Логотип Магариф уку
Цитата:

Дом-музей Шишкина на Набережной

В 2022 году 25 января исполнилось 190 лет со дня рождения выдающегося художника-пейзажиста И.И. Шишкина (1832-1898). Он неоспоримо входит в галерею славных имён, составивших немеркнущую славу России....

В 2022 году 25 января исполнилось 190 лет со дня рождения выдающегося художника-пейзажиста И.И. Шишкина (1832-1898). Он неоспоримо входит в галерею славных имён, составивших немеркнущую славу России. Полотна художника заняли достойное место в сокровищнице мировой культуры, имя его с детства знакомо всем. Всё, что связано с именем мастера, бережно хранится, изучается и пропагандируется на его родине в Елабуге. Именно здесь находится единственный в мире мемориальный Дом-музей И.И. Шишкина, входящий в состав Елабужского государственного музея-заповедника. Музей пользуется большой популярностью, ежегодно его посещают более 50 000 туристов со всего мира.

Наверное, нет в мире хранилища, где не было бы произведения И.И. Шишкина, который по-особенному чувствовал живую душу природы. Его пейзажи одинаково трогают людей всех возрастов и профессий, независимо от места их проживания. Но нигде творения мастера не вызывают столько чувств и переживаний, как в Доме-музее в Елабуге.
Родился Иван Иванович Шишкин 13 (25) января 1832 года. Родился через неделю после Крещёния, в ту пору, когда зима в самом разгаре, когда стоят лютые морозы, дуют студёные ветра. В честь этого события его отец, Иван Васильевич (1792-1812), в тетради «Записки достопримечательностей разных», где отмечал различные интересные события, происходящие в городе и своей семье, сделал такую запись: «…января 13-й 1832 года, в среду, в 12-м часу ночи сын родился… Крестил его Шишкин Иван с дьяконом Павлом. При крещёнии дали младенцу имя – Иван».

Род Шишкиных происходит из старожилов села Трёхсвятского, на месте которого и возник город Елабуга. Отец художника, И.В. Шишкин, был купцом 2-й гильдии, торговал хлебом, отправляя его на баржах по Волге и Каме. Благодаря неподкупной честности и прямоте пользовался исключительным уважением, попеременно избирался то городским старостой, то старшим бургомистром, то городским головой. Именно у него нашёл Иван Иванович поддержку и сочувствие в своих первых занятиях искусством.
Считался Иван Васильевич человеком необычным для патриархальной купеческой среды – имел широкий круг интересов, любил науку, занимался изучением родной старины. Он разработал проект и на свои деньги провел в Елабуге деревянный водопровод, отремонтировал древнюю булгарскую башню Елабужского (Чёртова) городища, открыл Ананьинский могильник и участвовал в его раскопках, за что удостоился избрания членом-корреспондентом Московского археологического общества.

Мать, Дарья Романовна, была дочерью казанского мещанина, со слов родственников – женщиной с сильным и добрым характером, добропорядочной женой, строгой и справедливой матерью, хорошей и экономной хозяйкой. У неё и Ивана Васильевича, кроме Вани, было ещё пятеро детей: сын Николай и дочери Александра, Анна, Ольга и Екатерина.
Дом Шишкиных в Елабуге, где будущий художник провёл свои детские и юношеские годы, а позже наезжал летом, был под стать самому семейству – каменный, просторный, в два этажа. Иван Васильевич пишет в своём дневнике: «С начала 1832 года мы с братьями разделились <…>. Мне досталось место к Ушкову дому, на котором и выстроил каменный дом <…>, в котором и проживаем с 1836 года». Именно здесь Ваня начал рисовать, с детства проявляя незаурядные способности, здесь получил первые уроки живописи от заезжего московского художника Ивана Осокина, сюда неоднократно приезжал в годы зрелого творчества, черпая вдохновение в прикамских лесах и просторах.

У Ивана рано начала пробуждаться любознательность. Его интересовали самые различные стороны жизни, однако из всех увлечений постоянным и самым сильным было рисование. Отец, к которому сын обращался с теми или иными вопросами, охотно ему всё объяснял, давал книги и журналы, которых в доме было довольно много. Заметив увлечение сына, Иван Васильевич поддержал будущего художника и специально выписывал нужные ему издания по искусству, биографии знаменитых художников.
После смерти Ивана Васильевича, в последние годы жизни Дарьи Романовны, дом унаследовала их дочь, сестра художника Анна (в замужестве Репина), и до конца 1930-х годов в нём жили родственники по её линии. В 1937 году внучка Анны Ивановны Ольга Павловна Гвоздева безвозмездно передала усадьбу государству с пожеланием, чтобы в ней создали музей художника, а сама переехала жить в Москву.

Музей стал функционировать с 1940 года, когда в одном из залов разместили подлинные произведения И.И. Шишкина и вещи, бытовавшие в этом доме. В 1960 году он был преобразован в мемориальный Дом-музей И.И. Шишкина – филиал Музея изобразительных искусств ТАССР. С 2004 года он является структурным подразделением Елабужского государственного музея-
заповедника .
Музей имеет мировое значение и экспонирует только подлинные графику, живопись и предметы декоративно-прикладного искусства XIX века. Экспозиция занимает два этажа особняка Шишкиных и состоит из 16 залов. Первый этаж восстановлен таким, каким был при жизни семьи: здесь находятся большая и малая гостиные, кабинет отца, дорожная комната, буфетная и столовая; на втором этаже – комната сестёр художника, спальня и мастерская Ивана Ивановича. В залах графики и живописи экспонируются произведения Шишкина, в том числе его самая ранняя работа «Жатва» (1850-е годы).

В экспозиции представлены личные вещи не только членов многочисленной семьи Шишкиных, но и самого художника. Добротная дубовая мебель; множество музыкальных инструментов; знаменитый фарфор Гарднера и Кузнецова; многообразие напольных, настенных и каминных часов; предметы рукодельного мастерства; изящные фарфоровые статуэтки; бронзовые люстры и канделябры представляют образцы купеческого быта среднего достатка.
В большой гостиной организовывались все семейные торжества и праздники, встречались люди различных интересов и взглядов. Среди гостей хозяина дома были купцы Стахеевы и Ушковы, руководство города, художники И.А. Осокин,
К.Ф. Гун, братья Верещагины, Е.А. Ознобишин, прославленная «кавалерист-девица» Н.А. Дурова. Обстановка комнаты состоит из мебели красного дерева, с потолка спускается бронзовая люстра с хрустальными подвесками, на стенах – картины друзей художника.

В малой гостиной комнате домашние проводили досуг, коротали долгие зимние вечера. Здесь читали книги и газеты, обсуждали городские и охотничьи новости, занимались рукоделием, играли в карты и шашки, музицировали. Изящная мебель, затейливые безделушки, овальное зеркало, канделябры, бронзовая люстра придают гостиной уютный вид. Представлен в убранстве комнаты и редкий музыкальный инструмент – фисгармония.
Кабинет отца – здесь решались все важные дела семьи и города, проводились деловые встречи, заключались торговые сделки. Над письменным столом висит портрет Ивана Васильевича, выполненный в 1862 году В. Верещагиным, на стене – картина Ивана Ивановича «Ананьинский могильник». На письменном столе – книга «История города Елабуги», написанная И.В. Шишкиным и изданная в Москве в 1871 г., с надписью на титульном листе: «На память добрым и благотворительным моим согражданам». До сих пор стоят в книжном шкафу «Живописное обозрение», номера журналов «Исторический вестник» и «Отечественные записки», энциклопедические словари.
В столовой, буфетной верховодила мать, Дарья Романовна. Трапезные хлопоты, подача блюд и чая целиком ложились на неё, она же следила за соблюдением всех религиозных семейных праздников. На стене в столовой примечательный экспонат – часы с кукушкой и перепёлом, привезённые с Макарьевской ярмарки ещё дедом художника. Послушать их «пение» под окна столовой приходило «чуть ли не полгорода».

Из нижнего коридора ступеньки крутой узкой внутренней лестницы ведут на второй этаж, где находятся комнаты сестёр художника и его самого, а также залы графики и живописи. На стенах лестничной площадки второго этажа представлены рисунки талантливой художницы, ученицы и супруги И.И. Шишкина Ольги Лагоды. Её рисунки карандашом, изображающие густые луговые заросли, по мастерству исполнения близки к работам Ивана Ивановича, а пейзажи изящны и поэтичны. В 1887 году И.И. Шишкин издал альбом лучших карандашных рисунков О.А. Лагоды. В нём 50 произведений, выполненных фототипией. Альбом стал достойным увековечением памяти Ольги Антоновны, и один из его экземпляров экспонируется в музее.
Комната сестёр – в этой уютной тёплой светёлке юные девушки проводили большую часть своего времени, занимаясь рукоделием: шили, вязали, вышивали, плели кружева. В интерьере представлены резной буфет, туалетный столик с зеркалом – подарок И.И. Шишкина одной из племянниц на свадьбу, швейная машинка, приспособления для рукоделия. Здесь же размещёна галерея фотопортретов семьи и потомков Ивана Ивановича.
Современные представители рода проживают в Германии, России, Сербии, США, Украине и Финляндии. Каждые пять лет, начиная с 2007 года, они приезжают в Елабугу на юбилейные мероприятия, посвящённые их знаменитому предку. Вновь Елабужский государственный музей-заповедник соберёт потомков в июне 2022 года на торжества по случаю 190-летия со дня рождения И.И. Шишкина.
Графика занимает в творчестве Ивана Ивановича особое место: Шишкин был выдающимся мастером живописи и при этом блистательно владел любой графической техникой. Его рисунки пером, карандашом, углём столь же виртуозны, как и живописные полотна. Особенно много и успешно Иван Иванович работал в сложной технике офорта. При жизни художника было выпущено несколько альбомов с его офортными листами. Последний, с названием «60 офортов профессора И.И. Шишкина», в 1895 г. издал А.Ф. Маркс. Этот выпуск стал подлинным событием в культурной жизни страны конца XIX в., и работы из этого альбома представлены в экспозиции зала графики.
Музейная коллекция оригинальных живописных произведений И.И. Шишкина невелика и носит камерный характер. Она представлена в зале живописи. В их числе «Жатва», которую можно считать начальным этапом в подходе к большой и глубокой теме, что почти на всём протяжении творчества будет разрабатываться художником, варьироваться и сложится в синтетический образ Родины в его знаменитой картине «Рожь». Именно здесь, на родной земле, пришёл Шишкин к идее показа изобилия и щедрости земли русской.
Личные комнаты художника Шишкина. В отстроенном после пожара 1850 года доме Иван выбрал себе две небольшие комнаты, выходящие во двор, на север, и имеющие отдельный выход. В одной он жил (интерьер восстановлен по авторскому рисунку «Вид комнаты в Елабуге»; 1850-е годы), в другой хранил художественные принадлежности. Часто, запираясь в своей комнате, Иван Иванович по ночам при свете сальной свечи рисовал, читал, выписывал в тетради полюбившиеся ему описания природы в стихах и прозе и изречения об искусстве.
Обстановка спальни скромная: деревянная с резной спинкой кровать, комод, кресло-качалка, этажерка. Здесь же личные вещи самого художника: деревянная шкатулка и резная трость. На стене автопортреты мастера. На одном из них он изобразил себя при свете свечи серьёзным, сосредоточенным, со сдвинутыми бровями и сжатым ртом, пристально всматривающимся перед собой взглядом, как бы заново разглядывающим и познающим себя.
25 января, в день рождения художника, Дом-музей И.И. Шишкина ежегодно, с 2005 года, объявляет Республиканский конкурс «Я рисую как Шишкин» для учащихся художественных школ Татарстана. В нём участвуют учащиеся детских художественных школ и школ искусств – всего более 8000 юных художников за 17 лет. Призовой фонд конкурса составляет по 40 000 рублей и распределяется в трёх возрастных категориях: 8-10 лет, 11-13 лет, 14-16 лет. В каждой категории три призовых места: 1 место – 5000 руб., 2 место – 3000 руб., 3 место – 2000 руб., гран-при – 10 000 рублей. С 2011 года конкурс поддерживает Общественная палата РТ, которая вручает автору одного из лучших рисунков свой приз.
Влюблённый в родное Прикамье, художник пристально изучал природу, постоянно работал над этюдами с натуры, совершенствовал мастерство. И, конечно, живописные окрестности Елабуги нашли своё воплощение на полотнах известного пейзажиста. Шишкин посвятил малой родине лучшие произведения: «Рожь», «Корабельная роща», «Лесные дали», «Святой ключ близ Елабуги», «Утро в сосновом лесу» и другие.
Всё, что связано с именем художника, бережно хранится, изучается и популяризуется на его родине. Деятельность музея разнообразна: от приёма посетителей до плодотворной научной работы, одним из главных её направлений является изучение родословия великого художника. Вот уже более 20 лет научные сотрудники Дома-музея
И.И. Шишкина занимаются этой темой, по крупицам собирая материал. И именно в Елабуге, на родине художника, создавалось ветвистое генеалогическое древо Шишкиных.
Итогом кропотливой изыскательской работы стала книга «Трёхсотлетнее древо рода Шишкиных» и карта-схема «Генеалогическое древо рода Шишкиных». Оно состоит из 15 поколений и содержит 506 имён, в том числе 118 – современных представителей рода, 32 из которых – прямые потомки И.И. Шишкина. Новое издание книги и древа будет выпущено к юбилейным мероприятиям, посвящённым 190-летию со дня рождения И.И. Шишкина, и станет подарком современным потомкам, участникам и гостям юбилейных мероприятий.
Сотрудники музея ведут работу и по эстетическому воспитанию школьников, организуя музейные занятия, интерактивные программы и проекты, заседания клуба «В Доме на Набережной», который действует на базе музея с 2003 года. Он каждый месяц собирает творческую интеллигенцию из числа коренных елабужан и тех, кого с музеем связывают годы работы. «В Доме необыкновенного мальчика», «В поисках фамильной реликвии», «В гостях у Дарьи Романовны», «Волшебных сказок сундучок», «Сказки домового», «Гостей уж полон дом»», «Старинный дом и всё, что в нём» и другие – это темы музейных уроков, которые проводятся для воспитанников детских садов и учащихся школ Елабуги. Ежегодно в музее проходит заседание секции «Шишкин на все времена» Республиканской научно-практической конференции для школьников «Их имена составили славу России». Традиционным стало и торжественное вручение паспортов юным гражданам России, которое приурочено ко дню рождения прославленного пейзажиста.
Следуя традициям семьи Шишкиных и возрождая их, музей проводит зимнюю интерактивную программу «Рождественский переполох, или Как в старину готовились к Рождеству». Её участники знакомятся с традициями XIX века, узнают особенности выбора подарков, подготовки меню для праздничного стола и своими руками делают рождественский сувенир.
Каждая встреча – это живое общение, возможность узнать новые страницы в жизни и творчестве художника и его окружения.
Лариса Башкирова

заведующая Домом-музеем
И.И. Шишкина Елабужского
государственного музея-заповедника

Фотографии автора

 

Язмага реакция белдерегез

1

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ