Логотип Магариф уку
Цитата:

Детский мир в музыкальных образах Эльмира Низамова

В 2021 году ежемесячно на страницах журнала «Магариф» опубликовался цикл произведений Эльмира Низамова «Времена года». Когда-то всемирно известный русский композитор, автор десяти опер, трех балетов и...

В 2021 году ежемесячно на страницах журнала «Магариф» опубликовался цикл произведений Эльмира Низамова «Времена года». Когда-то всемирно известный русский композитор, автор десяти опер, трех балетов и семи симфоний – Петр Ильич Чайковский создал фортепианный цикл «Времена года» по предложению издателя музыкального нотного ежемесячного журнала для фортепиано «Нувеллист» Николая Матвеевича Бернарда. С этим изданием и с журналом «Нувеллист. Музыкальное обозрение» сотрудничество композитора зародилось в 1873 году в Санкт-Петербурге. А спустя два года появился музыкальный шедевр – цикл «Времена года».
Когда мы во время посещения татарстанских школ от педагогов по музыке услышали о потребности в новых нотах и желании детей исполнять национальные этюды и композиции, то обратились к молодому татарскому композитору Эльмиру Низамову – автору оперы «Кара Пулат» («Черная палата»), мюзикла «Алтын Казан» («Золотой Казан»), многочисленных симфонических, камерно-инструментальных, вокальных произведений и музыки к театральным постановкам.
 

 
В одном из интервью Эльмир Низамов признавался, что он сам вырос в звуковой среде произведений русского композитора Сергея Рахманинова, итальянского композитора и органиста Джованни Перголези и всегда мечтал окунуться в татарский мелос Салиха Сайдашева – великого татарского композитора, одного из основоположников татарской профессиональной музыки. Так зародился проект Эльмира Низамова «Времена года».
Сразу после публикаций в январском и февральском номерах нашего журнала «Магариф» нот произведений «Игра в снежки» и «Узоры на окне» зашел разговор о том, чтобы организовать концерт учащихся одной из лучших музыкальных школ Татарстана. Выбор Эльмира Низамова пал на Среднюю специальную музыкальную школу при Казанской консерватории. Она была открыта еще в 1960 году, а инициатором ее создания и организатором школы выступил ректор Казанской консерватории, народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР, композитор, профессор Назиб Гаязович Жиганов, автор многочисленных опер «Качкын», «Ирек», «Алтынчеч», «Поэт», «Намус», «Джалиль» и других, балетов «Фатых», «Зюгра», «Две легенды» и симфонической музыки, в том числе симфонической композиции «Кырлай».
Концерт талантов
Это первый концерт, который юные представители музыкальной школы показали казанской публике в рамках музыкального фестиваля «Здравствуй, музыка» – «Salve musica». Этот фестиваль был задуман, как ежегодный отчет музыкальной школы, в котором успешно учатся лауреаты многочисленных международных и всероссийских конкурсов. В этом году он был организован в сотрудничестве с Союзом композиторов Республики Татарстан. В апреле ожидается еще один концерт.
«Не перестаю говорить, что музыка – это три единства: композитор, который воплощает свою зарождающуюся мысль в музыку и создает произведение, исполнитель, который доносит его идею и вдыхает жизнь в музыку, и благодарный слушатель. Когда все это соединяется, то и получается магия, которая называется музыкой». С такими словами концерт открыл композитор Эльмир Низамов. Он поделился своей мечтой написать музыку специально для детской аудитории. «Инструментальная музыка – это отдельный мир, и как сказал один из классиков, для детей нужно писать, как для взрослых, только лучше».

В своем приветственном слове директор школы Денис Борисович Маршанский сказал: «Музыка рождается в наших сердцах, и очень важно исполнение произведений самими учащимися. Важно наполнение, поскольку бело-черные ноты на музыкальном стане – это еще не музыка. Радостно, когда юные дарования имеют возможность общения с самим композитором». По его мнению, очень важно исполнять музыку, написанную еще триста-триста пятьдесят лет назад немецким композитором и органистом Иоганном Себастьяном Бахом или немецким и английским композитором эпохи барокко Георгом Фридрихом Генделем. Однако еще более важно играть современную музыку, которая навеяна теми образами, которые рождает сегодняшняя жизнь. «Наши дети не просто полюбят нашу национальную музыку, но начнут понимать и транслировать ее всему окружающему пространству», – такими словами закончил директор свое выступление и предоставил слово ведущей. Буквально через пару минут на сцене один за другим появились ученики, за игрой которых с трепетом наблюдали, кроме их родителей, и педагоги – Марина Михайлова, Ольга Маковская, Светлана Шель, Евгений Бадерин, Стелла Федосеева и Флора Хасанова.
Музыка детской жизни
Когда с волнением слушаешь исполнение произведений совсем еще юными пианистами, то представляешь изменение природы. Как правило, сложнее всего тем ученикам, которым поручено первыми исполнить музыкальное произведение. Несмотря на свой возраст, а исполнительница «Игры в снежки» Регина Галеева учится еще только во 2 классе, в ее игре не чувствовалось ни капельки волнения. Как только она вошла в класс и села за фортепьяно, все с замиранием сердца начали слушать раздающуюся из-под ее пальцев музыку, взрослые перекидывались взглядами и утвердительно кивали – настолько профессионально юное дарование исполнило достаточно сложную композицию. Элементы этюда «Узоры на окне» причудливо «выводил» Милан Сальников, который учится в 4 классе.
Когда этюд «8 марта» исполняла еще одна ученица 2 класса Арина Митрофанова, передо мной предстала картина пробуждения первоцветов и подснежников. Виртуозное исполнение произведения «Бумажные кораблики» ученицей 2 класса Софьей Ивановой напомнило появление сквозь снег журчащих ручейков и те первые весенние деньки, когда весёлые дети с приходом весны открывают сезон уличных забав. Игра ученика 5 класса Эмира Гилязова перенесла в лес, в котором слышится щебет птиц, и самого главного музыканта весны и лета – соловья («Песня соловья»). Ученики Альберт Хузин, исполнивший композицию «Летний дождь», Даниил Парфенов, напомнивший нам «Первый звонок», Радмила Спирихина, игравшая «Вечер у пруда», Любовь Бугрова, сыгравшая композицию «Звездная ночь», поразили слушателей артистизмом и чувственностью исполнения. Юные пианисты Карина Шакулова, продемонстрировав композицию «Осенние листья», Софья Палешова – «Первый снег», а Марианна Харисова – «Новогоднюю сказку», очень чисто и уверенно сыграли выбранные ими произведения.

Ждут продолжения
Сразу после концерта дети и родители побежали к маэстро, чтобы сделать селфи, а также получить его автограф – думается, эта встреча на всю жизнь останется в памяти детей. Редко, когда в старинном здании Союза композиторов дети могут вживую встретиться с самим композитором.
После концерта ко мне подошли две женщины. Одна из них, Софья Мансуровна Бадретдинова, проработала 53 года учителем музыки. Она — сестренка нашего татарского композитора Фасиля Ахметгалиевича Ахметова. Софья Мансуровна сама всю свою долгую жизнь преподавала русскую и татарскую музыку в разных учебных и воспитательных заведениях, начиная от детского сада и заканчивая институтами. «Сегодня был замечательный концерт национальной музыки, – с теплотой в голосе сказала она. – Я, как и мои коллеги, очень благодарна вашей великолепной инициативе создания такого успешного проекта национальной музыки». К ее словам присоединилась заместитель в Аппарате Председателя Союза композиторов Татарстана Зульфия Гумеровна Асадуллина. Многие журналисты и зрители знают ее как главного редактора редакции музыкальных и литературных программ телеканала «Татарстан-Новый век».

«Проект прекрасный. Думаю, нужно побольше таких инициатив, которые заставляют творчество разрастаться. Очень часто творцы находятся в такой капсуле, когда они варятся в своем собственном соку. Им нужен внешний импульс, который их ориентирует на конкретную цель и побуждает еще больше творить. С Эльмиром Низамовым другой случай. Он талантливый, а его проекты функциональны. Ему не нужен «божественный пинок». В этом концерте «Времена года» все это очень отчетливо проявилось. Тем не менее инициатива журнала «Магариф» по созданию совместного проекта заслуживает благодарности и одобрения».
От имени педагогов и композиторов она добавила: «Очень хотелось бы, чтобы журнал дальше продолжил сотрудничество с композиторами. Подобная инициатива даст богатые плоды. Нам бы перенять опыт Италии, где интеллигенция знает композиторов в лицо, а не просто записывает их звания в сборник».
Один из преподавателей, профессор Казанской государственной консерватории Флора Ибрагимовна Хасанова тоже поделилась своим ценным мнением о концерте. «Праздничная атмосфера вечера была задана, прежде всего, музыкой – подкупающе искренней и светлой. Все юные солисты продемонстрировали мастерство и артис-
тизм, дети подошли к этому событию с особой ответственностью и осознанием важности встречи с ЖИВЫМ автором.

Эльмиру Низамову удалось передать чистоту и доверчивость детского мира чувств и облечь музыкальные образы в понятную и удобную для них форму. Мировая музыкальная литература богата сочинениями для детей и юношества – Бах, Шуман, Прокофьев, Чайковский, Кабалевский – всех не перечесть – все эти выдающиеся мастера, понимая важность приобщения начинающих музыкантов к миру прекрасного, оставили богатейшее наследие в этом жанре. Художественная ценность подобных произведений такова, что многие пьесы со временем «перекочевали» в репертуар концертирующих исполнителей. Такова судьба сочинений и композиторов нашей республики – Назиба Жиганова, Александра Ключарева, Рустема Яхина, Мансура Музафарова, Рената Еникеева, уже более полувека активно востребованных пианистами всех возрастов.
Цикл «Времена года» Эльмира Низамова явился достойным продолжением славных традиций предшественников, и мы уверены –
его ждет аналогичная счастливая судьба, тем более, что в детской литературе нашего региона в
последнее десятилетие наблюдается большой пробел.
Музыка этого произведения, по сути, представляет собой взгляд взрослого и мудрого человека, с доброй улыбкой наблюдающего и принимающего такой чистый, наив-
ный и доверчивый мир ребенка. Цикл, безусловно, является очередной удачей в творчестве композитора».
От имени всех педагогов, родителей и слушателей, коллектива журнала «Магариф» пожелаем Эльмиру Низамову дальнейших проектов и творческих успехов. Со своей стороны, наша редакция продолжит развивать этот проект с еще одним талантливым композитором – Ильгамом Байтиряком. Он пишет красивые лирические произведения, в том числе для детей. Нам бы очень хотелось, чтобы и дальше была возможность сотрудничать с композиторами Татарстана.
 
 
Сюмбель ТАИШЕВА

Фотографии Юлии Калининой

 

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ