Вектор развития личности
Шакиртянова Лилия Наиловна,учитель русского языка и литературы средней школы п.г.т. Актюбинский Азнакаевского районаЗдравствуйте, уважаемые родители. Сегодня на повестке дня такой вопрос: как формируе...
учитель русского языка и литературы средней школы п.г.т. Актюбинский Азнакаевского района
Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня на повестке дня такой вопрос: как формируется личность ребенка. Вопрос трудный, и поэтому мы разложим его на составляющие и попытаемся найти ответы на них. Каков вектор развития личности учащегося в условиях сельской школы: ценностные приоритеты? Что может дать сельская школа для формирования личности учащегося? Что формирует личность в контексте ГИА: базовые умения, необходимые для успешного поступления в ВУЗ.
Ваши дети учатся в сельской школе. Я думаю, вы согласитесь, что человек, рожденный в сельской местности, получивший воспитание и образование в условиях сельской школы, будет носителем в той или иной степени деревенского, сельского типа менталитета (назовем его кантри-менталитет), а городской человек, выросший в условиях многолюдия и каменных "улей", воспримет философию мегаполисов (урба-менталитет, сокращенное от «урбанистический»). Каковы же будут их ценностные ориентиры? Что определяет мировоззренческие устои ученика сельской школы? Ведь они в конечном итоге обеспечивают сохранность, безопасность, защиту и смысл его жизни в настоящем и будущем.
Неправильная трактовка векторов развития личности сельского и городского ребенка, смешение их, трактовка с одного ракурса приводит к однобоким решениям, смысл которых только в том, чтобы запретить. Прогнозы такой политики, я думаю, неоптимистичны.
Для кантри-менталитета характерна консервативность мышления, что объясняется приверженностью к земле, природе, традициям, ибо они определяют содержание и качество жизни человека. Отличием городского человека является его способность к мобильности, что проявляется в адекватном принятии перемены мест или жительства, или работы, интерес к путешествиям, или одиночество как следствие многолюдия. Сельскому школьнику сызмала прививаются принципы патриархальности, поэтому он понимает важность родственных уз, чтит отца и мать. Ценностным ориентиром для него является труд, пример которого он видит в своих родителях. Такова парадигма жизненных ценностей.
Каковы же ориентиры сельского школьника в учебе? Учитель. Он же носитель и вечных ценностей, и воспитатель, и новатор.
Что может дать сельская школа для развития личности ребенка? Знания. Необходимые не только для успешной сдачи ОГЭ-ЕГЭ, но и для дальнейшей жизни. Вопрос ведь не только в том, чтобы успешно сдать экзамены, но и в том, чтобы быть успешным в жизни. Значит, одна из составляющих успеха в жизни и есть школа: учеба, классный коллектив, учителя, то есть среда, в которой культивируются вечные ценности: семья, любовь к родине, большой и малой, труд. Эти постулаты советской идеологии незыблемы, связующи. Именно они должны быть двигателем в познании окружающего мира, которое сводится не только к получению знаний, но и осознанному пониманию, зачем нужны эти знания: служить Родине, быть нужным людям. Поясню: выпускник сельской школы, отучившись и получив профессию, возвращается в свой район, в свое село, деревню и работает на благо своих сельчан, земляков. Разве таких примеров мало? Потеря связующей нити влечет разобщенность людей, потерю ценностных ориентиров. А ведь нас ждут трудные времена.
А теперь рассмотрим личность школьника через призму ОГЭ-ЕГЭ. На сегодняшний день реальность такова, что ученик должен затрачивать колоссальные усилия, чтобы прилично сдать экзамены. Я имею в виду не банальное преодоление минимального порога по предмету, а качественную сдачу, например, ЕГЭ. Но сие невозможно без дополнительной подготовки к экзаменам, которая реализуется в следующей цепи: школьный учитель – репетитор (интернет-онлайн, («Фосфорд», рекомендую!) или практикующий учитель). Хотя в идеале это должен быть только школьный учитель. Коллапс с точными дисциплинами (математика, физика) и не только, который наблюдается в районе, и приводит к возникновению репетиторства.
В основе успешной сдачи ЕГЭ, безусловно, лежат базовые знания, умения и навыки, которые формируются благодаря академическим способностям. Вот их и надо развивать. Это крепкая память, развитая речь и мышление, обостренное восприятие. Как правило, успехов в учебе достигают ученики, обладающие отзывчивостью: учитель направляет – ученик выполняет. ЗУНы могут аккумулироваться – ученик аккумулирует в себе все, чему учит учитель. Познание окружающего мира дает мощный толчок к духовному развитию ребенка. Познавая, ребенок становится личностью. Как правило, сильные ученики – высокомотивированные дети, обладающие и работоспособностью, и трудолюбием, и прилежанием в учебе, и здоровьем. С такими учениками интересно работать, ибо видишь результаты своего труда. А много ли надо учителю для радости?!
Подведем итоги. Современная сельская школа ориентирует своих учеников на следующую парадигму жизненных ценностей: крепкая семья – школа, которая учит главным ценностям жизни – успешность в жизни, а школа обеспечивает через познание окружающего мира духовное богатство личности ребенка. Это реальность, и это реально.
Комментарийлар