Логотип Магариф уку
Цитата:

Водоёмы нашего края и их охрана

(Окружающий мир, 4 класс)Зульфия ХАБИБУЛЛИНА,учитель высшей квалификационной категории средней школы № 129 г. КазаниТема раздела: «Родной край – часть большой страны»Базовый учебник: Мир вокруг нас. 4...

(Окружающий мир, 4 класс)
Зульфия ХАБИБУЛЛИНА,
учитель высшей квалификационной категории средней школы № 129 г. Казани
Тема раздела: «Родной край – часть большой страны»

Базовый учебник: Мир вокруг нас. 4 класс. А.А. Плешаков, Е.А.Крючкова, часть 1. – М.: Просвещение, 2009.


Цель урока: способствовать расширению знаний обучающихся о водоёмах нашего края, ознакомлению с достопримечательностями родного края, воспитывать любовь к родному краю.


Планируемые результаты образования.


Предметные: научиться работать с учебником, картами; получить представления о водоемах РТ; о значении воды для здоровья и жизни человека.


Метапредметные


Познавательные: научиться добывать новые знания: извлекать необходимую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, презентация учащихся и учителя, карта); применять логические действия: анализ, сравнение, обобщение; строить рассуждения.


Регулятивные: отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке, понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, использовать учебник при работе по предложенному плану.


Коммуникативные: слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке; учиться выполнять различные роли в группе.


Личностные: осознать красоту родного края, значимость полученных знаний о воде.


Тип урока: урок открытия нового знания.


Материально-техническое обеспечение урока: учебник по окружающему миру (Мир вокруг нас. 4 класс. А.А. Плешаков, Е.А.Крючкова, часть 1. – М.: Просвещение, 2009. - 154-158; физическая карта России, Республики Татарстан; тест «Поверхность нашего края»; презентация «Водоёмы нашего края и их охрана»; презентация по защите проекта; раздаточный материал:          физическая карта Республики Татарстан; схема «Составные части реки»; компьютер; мультимедийный проектор


Ход урока.


I. Организационный момент.


Учитель: Родина! Это слово с детства знает каждый. А что значит слово Родина для вас? (Россия, Республика Татарстан, город Казань, наш поселок.)


Учитель: Какой раздел мы начали изучать? («Родной край – часть большой страны»)


II. Повторение ранее изученного материала.


Учитель: На прошлом уроке мы изучали поверхность нашего края.
Сегодня проверим, как хорошо вы усвоили изученный материал. (Тест «Поверхность нашего края».)


1. Выбери верное определение:


небольшое возвышение высотой до 200 м над окружающей местностью – это


а) равнина;


б) гора;


в) холм.


2. Выбери верное определение:


ровная поверхность с незначительным уклоном – это


а) равнина;


б) гора;


в) холм.


3. Выбери верное определение:


участки земной поверхности, которые возвышаются над окружающей местностью выше 200 м – это


а) равнина;


б) гора;


в) холм.


4. Какая возвышенность находится на западе нашей республики?


а) Приволжская возвышенность;


б) Сарапульская возвышенность;


в) Можгинская возвышенность.


5. Какая возвышенность находится на юго-востоке нашей республики?


а) Можгинская вовышенность;


б) Сарапульская возвышенность;


в) Бугульминско-Белебеевская возвышенность.


Учитель: Есть ли горы на территории Республики Татарстан? Покажите на карте. (Тетюшские горы 235 м, Сюкеевы горы, Услонские горы 224 м, Высокая гора 206 м.)


Проверка теста


III. Этап мотивации.


Учитель: На прошлом уроке мы изучали поверхность нашего края. О чем будем говорить сегодня, узнаете из загадки.


Чуть дрожит на ветерке лента на просторе,


Узкий кончик в роднике, а широкий в море. (Река.)


Учитель: Какие еще водоемы можете назвать? (Пруд, болото, озеро, канал, океан, водохранилище.)


Учитель: Наверное, вы догадались и сами можете назвать тему нашего урока. (Водоемы нашего края.)


Учитель: Сегодня мы познакомимся с водоемами нашего края, о некоторых расскажем подробнее, узнаем, какие растения и животные обитают в водоемах, расскажем, какое значение имеют водоемы в жизни, затронем вопросы охраны водоемов, правилами поведения на воде.


IV. Этап актуализации и пробного учебного действия.


1) Составление таблицы классификации водоёмов.


Учитель: Мы назвали водоемы. На какие 2 группы можно разделить эти водоемы по происхождению?


Учитель: Какие водоёмы называют естественными?


Учитель: Какие водоёмы называют искусственными?


Учитель: Назовите искусственные водоемы.


А для каких целей люди создают водоемы?


2) Составление схемы составных частей реки.


Учитель: Давайте вспомним составные части реки. У вас на столе схема реки, укажите на схеме её составные части. С помощью красной стрелки покажите направление реки. (Взаимопроверка по слайду.)


Учитель: Проверьте правильность выполненной работы своего соседа по экрану. Как называется начало реки? (Начало реки - исток.)


Учитель: Как называется место, где река впадает в другую реку, озеро или море? (Устье.)


Учитель: Что такое приток? (Река, которая впадает в другую реку.)


Учитель: Как определить правый, левый приток? (Надо встать по направлению течения, справа будет правый приток, слева – левый приток.)


Учитель: А какие водоемы Республики Татарстан вы знаете? Назовите водоемы нашей республики. (Волга, Кама, Вятка, Белая, Казанка, Озеро Кабан, Лебяжье, Раифское, Куйбышевское, Нижнекамское водохранилища…)


3) Рассказ учителя и показ на демонстрационной карте Республики Татарстан.


Учитель: Татарстан находится на месте слияния 2-х крупных рек Европы – Волги и Камы. Они, а также два притока реки Кама – Белая и Вятка являются главными реками республики. В республике имеется 4 водохранилища, крупнейшие из них – Нижнекамское и Куйбышевское. На территории РТ насчитывается около 7 тыс. озер.


Кроме того по территории РТ течет около 500 мелких рек длиной не менее 10 км. Сейчас мы их найдем по карте. Напомним, что показывать реку надо от истока к устью! (Работа по карте: учитель показывает на демонстрационной карте, учащиеся работают по индивидуальным картам.)


V. Этап реализации построенного проекта.


1. Защита проекта «Река Волга».


2. Защита проекта «Река Кама».


3. Защита проекта «Река Казанка»


Учитель: На территории РТ – около 7 тыс. озер. А какое озеро находится близко к нашему поселку?


Защита проекта «Озеро Кабан».


Учитель: А какое озеро самое глубокое? (Большинство озер мелководные – 1-3 м. Раифское озеро – глубина 19,6 м, Голубое озеро – глубина около 20 м.)


Учитель: Есть ли экологические проблемы у наших водоемов? (Загрязнение воды.)


Учитель: С чем это связано? (Заводы сливают грязную воду,сами люди загрязняют берега рек,  случаются техногенные катастрофы.)


VI. Этап включения в систему знаний и закрепления с проговариванием во внешней речи.


Групповая работа.


Каждая группа получает задание и начинает работать.


1. Значение водоемов и их охрана. Рабочая тетрадь с. 69 задание № 2, учебник с. 155 1,2 абзац прочитать и рассказать о значении водоемов и их охране.


2. Экологические проблемы. Учебник с. 155-156 прочитать, рабочая тетрадь с. 70 № 3. Рассказать об экологических проблемах.


3. Как взрослые и школьники должны охранять водоемы? Составить устное обращение к своим сверстникам, призывающее бережно относиться к водным богатствам. (Можно воспользоваться текстом учебника на с. 155-156.)


VII. Рефлексия.


Дополните предложения:


Меня удивило на уроке?


Я узнал (-а) впервые?


Меня беспокоит?


Меня волнует (не волнует) будущее моего края, потому что…


VIII. Оценивание


IX. Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении. Заполнить вторую таблицу «Описание водоема», написать письмо-обращение к будущим поколениям с призывом охранять водоемы.

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ