УРОКИ ЗДОРОВЬЯ: ПОЗНАЙ СЕБЯ
(Программа элективного курса для учащихся IX классов)Чулпан ШАНГАРЕЕВА,учитель биологии Карабашской средней школы № 2 Бугульминского районаЧто же такое здоровье? Согласно определению Всемирной организ...
Чулпан ШАНГАРЕЕВА,
учитель биологии Карабашской средней школы № 2 Бугульминского района
Что же такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия человека, отсутствие болезней, физических дефектов, оптимальный уровень работоспособности при максимальной продолжительности жизни». Образ жизни, состояние экологии, организация питания, наличие вредных привычек, наследственность – все это слагаемые здоровья человека.
Понятие образ жизни включает следующие составляющие: рациональное питание, физическую активность, личную гигиену, отношение к вредным привычкам, здоровый психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.
Образовательная программа «Уроки здоровья – познай себя» имеет интеллектуально-познавательную и просветительскую направленность.
Программа является дополнением к изученному курсу «Биология. Человек». Она включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, и наиболее ценный опыт практической деятельности человека. На основе этой программы учащиеся знакомятся:
• с данными, необходимыми для реализации своих природных возможностей: «здоровое тело – здоровая душа – здоровый образ жизни»;
• с внутренним миром человека, его поведением, психикой.
Учащиеся учатся:
• создавать условия, необходимые для сохранения собственного здоровья (снимать психические перегрузки, управлять своими чувствами);
• познавать себя, людей, общаться и сотрудничать с ними.
С конца XIX века жизнь человека принципиально изменилась. Темп жизни стал запредельным. Научно-техническая революция в короткие сроки резко изменила образ жизни, её условия. Соответственно драматически изменилась и адаптация к реальной жизни. Она перестала зависеть от роста, физической силы.
Приспособленность человека к действительности зависит в наше время от его психических возможностей, от него самого. Здоровье ребенка можно считать нормой, если он:
• умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья);
• проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость (интеллектуальный аспект здоровья);
• честен, самокритичен (нравственное здоровье);
• коммуникабелен (социальное здоровье);
• уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).
Цель программы. Сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни, заинтересовать учащихся самим собой, пробудить стремление жить полноценный человеческой жизнью, крепить истинно человеческие отношения.
Основные задачи программы.
Обучающие:
• обогащение словарного запаса ребенка терминами из области анатомии и физиологии человека;
• помочь учащимся познать самих себя в здоровье и болезнях, научить приспосабливаться ко всем более усложняющимся условиям жизни, жить в согласии со своей натурой и с людьми.
Развивающие:
• развитие у детей потребности в создании здоровой окружающей среды в школе и семье;
• развитие элементарных представлений о структуре и функциях тела;
• развитие познавательных психических процессов (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь).
Воспитательные:
• способствовать формированию ответственного поведения к своему здоровью;
• формирование установки на здоровый образ жизни;
• стимулировать открытость при разговоре о вредных привычках;
• усилить связь между знаниями о своем здоровье, отношении к нему и поведением;
• воспитывать эстетический вкус и аккуратность;
• установление положительной психологической атмосферы в классе.
Программа курса рассчитана на 12 часов (1 час в неделю).
Уровни усвоения учебного материала.
Учащиеся должны знать, что такое темперамент, характер, эмоции, их роль; самооценка, её значение для здоровья; стрессы, аутотренинг.
Уметь:
•снимать психические перегрузки;
•составлять карту своего психо-физического состояния;
• управлять своими чувствами;
• познавать людей, общаться и сотрудничать с ними.
Содержание программы.
1. Введение. (1 час)
С чего все началось. Библия о возникновении жизни на Земле. Ученые о зарождении жизни. Появление человека. Роль родителей в нашей жизни. Все живое в природе растет и изменяется. Что такое здоровый образ жизни?
Теоретическая часть: беседа.
Практическая часть: обзор книг о здоровье.
- 2. Самопознание и саморегуляция. (1 час)
Я как индивидуальность. Внешние сходства и различия людей. Способы самопознания: определение ведущего глаза, уха. Мои друзья и одноклассники. Правила знакомства. Здоровье зависит от микроклимата в классе. Элементарные эмоции. Чувства человека: любовь, радость, грусть, страх. Выражение чувств: мимика, слово, слезы, смех. Индивидуальные способы проявления эмоций и выражения чувств. Смех продлевает жизнь. Музыка лечит, музыка учит.
Теоретическая часть: чтение и обсуждение научно-популярной литературы, ролевые игры, разговор со школьным психологом
Практическая часть: тестирование «Умею ли я контролировать свое поведение?»
- 3. Типы людей. (1 час)
Психофизиологические качества людей. Характер как индивидуальное качество. 4 вида темперамента: холерический (сильный неуравновешенный), сангвинический (сильный, уравновешенный, подвижный), флегматический (сильный, уравновешенный, инертный) и меланхолический (слабый).
Изучение методики определения темперамента и психофизиологческих качеств.
Теоретическая часть: чтение и обсуждение научно-популярной литературы, ролевые игры.
Практическая часть: Опросник «Г. Айзенка»
- 4. Темперамент, конституция, индивидуальность. (1 час)
Определение понятий «структура личности» и «темперамент». Общее понятие о темпераменте. Основные компоненты темперамента. История учений о типах темперамента. Психологическая характеристика типов темперамента. Темперамент и деятельность.
Теоретическая часть: чтение и обсуждение научно-популярной литературы, ролевые игры.
Практическая часть: тестирование.
- 5. Характер, воспитание воли и характера. (1 час)
Принципиальность. Целеустремлённость. Решительность. Настойчивость. Выдержка и самообладание. Смелость и мужество.
Теоретическая часть: чтение и обсуждение научно-популярной литературы, ролевая игра «Пожелания себе», составление и просмотр презентации.
Практическая часть: тест для определения волевого потенциала личности.
- 6. Наши эмоции. Их роль (страх, радость, печаль). (1 час)
Эмоции положительные, отрицательные. Представление об эмоциях, их разнообразии; показать значимость эмоций в общении, деятельности, формировать у детей навыки эмоциональной саморегуляции; воспитывать эмоциональную отзывчивость развивать эмпатичность.
Теоретическая часть: чтение и обсуждение научно-популярной литературы, ролевые игры.
Практическая часть: Кинезиологическая разминка для снятия напряжения и стресса
- 7. Стресс – несчастье или благо? (1 час)
Понятие «стресс», влияние стресса и дистресса на организм, психику человека, показать пути выработки адаптивной стратегии поведения в стрессовых ситуациях.
Теоретическая часть: чтение и обсуждение научно-популярной литературы, ролевые игры выявление признаков стрессового напряжения.
Практическая часть: тест на самооценку стрессоустойчивости личности. Обсуждение результатов.
- 8. Личность: чувства достоинства, притязания, самоутверждения. (1 час)
Процесс самоутверждения и основные его характеристики. Правильное реагирование на возникающие противоречия, определять причины их возникновения, находить пути примирения, создавать максимально комфортные условия для взаимодействия со сверстниками.
Теоретическая часть: беседы, групповая дискуссия, рассказы, видео- уроки.
Практическая часть: выполнение упражнений.
- 9. Как учиться жить с людьми? (1 час)
Формирование нравственных качеств человека и гражданина, а именно: активности, ответственности, взаимопомощи, честности, трудолюбия и бережного отношения к своему здоровью.
Теоретическая часть: беседы, групповая дискуссия, рассказы.
Практическая часть: выполнение упражнений.
10. Болезнь – расплата за невежество. (1 час)
Что такое здоровье и что такое болезнь? Чтобы сохранить здоровье, нужно хорошо узнать себя. Здоровье человека связано с его образом жизни, оно достояние каждого и богатство всей страны. Факторы, влияющие на здоровье человека. Зависимость здоровья человека от здоровья природы в целом и от здоровья Земли. Может ли Земля болеть? Правила личной безопасности и профилактики травматизма при взаимодействии с окружающей средой. Анализируем свой образ жизни. Правила и нормы здорового образа жизни. Отличие ребенка от взрослого. Бережное отношение к пожилым людям. Как сохранить свое здоровье до самой старости? Мой здоровый образ жизни и образ жизни моей семьи. Программа здоровья и ее роль.
Теоретическая часть: беседы, групповая дискуссия, рассказы, видео-уроки.
Практическая часть: конкурс рисунков, экскурсия в поселковую поликлинику, игра-путешествие.
11. Полезные и вредные привычки. (1 час)
Полезные и вредные привычки. Правила социально желательного поведения. Значение семьи в формировании здоровых установок и навыков ответственного поведения. На что идут дети, чтобы выглядеть взрослыми. Влияние вредных привычек на внешний вид и самочувствие человека.
Теоретическая часть: видео-урок, инсценирование, беседа с медицинским работником.
Практическая часть: проектная работа, конкурс рисунков и плакатов.
12. Зависимость и созависимость. (1 час)
Определение и понятие созависимости. Характерные признаки созависимости. Виды зависимоти. Дисфункциональная семья – почва созависимости. Преодоление созависимости.
Теоретическая часть: видео-уроки, беседа, знакомство с научной литературой.
Практическая часть: проектная работа «Что представляет собой помощь созависимым?».
Комментарийлар