Логотип Магариф уку
Цитата:

Физиологическое действие метанола и этанола на организм человека

 ХАЙДАРОВА          Физиологическое действие метанола и этанола на организм человека                 текстЛариса ХАЙДАРОВА, учитель химии высшей квалификационной категории средней школы № 3 г. Кукмор&...

 
ХАЙДАРОВА          Физиологическое действие метанола и этанола на организм человека                 текст
Лариса ХАЙДАРОВА,
учитель химии высшей
 квалификационной категории
 средней школы № 3 г. Кукмор
 
Цель: создать условия для выявления учащимися взаимосвязи между строением, свойствами спиртов и их токсичным влиянием на организм человека, развития познавательной активности, умения наблюдать, рассуждать, делать выводы, воспитания бережного отношения к своему здоровью, умения работать в парах и группах.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация; учебник (Еремин В.В., Кузьменко Н.Е. и др. Химия: углубленный уровень: 10 класс. – 7-е изд. – М.: Дрофа, 2020); куриный белок, этанол, вода, азотная кислота, пробирки.
Ход урока

  1. I. Организационный момент


Учитель. Мне хотелось бы, чтобы тема нашего урока не оставила вас равнодушными, чтобы она повлияла на личную позицию каждого, чтобы вы сделали для себя определенные выводы и расставили приоритеты.
 

  1. II. Актуализация знаний


Учитель. Давайте вспомним, какие основные характеристики спиртов вы знаете? Какие свойства и какие способы получения спиртов вы знаете? Подумайте. Перед вами цепочка превращений. Выполните ее. Время работы – 1 мин.
Глюкоза ® этанол → этаналь → этановая кислота
 
III. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Учитель. Хотела бы продолжить урок словами врача Парацельса «Все есть яд, все есть лекарство, все дело в дозе». Попробуйте сформулировать тему урока и свои задачи на урок.
Что вы знаете о влиянии спирта на организм человека? У вас на столах лежат листы с утверждениями, в столбике «до» поставьте «+», если вы согласны с данным утверждением, или «–», если не согласны с утверждением (приложение 1). Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения.
 

  1. IV. Изучение нового материала


– Что представляет организм человека с точки зрения биологии?
– Как вы думаете, что произойдет при действии спирта на белок?
– Давайте проверим на практике. Вы убедились, что действие спирта сродни действию на белок азотной кислоты (приложение 2). Происходит денатурация белка, т. е. его необратимое разрушение. Какой вывод мы можем из этого сделать?
– Теперь давайте посмотрим небольшой фильм. При просмотре фильма найдите ответы на следующие вопросы:
– Что является главной составляющей алкогольной продукции?
– Как влияет этанол на организм человека?
– Как выглядит схема действия этанола на организм человека?
– Какие стадии алкогольной зависимости существуют?
– В состав каких продуктов входит алкоголь?
– Какое отношение к теме урока имеет цепочка превращений, выполненная нами в начале урока? (Обсуждение фильма и ответов на поставленные вопросы, работа в тетради.)
– Какие выводы можем сделать?
Учитель. Теперь вы понимаете, что при поступлении даже незначительных доз спирта в организме каждый орган, каждая клеточка соприкасаются с его молекулами, испытывая на себе его токсичное действие.
Посмотрев видео, проделав опыт, еще раз прочтите все утверждения (приложение 1). В столбике «после» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «–», если вы не согласны. Сравните столбики «до» и «после». Изменились ли ваши убеждения? Почему? Какие утверждения являются для вас самыми важными? Почему?
 

  1. V. Включение в систему знаний и повторение


Учитель. Перед вами лежат два задания. Давайте с ними поработаем. Внимательно прочитайте 1-е задание, запишите решение в тетрадь.
Задание 1. Лосьоны для очистки кожи лица – один из самых распространенных косметических препаратов. Производители, рекламируя свой товар, уверяют, что он содержит уникальные вещества, обладающие особыми очищающими свойствами. На самом деле, основной компонент любого лосьона – спирт, и приготовить лосьоны можно самим. Состав простого лосьона для жирной кожи (в массовых долях): спирта – 20 %, лимонной кислоты – 2 %, ацетата алюминия – 0,3 %, несколько капель духов и кипяченой воды до 100 %. Спирт можно заменить водкой. Рассчитайте, сколько вам потребуется водки и других компонентов для приготовления 0,2 л такого лосьона (плотность раствора примите равной единице).
Ответ. Водка содержит 40 % спирта, следовательно, ее надо взять в 2,5 раза больше, чем чистого спирта. На 100 г раствора потребуется водки 20 х 2,5 =50 г, лимонной кислоты 2 г, ацетата алюминия 0,3 г, остальное – кипяченая вода; на 200 г раствора необходимо: 100 г водки, 4 г лимонной кислоты, 0,6 г ацетата алюминия, остальное – кипяченая вода.
Учитель. Переходим к заданию 2.
Задание 2. Сироп «Амброксол» – муколитический препарат с отхаркивающим эффектом. Такой препарат назначают тем, кто страдает хроническими бронхитами или хронической обструктивной болезнью легких. Данный сироп очень часто назначают детям с одного года, несмотря на содержание этилового спирта в нем.
 
Известно, что летальная разовая доза 96 %-го этилового спирта для ребенка равна 5 г на 1 кг веса.
Вычислите объем этилового спирта, содержащегося в 100 мл лекарственного препарата «Амброксол», если известно, что максимальная плотность 95 %-го этилового спирта при температуре 200С равна 0,812 г/мл. Для расчета используйте данные о составе препарата, представленные на рисунке.
Рис. 1. Состав лекарственного препарата «Амброксол».
 
Учитель. Представьте ситуацию: ребенку весом 12 кг при непродуктивном длительном кашле врач педиатр назначил сироп «Амброксол» в количестве 2,5 мл 3 раза в день. Курс лечения – 5 дней.
Рассчитайте количество этилового спирта (в мл), которое поступит в организм ребенка с данным лекарственным препаратом за один день его приема.
Вычислите объем летальной дозы этанола для ребенка весом 12 кг.
Будет ли данное количество этанола, поступившее в организм с сиропом, опасным для жизни ребенка?
Оцените возможные риски приема детьми спиртосодержащих лекарств муколитического действия (сиропы от кашля) с их потенциальной пользой при лечении. (Решают задачу, обсуждение результатов.)
Учитель. Подведя итог нашей работы, я хотела бы процитировать слова М. Келлера «У спирта много лиц. Это продукт питания, жидкое топливо, а также дезинфицирующее и болеутоляющее средство, средство возбуждения и успокоения и, наконец, средство улучшения самочувствия, которое, однако, может одурманивать и вызывать зависимость». И пусть сегодняшний урок заставит вас задуматься о собственном здоровье, станет руководством во всех действиях и поступках.
Я предлагаю вам выполнить следующее задание: закончите предложение: если бы я выступал(а) с докладом на тему «Спирты в жизни человека», то остановилась бы на таких позитивных действиях спиртов, как… и негативных действиях, таких как…

  1. VI. Информация о домашнем задании (с элементами выбора и творчества). Инструктаж по его выполнению


Учитель. В качестве домашнего задания я предлагаю вам найти ответы на следующие вопросы:

  1. Почему при всей токсичности и опасности этанол и метанол производятся химической промышленностью в большом объеме?

  2. Почему одна и та же доза алкоголя действует по-разному на людей?

  3. Подготовьте небольшое сообщение по теме «Пагубное влияние этилового спирта на организм ребенка». Результат своей работы в виде презентации.


 
VII. Рефлексия
Учитель. В конце урока я хотела бы услышать от вас ответы на следующие вопросы:
– Что дал вам сегодняшний урок?
– Была ли информация полезной для вас?
– Какие выводы вы сделали сегодня?
– Ваш выбор?
Приложение 1


























































ДоУтвержденияПосле
 Алкоголь не влияет на здоровье человека. 
 Алкоголизм является болезнью. 
 Этиловый спирт – наркотик и яд. 
 Алкоголизм излечим. 
 Существует 4 стадии алкоголизма: стадия знакомств с алкоголем, стадия регулярного употребления, стадия навязчивой идеи, стадия физической потребности. 
 Спирт оказывает влияние на организм только на молекулярном уровне. 
 Этанол разрушает печень, в результате чего образуется цирроз печени. 
 Этанол в организме человека не образуется, только поступает с пищей. 
 Спирт в организме не накапливается, он сразу же выводится из организма. 
 Алкоголизм – явление социальное. 

 
Приложение 2
Инструкция к выполнению лабораторной работы

  1. В трех пробирках у вас находится раствор белка.

  2. Прилейте в первую пробирку 1 – 2 мл воды, во вторую – столько же азотной кислоты, в третью – столько же этанола.

  3. Отметьте изменения и сделайте вывод.


 

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ