Гульнара ГАЛЕЕВА: «Наш курс нацелен на успех каждого ученика»

Многопрофильный лицей №187, расположенный  в застраивающемся жилом комплексе «Мой РИТМ» в Советском районе города Казани, впервые распахнул свои двери 1 сентября 2020 года.

 Он находится на улице, носящей имя выдающегося композитора Назиба Жиганова. Здесь для учеников имеется огромное пространство для творчества: Аrt-пространство, комнаты для занятий искусством, залы для спорта, плавательные бассейны, кабинеты информатики, астрономии, IT-полигон, фото-, телестудия, типография и даже свой астропланетарий с телескопом. Под одной крышей с лицеем функционирует детская музыкальная школа №21.

Если говорить о направлениях  обучения, концепция лицея предполагает многопрофильность обучения, начиная с 1-го класса: физико-математическое, информационно-технологическое,  лингвистическое, естественно-научное и социально-гуманитарное. Каждое из данных направлений представлено в том или ином классе в параллелях с дополнительными часами изучения предмета. Дети развиваются разнопланово, стремительно.

Неслучайно неофициальное название лицея – «РИТМ» – развитие инновационного творчества молодых.

Наша встреча с директором необычного учебного заведения Гульнарой Галеевой состоялась в самом начале нового учебного года.

– Гульнара Гаппасовна, говорят, что кому много дано, с того и спрос большой. Сможем ли мы вести разговор о каких-то достижениях на основе результатов одного единственного учебного года?

– Первый год работы для любого учебного заведения является знаковым. Многое зависит от того, какой старт взял коллектив. По проекту здание лицея рассчитано на 1224 учащихся. Несмотря на отдалённость школы от спальных кварталов (наш только застраивается) с многочисленным населением, в первый же учебный год состоялся набор 1–8-х классов в количестве 30. Это – 931 ученик. Если Вас интересует качество знаний, то оно по окончании учебного года составило 81%. Считаю, это – достаточно высокий показатель. Естественно, значимым для нас является количество победителей и призёров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Таких ребят у нас 12. Мы гордимся тем, что в первый же год учёбы коллективу педагогов удалось подготовить двух призёров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию и ОБЖ. Также хочется отметить многочисленные победы наших учеников в муниципальных, республиканских, всероссийских, международных конференциях. Считаю, что это – результат деятельности малой лицейской научно-практической конференции «ALGA РИТМ», миссия которой заключается в приобщении всех учащихся с 1-го класса к работе над разными инновационными проектами под руководством педагогов, родителей. Так ребята учатся представлять результаты своих исследований перед аудиторией. С этой же целью организовали I Зимние педагогические чтения для педагогов, где они представляют наработки и инициативы всему коллективу, приобщают своих коллег к своим «ноу-хау» в учебном или воспитательном процессе.

Для результативной работы учебного заведения большое значение имеет активность родителей. Умение находить общий язык с родителями необходимо не только классному руководителю. Будь то предметник или директор школы – каждый работает с ними на своём уровне. Обычно все проблемы учеников, так или иначе, связаны со сложностями в семье. Опытный педагог, общаясь с родителями, доходит до сути вопроса. Только так он может помочь ребёнку. На основе такой убеждённости у самых активных родителей наших лицеистов возникла идея организации родительского клуба «РИТМ Family». Это своего рода ассоциация просвещённых родителей. Родителям сегодня тоже трудно ориентироваться в современном сверхтехнологичном мире и понять ребёнка, который, образно говоря, рождается «с пальцем на кнопке». Особенно трудно молодым родителям в период подросткового возраста, когда их дети выходят на финишную прямую. Я имею в виду сдачу экзаменов ОГЭ в 9-ом и ЕГЭ после 10-го класса.

 

– В школах уже с первых дней нового учебного года начали проводить контрольные работы, возможно, считая это своего рода подготовкой к выпускным экзаменам. Хотелось бы узнать Ваше мнение: нужно ли детей подвергать испытаниям сразу после летних каникул?

– Я убеждена, что результат ЕГЭ – это не показатель только старшей ступени обучения. Государственная итоговая аттестация является контролем знаний и компетенций, полученных детьми с 1 по 11 классы, на выходе из образовательного учреждения. Начальная школа с 1 по 4 класс – это фундамент всего образовательного процесса, который строится человеком на протяжении всей сознательной жизни. Я глубоко убеждена: если учитель начальных классов заложил крепкий фундамент, здание, которое называется «образование», будет стоять надёжно и приобретать всё новые и новые «этажи». В силу этого своего убеждения могу сказать: показатели ЕГЭ – не результат работы одного единственного учителя-предметника, а итог деятельности всего педагогического коллектива с 1 по 11 класс. Практика показывает: чем основательнее учился ребёнок в начальной школе, тем успешнее приобретает знания в среднем и старшем звеньях.

– При этом Вы исключаете роль детского сада при подготовке ребёнка к школе?– Детский сад я считаю очень важным периодом в жизни ребёнка в плане социальной адаптации. Чем бы ни занимался маленький человечек – музыкой, театром, спортом – всё это для него является игрой. Через игру ребёнок включается в жизненный процесс, строит отношения со сверстниками, воспитателями и даже родителями. Детский сад – это такое время, когда родители должны правильно рассчитать траекторию дальнейшего развития своего чада, а не стараться получать вундеркиндов, заставляя их заниматься и музыкой, и танцами, и художественной гимнастикой. Я об этом говорю со всей уверенностью, потому что мы – педагоги – иногда видим, насколько уставшими приходят дети в первый класс. Такое ощущение, что родители отнимают у них детство. Родителям важно занять золотую середину, чтобы ребёнка не перегрузить, не погасить его любопытство и чтобы его энергия, живость ума остались на начальную школу.

– Что Вы считаете более важным для современных детей: получить образование или воспитание? Ни для кого не секрет, что школьники слишком много информации получают через Интернет. В то же время тот же Интернет играет отрицательную роль с точки зрения воспитания и воспитанности.

– Я много лет проработала заместителем директора по учебно-воспитательной работе в Удмуртии, а затем заместителем директора по воспитательной работе в Татарстане. Образование и воспитание – единый процесс. Тут не может быть приоритет одного во вред другому. Школа, обучая, воспитывает и, воспитывая, обучает. Уже своим поведением, образом жизни учитель закладывает в душу ребёнка такие понятия, как аккуратность, ответственность, порядочность, честность. По крайней мере, так должно быть.

Надо признать: мы живём в сложное время. В то же время оно интересное. Могли ли родители наших ребят в своё время мечтать о школе, где есть два бассейна, IT-полигон, телестудия, типография?! Имея такую базу, мы пытаемся создать в лицее пространство возможностей для всех и для каждого.

– Поговорим о других особенностях лицея №187.

– Начну с того, что в этом учебном году одним из наших стартапов стало открытие инженерных классов. Впервые об интеграции основного и дополнительного образования в школе я узнала в Инженерном лицее Советского района г. Казани под руководством Венеры Кашфиевны Хайрутдиновой. На протяжении 5 лет была участником и свидетелем этой успешной практики и взяла её с собой, если так можно выразиться, в наш многопрофильный лицей.

Инженерная профессия – это специальность, которая сегодня востребована на рынке труда. Мы вошли в состав проекта «Казань Инженерная», который возглавляет Инженерный лицей при сотрудничестве с КНИТУ-КАИ, Министерством образования и науки РТ. На сегодняшний день у нас открыто 4 инженерных класса, в них обучаются 94 учащихся. Специфика этих классов такова, что в первую половину дня дети получают общее образование, а вторая половина дня у них представлена кейсом из предметов технологического, лингвистического профиля, предметами творческого и спортивного развития. Фактически это классы полного дня: с 8.00 до 18.00 дети находятся в лицее с классным руководителем, затем с тьютором, который с ними в течение всего дня говорит на английском языке.

Что интересно, сначала мы объявили набор только в один первый класс. Но затем, так как желающих было очень много, приняли решение об открытии двух первых инженерных классов, второго и пятого классов.

Ещё одним стартапом нового учебного года стала организация кадетского класса. Мы решили запустить этот проект с дополнительным направлением – IT-безопасность. За этими специальностями большое будущее. Таким образом, детям хотим дать знания в двух параллельных направлениях: военная подготовка и подготовка к информационной безопасности.

«Фишкой» лицея является IT–полигон: инженерно-технологический класс (для проведения уроков инженерно-технологического направления учащихся 1–4 классов), кабинеты Web-программирования и Интернет вещей, Робототехника, инженерный класс беспилотных летательных аппаратов.

– В чём, на Ваш взгляд, заключается задача современного педагога?

Административная и педагогическая команда лицея отреагировала на изменение запроса на качество общего образования. Приоритетной целью становится формирование функциональной грамотности в системе общего образования (математическая, естественно-научная, читательская и др.). И сейчас наша цель – освоить инновационные подходы к образованию как основному способу формирования функциональной грамотности.

Задача современного педагога – дать каждому ребёнку возможность раскрыть себя. При этом огромная роль отводится педагогу-наставнику, который может заинтересовать, поддержать. Мы должны переосмыслить роль учителя. Учитель перестаёт быть просто носителем знаний, он становится носителем культурного и психологического опыта: учить учиться, найти себя! А учиться наши дети теперь будут с помощью цифровых платформ. От знаний необходимо переходить к навыкам – навыковому обучению – SoftSkills, DigitalSkills.

Мы понимаем, что не всем дано быть выдающимися физиками, математиками, совершать какие-то открытия, стать чиновниками. Но каждому необходимо найти свою нишу в жизни. Каждый ребёнок, независимо от способностей в учёбе, стремится продемонстрировать миру своё «я». К сожалению, в школьной программе нет предмета «Принятие решений» – не учим! Убеждена, что для каждого должна быть выстроена персональная траектория. В перспективе возможен выбор образовательного кейса: предметов, преподавателей, форм обучения.

Наш педагогический коллектив и директор, как его руководитель, должны создать все условия, чтобы максимально адаптировать ребят к современной жизни – к быстро меняющимся условиям в информационно-насыщенном мире. Дети должны успевать не только получать информацию, но и обрабатывать и принимать правильные для себя решения. Успешность каждого ученика, будь то в дальнейшей учёбе или в выбранной профессии, – вот наша цель. Для этого в лицее задан такой ритм, что выпасть из него просто так невозможно.

 

– Считаете ли Вы необходимым модернизировать образовательную и воспитательную систему?

– Есть вещи, которые не зависят от наших желаний. Сейчас все ступени обучения идут по новым федеральным государственным образовательным стандартам. Формат государственной аттестации по ЕГЭ в этом году кардинально меняется, учитывая, что школам предстоит выпускать учеников, которые отучились по ФГОС второго поколения. Под влиянием гаджетов, онлайн обучения, различных тестов у этих детей образовалось клиповое мышление. Они обладают большим количеством информации, чем их сверстники несколько лет тому назад. Важно понимать каждому педагогу, что его роль как учителя должна меняться. Сейчас он больше наставник, чем учитель.

– Как Вам удаётся находить общий язык с учениками и с учителями в достижении намеченной цели?

– В этом деле есть свои инструменты. Если взять детей, то надо сказать, что в их активизации очень помогает ученическое самоуправление
«РИТМ&Ко» – «РИТМ и Компания», которое мы организовали сразу после открытия учебного заведения. Наши дети не боятся заходить в кабинет директора. Оказывается, это нравится не только мне, но и родителям. Летом у нас состоялась встреча с родителями. Один из них с улыбкой рассказывал о своём ребёнке, который, приходя домой, с гордостью заявил: «А я сегодня был у директора». «У нас, – говорит родитель, – сперва «ёкнуло» сердце. Мы же в таких случаях привыкли ждать только отрицательные последствия». Наши лицеисты очень быстро усвоили, что в кабинете директора выслушают и поддержат любые их инициативы. Они не боятся стучаться в нашу дверь и со своими проблемами. Только так можно заслужить их доверие. Каждый ребёнок должен чувствовать, что в школе его любят и ждут.

Что касается педагогов, уже во время приёма на работу я стараюсь почувствовать, моей ли группы крови этот специалист. В жизни случается всякое. Если вдруг человеку по той или иной причине приходится уходить из нашего учебного заведения, для меня истинной благодарностью являются слова: «Можно ли вернуться обратно в случае неудачи там?» Я не могу утверждать, что в нашем коллективе тишь и благодать. Есть молодые креативные специалисты, которые, может быть, не всегда разделяют мнение старшего поколения, руководителя. Но такие разносторонние взгляды в педагогическом коллективе необходимы. Молодые входят в него новой волной. Руководству учебного заведения необходимо дать им возможность высказать своё мнение и претворять в жизнь свои идеи. В школу идут и здесь остаются не те, у которых стоит цель зарабатывать, а те, у кого призвание.

Альберт САБИР

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.