Логотип Магариф уку
Цитата: Только посредством образования может человек стать человеком (Иммануил Кант)

УРОКИ ЗДОРОВЬЯ: ПОЗНАЙ СЕБЯ

(Программа элективного курса для учащихся IX классов)Чулпан ШАНГАРЕЕВА,учитель биологии Карабашской средней школы № 2 Бугульминского районаЧто же такое здоровье? Согласно определению Всемирной организ...

(Программа элективного курса для учащихся IX классов)
Чулпан ШАНГАРЕЕВА,
учитель биологии Карабашской средней школы № 2 Бугульминского района

Что же такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия человека, отсутствие болезней, физических дефектов, оптимальный уровень работоспособности при максимальной продолжительности жизни». Образ жизни, состояние экологии, организация питания, наличие вредных привычек, наследственность – все это слагаемые здоровья человека.


Понятие образ жизни включает следующие составляющие: рациональное питание, физическую активность, личную гигиену, отношение к вредным привычкам, здоровый психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.


Образовательная программа «Уроки здоровья – познай себя» имеет интеллектуально-познавательную и просветительскую направленность.


Программа является дополнением к изученному курсу «Биология. Человек». Она включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, и наиболее ценный опыт практической деятельности человека. На основе этой программы учащиеся знакомятся:


 • с данными, необходимыми для реализации своих природных возможностей: «здоровое тело – здоровая душа – здоровый образ жизни»;


 • с внутренним миром человека, его поведением, психикой.


 Учащиеся учатся:


 • создавать условия, необходимые для сохранения собственного здоровья (снимать психические перегрузки, управлять своими чувствами);


 • познавать себя, людей, общаться и сотрудничать с ними.


С конца XIX века жизнь человека принципиально изменилась. Темп жизни стал запредельным. Научно-техническая революция в короткие сроки резко изменила образ жизни, её условия. Соответственно драматически изменилась и адаптация к реальной жизни. Она перестала зависеть от роста, физической силы.


Приспособленность человека к действительности зависит в наше время от его психических возможностей, от него самого. Здоровье ребенка можно считать нормой, если он:


 • умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья);


 • проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость (интеллектуальный аспект здоровья);


 • честен, самокритичен (нравственное здоровье);


 • коммуникабелен (социальное здоровье);


 • уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).


Цель программы. Сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни, заинтересовать учащихся самим собой, пробудить стремление жить полноценный человеческой жизнью, крепить истинно человеческие отношения.


Основные задачи программы.


Обучающие:


 • обогащение словарного запаса ребенка терминами из области анатомии и физиологии человека;


 • помочь учащимся познать самих себя в здоровье и болезнях, научить приспосабливаться ко всем более усложняющимся условиям жизни, жить в согласии со своей натурой и с людьми.


Развивающие:


 • развитие у детей потребности в создании здоровой окружающей среды в школе и семье;


 • развитие элементарных представлений о структуре и функциях тела;


 • развитие познавательных психических процессов (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь).


Воспитательные:


 • способствовать формированию ответственного поведения к своему здоровью;


 • формирование установки на здоровый образ жизни;


 • стимулировать открытость при разговоре о вредных привычках;


 • усилить связь между знаниями о своем здоровье, отношении к нему и поведением;


 • воспитывать эстетический вкус и аккуратность;


 • установление положительной психологической атмосферы в классе.


 Программа курса рассчитана на 12 часов (1 час в неделю).


 Уровни усвоения учебного материала.


Учащиеся должны знать, что такое темперамент, характер, эмоции, их роль; самооценка, её значение для здоровья; стрессы, аутотренинг.


Уметь:


•снимать психические перегрузки;


•составлять карту своего психо-физического состояния;


• управлять своими чувствами;


• познавать людей, общаться и сотрудничать с ними.


 Содержание программы.


 1. Введение. (1 час)


 С чего все началось. Библия о возникновении жизни на Земле. Ученые о зарождении жизни. Появление человека. Роль родителей в нашей жизни. Все живое в природе растет и изменяется. Что такое здоровый образ жизни?


 Теоретическая часть: беседа.


 Практическая часть: обзор книг о здоровье.



  1. 2.        Самопознание и саморегуляция. (1 час)


 Я как индивидуальность. Внешние сходства и различия людей. Способы самопознания: определение ведущего глаза, уха. Мои друзья и одноклассники. Правила знакомства. Здоровье зависит от микроклимата в классе. Элементарные эмоции. Чувства человека: любовь, радость, грусть, страх. Выражение чувств: мимика, слово, слезы, смех. Индивидуальные способы проявления эмоций и выражения чувств. Смех продлевает жизнь. Музыка лечит, музыка учит.


 Теоретическая часть: чтение и обсуждение научно-популярной литературы, ролевые игры, разговор со школьным психологом


 Практическая часть: тестирование «Умею ли я контролировать свое поведение?»



  1. 3.        Типы людей. (1 час)


Психофизиологические качества людей. Характер как индивидуальное качество. 4 вида темперамента: холерический (сильный неуравновешенный), сангвинический (сильный, уравновешенный, подвижный), флегматический (сильный, уравновешенный, инертный) и меланхолический (слабый).


 Изучение методики определения темперамента и психофизиологческих качеств.


 Теоретическая часть: чтение и обсуждение научно-популярной литературы, ролевые игры.


 Практическая часть: Опросник «Г. Айзенка»



  1. 4.        Темперамент, конституция, индивидуальность. (1 час)


 Определение понятий «структура личности» и «темперамент». Общее понятие о темпераменте. Основные компоненты темперамента. История учений о типах темперамента. Психологическая характеристика типов темперамента. Темперамент и деятельность.


 Теоретическая часть: чтение и обсуждение научно-популярной литературы, ролевые игры.


 Практическая часть: тестирование.



  1. 5.        Характер, воспитание воли и характера. (1 час)


Принципиальность. Целеустремлённость. Решительность. Настойчивость. Выдержка и самообладание. Смелость и мужество.


Теоретическая часть: чтение и обсуждение научно-популярной литературы, ролевая игра «Пожелания себе», составление и просмотр презентации.


 Практическая часть: тест для определения волевого потенциала личности.



  1. 6.        Наши эмоции. Их роль (страх, радость, печаль). (1 час)


Эмоции положительные, отрицательные. Представление об эмоциях, их разнообразии; показать значимость эмоций в общении, деятельности, формировать у детей навыки эмоциональной саморегуляции; воспитывать эмоциональную отзывчивость развивать эмпатичность.


 Теоретическая часть: чтение и обсуждение научно-популярной литературы, ролевые игры.


 Практическая часть: Кинезиологическая разминка для снятия напряжения и стресса



  1. 7.        Стресс несчастье или благо? (1 час)


 Понятие «стресс», влияние стресса и дистресса на организм, психику человека, показать пути выработки адаптивной стратегии поведения в стрессовых ситуациях.


 Теоретическая часть: чтение и обсуждение научно-популярной литературы, ролевые игры выявление признаков стрессового напряжения.


 Практическая часть: тест на самооценку стрессоустойчивости личности. Обсуждение результатов.



  1. 8.        Личность: чувства достоинства, притязания, самоутверждения. (1 час)


Процесс самоутверждения и основные его характеристики. Правильное реагирование на возникающие противоречия, определять причины их возникновения, находить пути примирения, создавать максимально комфортные условия для взаимодействия со сверстниками.


Теоретическая часть: беседы, групповая дискуссия, рассказы, видео- уроки.


Практическая часть: выполнение упражнений.


 



  1. 9.        Как учиться жить с людьми? (1 час)


Формирование нравственных качеств человека и гражданина, а именно: активности, ответственности, взаимопомощи, честности, трудолюбия и бережного отношения к своему здоровью.


Теоретическая часть: беседы, групповая дискуссия, рассказы.


Практическая часть: выполнение упражнений.


 10. Болезнь расплата за невежество. (1 час)


Что такое здоровье и что такое болезнь? Чтобы сохранить здоровье, нужно хорошо узнать себя. Здоровье человека связано с его образом жизни, оно достояние каждого и богатство всей страны. Факторы, влияющие на здоровье человека. Зависимость здоровья человека от здоровья природы в целом и от здоровья Земли. Может ли Земля болеть? Правила личной безопасности и профилактики травматизма при взаимодействии с окружающей средой. Анализируем свой образ жизни. Правила и нормы здорового образа жизни. Отличие ребенка от взрослого. Бережное отношение к пожилым людям. Как сохранить свое здоровье до самой старости? Мой здоровый образ жизни и образ жизни моей семьи. Программа здоровья и ее роль.


 Теоретическая часть: беседы, групповая дискуссия, рассказы, видео-уроки.


 Практическая часть: конкурс рисунков, экскурсия в поселковую поликлинику, игра-путешествие.


 11. Полезные и вредные привычки. (1 час)


 Полезные и вредные привычки. Правила социально желательного поведения. Значение семьи в формировании здоровых установок и навыков ответственного поведения. На что идут дети, чтобы выглядеть взрослыми. Влияние вредных привычек на внешний вид и самочувствие человека.


 Теоретическая часть: видео-урок, инсценирование, беседа с медицинским работником.


 Практическая часть: проектная работа, конкурс рисунков и плакатов.


12. Зависимость и созависимость. (1 час)


Определение и понятие созависимости. Характерные признаки созависимости. Виды зависимоти. Дисфункциональная семья – почва созависимости. Преодоление созависимости.


 Теоретическая часть: видео-уроки, беседа, знакомство с научной литературой.


 Практическая часть: проектная работа «Что представляет собой помощь созависимым?».

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ