Животные маленькие и большие (простейшие и многоклеточные)
(Окружающий мир. II класс)Наталья ПЕСНЕВА,учитель начальных классов I квалификационной категории Камскополянской средней школы № 2 Нижнекамского районаТип урока: урок введения новых знаний.Методическа...
(Окружающий мир. II класс)
Наталья ПЕСНЕВА,
учитель начальных классов I квалификационной категории Камскополянской средней школы № 2 Нижнекамского района
Тип урока: урок введения новых знаний.
Методическая цель урока: создать условия для знакомства с представителями простейших одноклеточных животных и простых многоклеточных животных
Планируемые результаты образования
Предметные: знать отличительные признаки растений и животных, уметь называть основные особенности простейших животных и общие признаки всех живых организмов.
Метапредметные (критерии сформированности, оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД)
Регулятивные: уметь совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план её решения; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные: общеучебные – строить осознанные и произвольные высказывания в устной форме; извлекать информацию, представленную в разных формах (схема, иллюстрация, презентация, учебники); логические – проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям.
Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Личностные: расширять познавательные интересы, учебные мотивы; работать по заданию самостоятельно, в парах, уметь прислушиваться к мнению других участников учебного процесса, сотрудничать в совместном решении проблемы; сохранять положительную мотивацию к учёбе, усвоению новых действий.
Оборудование: иллюстрации изображений простейших животных, таблицы, презентация, видеоролик, раздаточный материал.
Ход урока
I. Мотивация и целеполагание
− Здравствуйте! Я очень рада видеть в ваших глазах заинтересованность, огонёк любопытства. Сегодня на уроке мы побываем в таинственном мире, скрытом от обычного человеческого глаза. Думаю, что наш урок пройдёт увлекательно и плодотворно. Но, чтобы приоткрыть завесу тайны, я предлагаю вам вспомнить, над какой проблемой вы работали на прошлом уроке?
•Блицопрос:
− Скажите, кто относится к живым участникам круговорота веществ? (Растения и животные.)
− Вспомните, какими существенными признаками отличаются растения от животных? Для этого поработаем с таблицей, которая находится у вас на партах. Работать будете в парах, обсуждая свои предложения. Ваша задача: отметить буквой Р признаки растений, буквой Ж – признаки животных. Если же вы встретите признаки, относящиеся и к растениям, и к животным, то вы ставите оба знака. Работать будете карандашом.
Умеют двигаться | Дышат | Имеют стебель |
Состоят из клеток | Имеют листья | Обладают зелёной окраской |
Ловят добычу | Имеют шерсть | Нуждаются в свете |
Имеют корень | Питаются | Размножаются |
− Итак, какие отличительные признаки растений вы отметили?
− Назовите только отличительные признаки животных.
II. Постановка проблемы
− А что общего имеют все живые организмы? (Состоят из клеток, дышат, растут, питаются, размножаются.)
− В чём заключается роль растений в различных экосистемах? Кем являются растения в экосистемах? (Они являются производителями.)
− Какие самые маленькие растения вы знаете? (Одноклеточные водоросли. Вольфия.)
− Где они живут: на суше или в воде? (В воде.)
− Замечательно! Самое маленькое растение вы знаете. А кто из вас знает самое маленькое животное? (Ответы детей.)
− Да, действительно эти животные по размеру достаточно малы, но всё же они не самые маленькие. Какие вопросы у вас возникли?
♦ Какие животные самые маленькие?
♦ Как они называются?
♦ Где они обитают?
♦ Как они выглядят?
− Как вы думаете, над какой проблемой мы будем работать на сегодняшнем уроке? (Ответы детей.)
− Конечно же, мы будем знакомиться с животными, в том числе и с самыми маленькими. (Начало схемы на доске)
III. Освоение нового содержания и его применение
− Лену и Мишу, так же как и вас, заинтересовала эта проблема. Прислушаемся к их разговору. (Чтение парой учеников диалога на стр. 86 учебника.)
− Кого Лена считает самым маленьким животным? (Землеройку.)
− Что утверждает Миша? Найдите в тексте и прочитайте это предложение. (Самые маленькие животные состоят всего из одной клетки.)
− Правильно, Миша объясняет Лене, что есть одноклеточные (табличка на доске) животные, они-то и являются самыми маленькими животными. Ответили мы на первый наш вопрос? Знали вы об этом раньше? (Нет.) Значит, мы с вами сделали маленькое открытие. Но останавливаться на достигнутом не стоит. Нас ещё много удивительного ждёт впереди.
− Так вот одноклеточных животных учёные назвали простейшими. (Табличка) Как вы думаете, почему? (Они настолько малы, что могут уместиться в мельчайшей капельке воды на кончике самой тоненькой иголочки.) В мире много видов простейших, но некоторые из них ещё неизвестны. А почему? (Они очень малы.) Их невозможно разглядеть невооружённым глазом. Что же делать? Как же люди не только разглядели, но и изучили их? (При помощи микроскопа.)
− Да, действительно, замечательнейшее изобретение английского учёного Роберта Гука четыреста лет назад позволило взглянуть на мельчайшие предметы при большом увеличении. И это изобретение – микроскоп. Именно микроскоп помог разглядеть и наш таинственный, скрытый от глаз мир самых маленьких животных.
Одним из ярких представителей простейших является амёба. И сейчас я предлагаю вам посмотреть короткий видеоролик с изображением амёбы при большом увеличении. Ваша задача: отметить признаки, присущие только животным. И вот что мы можем увидеть. (Ролик о простейших.)
•Обсуждение
− Какие признаки животных вы отметили, просмотрев этот сюжет?
− Что могут делать даже самые маленькие одноклеточные животные? (Дышать, заглатывать добычу, двигаться, расти, размножаться, чувствовать.)
− Растения в процессе фотосинтеза сами создают для себя пищу – органические вещества. А животные питаются готовыми органическими веществами, готовой пищей, они ловят добычу и поглощают её. Для того, чтобы поймать добычу или полакомиться даже самой маленькой водорослью, животные должны двигаться. Но, чтобы двигаться, животные должны чувствовать свет, температуру, улавливать звуки, колебание воздуха, воды и др.
− А теперь обратимся к учебнику. На стр. 86 даны изображения других представителей простейших. Рассмотрите их внимательно и прочитайте названия. (Слайд с простейшими)
− Вы, наверное, обратили внимание, что форма тела животных весьма разнообразна. Как вы думаете, почему учёные назвали это простейшее лучевиком? А инфузория-туфелька похожа на след от туфельки или от башмачка, не правда ли? Жгутиконосец своим названием обязан жгутикам. А вот и трудновыговариваемое простейшее – фораминифера. А чтобы лучше запомнить, как выглядят наши новые знакомые, мы начнём составлять иллюстрированную таблицу. Возьмите лист, на котором записано «Одноклеточные простейшие», положите его перед собой. Работать будете, как обычно, в парах. Перед вами серии картинок, выберите только изображения простейших, пользуйтесь учебником, рисунками на слайде, советуйтесь и приклеивайте нужные изображения. Такую же таблицу мы будем создавать на доске. Вы можете приклеивать в произвольном порядке, как вам удобно. Замечательно. Часть таблицы заполнена, а мы продолжаем работу.
− Где могут жить простейшие? (В воде.) Молодцы! А только ли в воде? Где ещё? Сравните свои предположения с выводами авторов учебника (Стр. 86, 1-й абзац).
− Кроме простейших животных, которые состоят из 1 клетки, есть и многоклеточные (табличка на доске). Их огромное количество, но сегодня мы познакомимся только с самыми простыми. Если у простейших за все важнейшие жизненные функции отвечает одна клетка, то тело многоклеточных животных, состоящих из многих различных клеток, разделено на органы, которые выполняют разные задачи в организме.
Рассмотрите рисунки на стр. 87. Кого из представителей многоклеточных вы узнали сразу. Конечно, это великолепные медузы. К этой группе также относятся красивейшие актинии и кораллы.
А вот как эту группу назвали учёные, вы узнаете, прочитав вполголоса последний абзац на стр.87. Эта группа многоклеточных животных называется кишечнополостные. (Табличка на доске. Слайд)
− Почему эта группа называется кишечнополостными? Прочитайте. (Их тело состоит из двухслойного мешка, внутри которого находится кишечная полость, где происходит переваривание пищи.)
− Итак, в группу кишечнополостных входят великолепные медузы, изящные кораллы и прекраснейшие, но хищные актинии. Продолжаем работу с нашей иллюстрированной таблицей.
• Физминутка
− Вспомните, в чём заключается роль различных животных в экосистемах? (Часть животных – потребители, другая часть – разрушители.) Какую роль выполняют кишечнополостные? (Они потребители.) Интересно, а есть ли среди простых многоклеточных разрушители? Вы с ними не раз встречались. (Черви.) (На схему вывешивается табличка «Черви».)
− И действительно, тела умерших организмов оседают на дно водоёмов или попадают в почву. Они становятся пищей для червей. Это тоже представители простых многоклеточных животных. Слайд
− Чаще всего, выйдя после дождя на улицу, мы видим … (дождевых червей). Черви могут передвигаться и зарываться в землю благодаря мышцам. Кроме круглых червей существуют и плоские черви. Например, в пресных водоёмах можно найти спрятавшихся под корягами, камнями и листьями небольших, длиной 1−2 см, плоских червей – планарий. Планария – хищник, она питается мелкими рачками и червями.
− А вот ещё один, достаточно опасный представитель червей. При несоблюдении правил гигиены, в организме человека могут появиться аскариды, наносящие вред нашему организму. Размножаясь, они вызывают такое заболевание как аскаридоз, чаще всего им болеют дети. Человек заражается аскаридами, употребляя в пищу грязные овощи, фрукты, зелень. Что вы всегда должны соблюдать? (Ответы детей.)
− Итак, к группе многоклеточных животных мы отнесли червей, представителями которых являются дождевой червь, планария и аскарида. Конечно же, им тоже найдётся место в нашей иллюстрированной таблице. (Работа на местах и у доски.)
− А животное, о котором я сейчас вам загадаю загадку, известно вам с раннего детства:
Ил со стенок очищает, нам работу облегчает.
Очень медленно ползёт, домик на себе несёт. (Улитка)
− А может кто-нибудь знает, к какой группе простых многоклеточных животных относится улитка? Молодцы! Кто-то слышал, а кто-то прочитал название в схеме. Да, эта группа называется моллюски. (Табличка на доске)
− Поближе познакомиться с представителями этой группы нам помогут авторы учебника. Рассмотрите рисунки на стр. 88−89. Прочитайте их названия. Какую особенность вы заметили почти у всех представителей моллюсков? (Наличие раковины.) Ваше мнение – для чего она им нужна? Действительно нежное, мягкое тело моллюска – лакомая добыча для любого животного, вот и приспособились они защищаться.
А сейчас я хотела бы проверить вашу зрительную память. Слайды Посмотрите и ответьте на вопрос: Кого из представителей моллюсков нет на слайдах? (Кальмара.) Как вы думаете, почему? (Его тело не защищено раковиной.) Тогда возникает другой вопрос. Слайд
IV. Домашнее задание
− А ответ на вопрос вы найдёте на страницах учебника. Но это будет вашим домашним заданием. А сейчас я прошу вас закончить нашу иллюстрированную схему.
− Ну, что ж всё тайное когда-то становится явным. Вот и мы с вами открыли для себя новый неведомый для нас мир невидимых невооружённым глазом самых маленьких животных, поделились своими знаниями об уже известных, оставили для себя вопросы для размышления и дальнейшего изучения.
V. Систематизация знаний
− А теперь я хочу узнать, насколько понятен и интересен был для вас урок.
− С какими группами живых организмов вы познакомились сегодня на уроке?
♦ 1-ый вопрос проблемы: Какие из них самые маленькие?
♦ 2-ой вопрос проблемы: Как они называются?
♦ 3-ий вопрос проблемы: Где они обитают?
♦ 4-ый вопрос проблемы: Как они выглядят?
− Конечно, запомнить названия всех животных невозможно, но увидеть их образ нам помогла иллюстрированная таблица, в которую дома, я думаю, без затруднений вы внесёте названия этих представителей.
VI. Рефлексия. Оценивание
− Мне хотелось бы узнать, как вы сами оцениваете свою работу на уроке, своё эмоциональное состояние.
− Если вам было всё понятно и интересно, поднимите вверх две руки.
− Если вам было интересно, но вы испытывали некоторые затруднения – поднимите только одну руку.
− Если же вам был непонятен материал и было неинтересно – то не понимайте руки.
− Мне очень было приятно общаться с вами. Я довольна вашей работой на уроке, ценю вашу любознательность и непосредственность. Спасибо за урок.
Комментарийлар