«Юный журналист». В кружке - первый
Алексей ЕГОРОВ, учитель истории и обществознания средней школы №11 Зеленодольского района, кандидат исторических наукОт молодого учителя всегда ждут чего-то нового, неординарного, предлагая ему для ра...
Алексей ЕГОРОВ, учитель истории и обществознания средней школы №11 Зеленодольского района, кандидат исторических наук
От молодого учителя всегда ждут чего-то нового, неординарного, предлагая ему для раскрытия организаторских и прочих талантов вести кружок. Мне в этом плане повезло вдвойне – в родной школе я издаю газету «32 августа» и развиваю социальную активность старшеклассников по программе «Основы лидерства». Работа интересная, заставляющая искать и находить «пароли доступа» к привередливой тинейджерской душе.
Есть «контакт»!
...Делу подготовки к ЕГЭ и ГИА популярность сетевого общения, конечно, вредит, но изучению основ журналистики – помогает. Понимая это, я много времени уделяю взаимодействию с членами кружка «Юный журналист» через одну из социальных сетей. Создал в ней группу и начал засыпать кружковцев вопросами типа «что ты думаешь об этом?» или «кто-нибудь из твоих одноклассников занимается тем-то?».
Именно с помощью подобных вопросов я узнал об участии двух выпускников нашей школы в международной регате the Tall Ships Races 2013. Информацию сообщил восьмиклассник Елисей Гулинский. Оказалось, что после школы мальчик посещает яхт-клуб «Дельфин», под флагом которого и плавали к берегам туманного Альбиона зеленодольские участники регаты. У Елисея есть мечта – этим летом подышать соленым ветром Балтики на масштабном мероприятии, посвященном 300-летию Гангутского сражения. Немного эрудиции и у двухполосного материала появилось название – «Так вперед за Гулинского мечтой кочевой». Радости Елисея, почувствовавшего одновременно и признание, и внимание к собственной персоне, не было предела. Ну а мне было приятно, что черновой материал для статьи собрали две одноклассницы «царевича».
Не отметить Сочинскую Олимпиаду в январском номере «32 августа» было невозможно. Благо, в рекреации второго этажа висит стенд «Олимпийские надежды», персоналии которого я и поручил «пробить» в социальных сетях кружковцам. На предложение рассказать о своих достижениях, как и ожидалось, откликнулись самые талантливые и целеустремленные в своем виде спорта. Из их ответов родился материал «Олимпийское золото. Ждем», ставший, судя по количеству лайков в группе, хитом номера. Понравилась заметка и одному из ее героев, 14-летнему кандидату в мастера спорта по греко-римской борьбе Жене Маслихину. Парень хулиганистый, но вместе с тем неформальный лидер школы, чье мнение ценят многие другие ребята. Завоевать его признание для ученической газеты сродни интервью с телезвездой для какого-нибудь гламурного журнальчика. Женя, хотя я ничего не веду у него, здоровается со мной при всяком удобном случае, будем считать, что экзамен сдан.
Понять и простить
Елисей, Женя – ребята из категории трудных. Работу с ними я считаю приоритетной для школьной газеты. Об отличниках и активистах и без того много говорят, а эти как однажды прослыли хулиганами, так и не могут вырваться из порочного круга негативного к себе отношения. А между тем и у трудных детей есть таланты. Увидеть, а тем более отметить их – задача для учителя с психологической точки зрения сложная. На язык просится что-нибудь этакое: «Он (она) на моих уроках штаны (юбки) протирают, а я же еще и пиши о нем (ней) в радужных тонах». Полный таких мыслей я редактировал материал «Руслана и Евгений» для мартовского номера «32 августа». Думал и писал об увлечении Русланы портретной фотографией и об успехах Евгения в занятиях битбоксингом. За этим делом как-то само собой отошли на задний план проявления шкодливой натуры указанных учеников и в Прощеное воскресенье я их от всей души простил.
Современные дети, если мерить их по меркам своего поколения, будто сотканы из недостатков. Проблема отцов и детей, понимаете ли. Но в одном достоинстве им точно не откажешь – они очень восприимчивы к любому, даже гипотетическому нарушению своих интересов. Я это понял во время «Урока налоговой грамотности», которому по случаю Дня налоговика (21 ноября), полагалось отвести 10-15 минут от обычного урока. Сценарий мероприятия прилагался, в нем в качестве затравки стоял вопрос: «Представьте, что законодательное собрание нашего города решило ввести налог на домашних собак. Как вы думаете, какие проблемы этих милых животных он бы решил?» Дети живо представили и бурно прореагировали. Доводы «против» преобладали и были не по-детски аргументированными. А если у человека не одна, а несколько собак? Ему за свою доброту расплачиваться? Многие просто выбросят своих питомцев на улицу, чтобы не платить налог. Какое же это решение проблем «милых животных»? Не кажется ли вам, что после собак настанет черед кошек, хомячков и прочей домашней живости?.. Из высказанных мнений родился материал с красноречивым названием «Собака бывает кусачей. Как и налоги».
Ну и не надо забывать в качестве источника вдохновения неповторимый и непредсказуемый ход детских мыслей, в свое время столь успешно эксплуатируемых популярным телешоу «Устами младенца». Чего стоят вопросы пятиклашек для кроссвордов по истории древнего мира! Отгадать их взрослому, перегруженному образованием человеку порой бывает сложно. Я, оказывается, не знаю, «какими были войны, которые вел Александр Македонский?» По здравому смыслу, они могли быть только завоевательными, по мнению ребенка – ожесточенными (так написано на 200-й странице учебника Михайловского). В той же логике выполнен и вопрос «Чем довольствовались спартанские юноши?» Правильный ответ: скромной пищей. Вы возразите, что ответ в кроссворде обозначается только одним словом, и лишний раз докажете косность собственного мышления. Что называется, во многой мудрости много печали. В апрельском номере эти и другие задания из цикла «Пойми ученика» украсили юмористическую страницу газеты.
Что нам стоит цель поставить?
В преамбуле типовой рабочей программы кружка «Основы лидерства» говорится о важности овладения старшеклассниками «демократической культурой личности». Слова правильные, но противоречивые – демократия предполагает свободу выбора, а она у старшеклассников весьма ограничена – хочешь поступить на бюджет, готовься к ЕГЭ с 1 сентября, не отвлекаясь на не связанные с учебой занятия. Да и понимают они, что лидерство – это талант, который либо есть, либо нет, и наподобие таблицы умножения не учится. Короче говоря, нудный как инструкция по плаванию документ надо было дополнить чем-то по-настоящему интересным. Просмотром кино, например. Не тем, что перегружено спецэффектами, насилием и откровенными сценами, а заставляющим задуматься, в том числе и над вопросами программы «Основы лидерства».
К примеру, для занятия по теме «Целеполагание» я отобрал ленту финского кинорежиссера Аки Каурисмяки «Человек без прошлого» (2002). В центре сюжета - безымянный мужчина, в незнакомом городе подвергшийся нападению местной шпаны и потерявший на этой почве память. Ему приходиться ставить перед собой задачи, на выполнение которых обычно уходят несколько лет. Герой обустраивается на новом месте за считанные месяцы. Все потому, что (цитирую 11-классника Азата Ахметова) «он совершенно верно поставил цель – стать независимым от милости окружающих человеком, и средства к ее достижению – работа, пускай и низкооплачиваемая, инициативность, подкупающая окружающих честность». Вывод правильный и, что немаловажно для кружка, сделанный в порядке живого обсуждения. В таком же формате были получены ответы и на некоторые другие не прописанные, но подразумеваемые учебным планом кружка вопросы: Какая связь между лидерством и работой в команде? Почему коллективы, состоящие из одних лидеров, быстро распадаются? От чего надо быть готовым отказаться ради лидерства?
Нескучная история
Кружок «Основы лидерства» - это еще и проектная деятельность, причем социально-ориентированная. Чтобы такое предложить ребятам, интересное и вместе с тем полезное обществу? Чтобы не быть голословным, приведу темы микроисследований, сформулировать которые в формате мозгового штурма мне помогли члены кружка «Основы лидерства: «Отцы и дети: воспоминания родителей о школе, записанные детьми», «Хроники моногорода: повседневная жизнь рабочих градообразующих предприятий глазами старших родственников», «Мигранты в городе: как и зачем приезжают в наш город граждане бывших союзных республик», «Тыловая правда: ветераны тыла о Великой Отечественной войне». К каждой теме был подготовлен список предварительных вопросов, корректируемый и дополняемый после каждого интервью. В базовый вопросник по теме №1, к примеру, были изначально включены такие позиции:
1. Сколько человек было в вашем классе? Каким был его социальный состав?
2. Были ли те, кого не приняли или кто сам не пожелал стать пионером? Если да, по какой причине? Как к ним относились другие ученики, учителя, администрация школы?
3. Приходилось ли вам (вашим родителям) сдавать деньги на приобретение чего-либо для учебы, класса, школы? Как к этому относились ваши родители?
4. В какие игры играли на переменах, когда вы учились в младшей, средней, старшей школе? Расскажите об их правилах.
5. Школьная любовь. Какие подарки дарили друг другу возлюбленные? Были ли на территории школы места, где они искали уединения?
Как видно из примера, вопросы затрагивают самые разные аспекты школьной повседневности – от практики участия родителей в решении материальных проблем школы до игровой субкультуры учащихся. Столь же разнообразными оказались и полученные ответы. Некоторые из них, не без подсказки учителя, навели «устных историков» на мысль добавить в вопросник позиции о стратегиях поведения учащихся по отношению к представителям организованных преступных группировок или реакции на начало Афганской войны. На мой взгляд, это свидетельство того, что проект задел детей и они не меньше учителя заинтересованы в его результатах. Таковыми можно считать реконструкцию военной биографии прадеда, участие в научной конференции, публикация интервью в печати (для начала сойдет и школьная газета), монтаж фильма по теме микроисследования. Никогда не забуду, как была удивлена интервью своей прабабушки «юная журналистка» Кристина Челышева. Многое из того, о чем та поведала на заседании кружка «Основы лидерства», правнучка слышала впервые, хотя, казалось бы, не посторонние друг другу люди.
Нагородил тут – скажет иной читатель, прочитав мои заметки. Какое отношение они имеют к кружкам, которые ведут химики, математики, биологи и прочие разные географы? Рискну предположить, что самое прямое, ведь не важно, чем вы занимаетесь как педагог дополнительного образования, главное чтобы конечной целью было раскрытие потенциала детей через призму собственной индивидуальности. Другими словами, научая чему-либо, действуйте проверенными, интересными и понятными лично вам средствами...
Комментарийлар