и образуют …, который может находиться как перед определяемым ..., так и после него.


Если причастный оборот стоит перед ..., то он..., если же он стоит после…, то он всегда выделяется запятыми.
Причастия могут быть страдательными и ….
Действительные причастия имеют полную и ... формы.
Краткие причастия в предложении всегда выступают в роли … и с НЕ пишутся ... .
11. Подведение итогов. Рефлексия.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
— Сегодня я узнал…
— Было интересно…
— Было трудно…
— Я приобрел…
— Я смог…
— Я попробую…
— Я научился…

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ