Формирование читательской компетентности младших школьников

Младший школьный возраст — это время наиболее положительного развития и формирования читательской компетенции. В этот период у обучающегося закладывается умение — «умение учиться», основой которого является работа с книгой.

Всегда перед работой в первом классеочень волнуюсь, и вовсе не потому, что боюсь не научить их складывать буквы в слова, «бегать глазами по строчкам» с определённой скоростью. Боюсь, что не смогу воспитать «талантливого читателя», способного получать радость от чтения. Поэтому выстраиваю свою работу, исходя из интересов детей.

В первые две недели определяю количество читающих и не читающих детей, чтобы при обучении чтению в букварный период не потерять интерес тех, кто уже умеет читать. Когда все дети научатся читать, мы заводим читательский дневник, где дети делают рисункик понравившемуся отрывку.

В каждом классе обучение работе с текстом вводится поэтапно. Рассмотрим каждый год обучения в отдельности, подчёркивая методы и особенности формирования читательской компетенции.

В 1-ом классе основной упор делается на обучение чтению, пониманию, осознанного восприятия прочитанного текста. На данном этапе формируются следующие умения: отличать текст от набора несвязанных предложений, выделять абзац и смысловую часть (под руководством учителя), умение подбирать заголовок, составлять под руководством учителя картинный план (схематический план), видеть последовательность событий.

В 2-ом классе в основном идет работа с текстом. Под понятием «работа с текстом» подразумевается осмысленное чтение, владение пересказом разного вида, умение составлять план прочитанного текста, умение выделять опорные слова и словосочетания, умение  характеризовать героев (и их модель поведения),   подбирать синонимы и антонимы к словам, представленным в тексте, подбирать самостоятельно проверочные слова.

В 3-ем и 4-ом классах обучение направлено на поиск информации в тексте,  на умение объединять (интерпретировать) текст и размышлять (рефлексировать) над его содержанием, давать оценку прочитанному, что способствует формированию следующих навыков и умений: в отрывке или в полном тексте выделять основную мысль (самостоятельно), находить ответы в тексте на поставленные вопросы в прямой или косвенной форме, выделять в тексте главное и второстепенное,  уметь формировать вопросы по тексту, выявлять позиции «литературных героев» и сравнивать с собственным мировоззрением, по заголовку, представленным иллюстрациям и отрывку текста  прогнозировать содержание всего текста и уметь распознавать тексты разных жанров и стилей.

В своей работе по  формированию читательской компетенции с 1-го по 4-ый класс использую следующие приемы и методы: маркировочные таблицы (знаю – хочу, узнать – узнал,  чтение с пометками и таблица INSER), методы и приемы  групповой работы (письмо по кругу, учебный мозговой штурм, шесть шляп критического мышления), прием активизации ранее полученных знаний (ассоциация, ключевые слова, универсальная игра для всех),  прием активного чтения (толстые и тонкие вопросы, чтение с остановками, чтение с пометками),  прием графической организации (перепутанные логические цепочки, составление кластера), прием с творчеством учащихся (диаманта, пятиминутное эссе, синквэйн, цветопись).

Рассмотрим некоторые методические приемы работы с текстом.

Обучающимся задается следующий вопрос:

 – Что нужно уметь, чтобы говорить или читать правильно?

На передний план выступают «умение владеть своим дыханием», а именно глубокое, ровное и спокойное дыхание, а второй навык – это умение говорить четко, звонко, громко, но не переходя на крик и визг.

При помощи следующих простых упражнений у обучающегося формируются необходимые навыки для чтения.

Задуйте свечу. Необходимо сделать глубокий вдох (набрать воздух в легкие) и разом выдохнуть весь воздух, стараясь задуть одну большую свечу. В дальнейшем необходимо усложнить задачу при помощи увеличения количества зажжённых свечей, которые необходимо задуть порциями направленного потока воздуха. Например, перед вами имеется торт, на котором установлено большое количество свечей, задача у обучающегося задуть максимальное возможное количество при помощи коротких вдохов.

Чтение слов с прикрытой нижней половиной.

ВОРОБЕЙ

Прочитайте слово и скажите, о ком сегодня пойдёт речь?

  1. Прием «Задай вопрос»

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту.

Прочитайте стихотворение, придумайте вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Куда…?», «Какой…?», «Как…?», «Почему…?»

Птичьи гнезда опустели,

Птицы к югу улетели.

Оказался всех храбрей

Наш дворовый воробей.

Холодов не испугался,

… и т.д.

Какие можно поставить вопросы:

Что? Что клюют воробьи?

Какой? Какой воробей?

Куда? Куда улетели птицы?

Почему?Почему нужно кормить птиц?

 Здесь появляется элемент творчества, дети могут пофантазировать, высказать свои мысли.

  1. Приём «Восстанови текст».

Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.

«Из слов каждой строчки составь предложения.

  • неунывающая воробеймаленькая птичка бойкая
  • про «серый воробышек» него говорят часто
  • на совсем самом воробей деле не серый
  • у него спинка с широкими коричневая полосами продольными
  • темно-бурый хвост темно-бурые тоже крылышки»[2].
  1. Приём «Лови ошибку». Очень мне нравится этот прием.

Цель: сформировать умение читать вдумчиво.

Воробьи.

Весит воробей 23—35 килограммов, а тело достигает длины до 15 см. Оперение у него   снизу зеленоватое, а сверху коричневато-бурое. Самец на подбородке имеет большое черное пятно, а также на  горле и верхней части груди и темно-красный окрас верха головы. А у самки над глазом находится серо-желтая полоска, розовые голова и горло.У воробьев маленький длинный хвост и достаточно мощный клюв.

  1. Приём «Чтение с пометками»

Цель данного приема – это сформировать умение вдумчивого чтения,  оценки получаемой информации, передача мыслей автора своими словами.

Перед обучающимися ставится задание нанести на поля символы, которые информируют учителя о следующим:

Символ Информация
Галочка «v» Ранее полученная информация
Плюс

«+»

Ранее неизвестная информация
Минус

«-»

Информация, которая изменила ранее сформировавшиеся заблуждения
Вопрос

«?»

Информация, которая удивила, желание знать больше

 

Как пример можно привести текст про воробья.

«Одним из самых распространенных видов воробьев является городской и  полевой воробей. На наших городских улицах именно он является самым частым представителем. Громко чирикающие, задиристые, летающие стайками,  веселые птахи.

Воробей, похожий  на пушистый помпон, имеет маленькую голову с глазками бусинками и острым коротким клювом. Вес таких птиц часто достигает всего лишь 25-35 г, длина составляет 15 – 17 см. Самцы имеют более яркий наряд, а самки более тусклый. Городской воробей – шея и грудка серого цвета, а спина, хвост и крылья имеют ярко коричневый окрас с пятнами. На голове красуется серая шапка.»

При прочтении текста ребенок выделяет из него разнообразные модели поведения, а именно умение дружить, добиваться своей цели, решать конфликтные ситуации. Наибольший эффект достигается в условиях, когда прочитанный текст дополняется совместным обсуждением, это подталкивает ребенка увидеть аналогии прочитанного текста с собственной жизнью.

Разида НОВОСЕЛОВА,
учитель начальных классов гимназии №32 г. Нижнекамска
Марина КРАСНОПЕРОВА,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории гимназии №32 г. Нижнекамска

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.