Подготовка к ЕГЭ по географии

Редакция журнала «Мәгариф» продолжает публикацию методических рекомендаций по подготовке к ЕГЭ-2019. Профессора ведущих университетов и заслуженные учителя Татарстана расскажут, как подготовить школьника к сдаче единого государственного экзамена.

ЕГЭ: география

Радуют ли итоги ЕГЭ и какие методические рекомендации?

Ильгизар ГАЙСИН,

председатель региональной предметной комиссии по географии, доктор педагогических наук, профессор КФУ, заслуженный учитель РТ

Айрат МУХАМЕТОВ,

директор республиканского Центра мониторинга качества образования

География является предметом мировоззренческого характера и способствует формированию у учащейся молодежи комплексного, системного и социально-ориентированного представления о России и планете Земля в целом. Преподавание географии в общеобразовательных учреждениях основывается на формировании яркой и образной географической картины мира, установлении причинно-следственных связей между географическими явлениями и процессами. Единственным источником получения системных достоверных географических знаний для нас является географическое образование. По мнению многих учителей географии и родителей, ЕГЭ по географии даёт объективные данные о реальном уровне подготовки выпускников образовательных учреждений. Поэтому анализ ежегодных  результатов ЕГЭ по географии позволяет получить информацию о сильных и слабых сторонах подготовки обучающихся по предмету, определить особенности изучения и усвоения учебного материала выпускниками, отличающимися разным уровнем образовательной подготовки. Все это создаёт необходимые условия для реализации обратной связи в процессе обучения географии. Экзаменационная работа 2018 года сохраняла преемственность с КИМ предыдущих лет и не претерпела изменений. Каждый вариант экзаменационной работы состоял из двух частей и включал в себя 34 задания, различающихся формой и уровнем сложности.

В 2018 году в Республике Татарстан количество участников ЕГЭ по географии, по сравнению с 2017 г., увеличилось на 47 человек и составило всего 187 человек. Из них большая часть – это выпускники 2018 г., усвоивших образовательную программу среднего общего образования – 176 человек, что составляет 94,1% (в 2017г. – 90,7%). В 2018 г. среди участников ЕГЭ по географии, в отличие от прошлых лет, не было выпускников учебных заведений среднего профессионального образования, а в 2017 г. их было 3 человека.

Отрадно отметить, что в 2018 г. в ЕГЭ по географии по РТ приняли участие обучающиеся 34 муниципальных районов (в 2017 г. – 29) и Казани и Набережных Челнов и что наблюдается рост на 5 муниципальных районах. Количество сдавших ЕГЭ по географии в 2018 году увеличилось, по сравнению с 2017 годом, в г. Наб. Челны на 10 человек, в Альметьевском районе – на 8, в Аксубаевском, Азнакаевском, Алькеевском, Балтасинском районах – на 3 в каждом; в г. Казани, в Арском, Бугульминском, Елабужском, Мензилинском муниципальных районах на 2 чел. в каждом. В этом году сократилась количество выпускников, сдавших ЕГЭ по географии в Зеленодольском районе, на 4 чел.

В 2018 г. наиболее высокие результаты ЕГЭ по географии (доля участников, получивших от 81 до 100 баллов) показали следующие общеобразовательные учреждения республики: лицей-интернат №1 г. Альметьевска, Мало-Лызинская средняя школа Балтасинского района, Октябрьская средняя школа Верхнеуслонского района, гимназии №26, 76, 77, лицей-интернат №84 им. Гали Акыша г. Наб. Челны, Кадыровская средняя школа Заинского района, лицей им. В,Карпова с. Осиново Зеленодольского района, Тавельская средняя школа Мамадышского района, Кутлу-Букашская средняя школа Рыбно-Слободского района, лицей №131, средняя школа №156 г. Казани.

В 2018 г. в ЕГЭ по географии не принимали участия обучающиеся 9 районов республики: Алексеевского, Кайбицкого, Кукморского, Муслюмовского, Новошешминского, Пестречинского, Сармановского, Спасского, Черемшанского. А в 2017 году таких было 14 районов.

Анализ результатов выполнения элементов содержания заданий (27) части I показывает, что их средний процент колеблется от 42,1% до 100%, составляя в среднем – 81,5% (в 2017г. – 67,1%). Следует отметить, что в 2018 г. средний балл за выполнение заданий части I увеличился на 14,4%, по сравнению с 2017 г.

Средний процент выполнения заданий по уровням сложности составил:

базовый уровень (18 заданий)  в 2018 г. составляет 83,6% (в 2017 г. – 79,2%);

повышенный уровень (8 заданий) – 79,6% (в 2017 г. – 81,9%);

высокий уровень (1 задание) – 57,9% (в 2017 г. – 40,9%, в 2016 г. – 74,3%).

В 2018 г. по итогам ЕГЭ по географии наибольшие результаты получены по следующим заданиям:

100% по блокам: «Географические модели. Географическая карта, план местности» (В1), «Природные ресурсы. Рациональное и нерациональное природопользование» (В3), «Структура занятости населения. Отраслевая структура хозяйства» (В10), «Определение географических объектов и явлений по их существенным признакам» (В15);

94,8% по блокам: «Мировое хозяйство. Хозяйство России. Регионы России» (В16), «Погода и климат. Распределение тепла и влаги на Земле» (В17), «Природные ресурсы» (В22), «Часовые зоны» (В20);

89,5% по блокам: «Атмосфера и гидросфера» (В2), «Литосфера. Рельеф земной поверхности. Мировой океан и его части. Воды суши. Особенности природы материков и океанов» (В7), «Особенности природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры крупных стран мира» (В11), «Направления и типы миграции населения России. Городское и сельское население. Регионы России» (В21) и др.

В отличие от 2017 г., в этом году, кроме темы «Население», также  хорошие результаты показаны по темам: «Географические модели. Географическая карта, план местности», «Структура занятости населения. Отраслевая структура хозяйства», «Определение географических объектов и явлений по их существенным признакам». Успешное усвоение названных тем выпускниками свидетельствует о том, что учителя географии образовательных учреждений в учебном процессе стали уделять больше внимания  изучению этих вопросов в урочное и во внеурочное время.

В части I наименьшие результаты были получены по следующим заданиям:

42,1% по блоку «Географические модели. Географическая карта, план местности» (В26) (в 2017 г. – 77,2%);

47,4% по блоку «Ведущие страны-экспортеры основных видов промышленной продукции. Ведущие страны-экспортеры основных видов сельскохозяйственной продукции. Основные международные магистрали и транспортные узлы» (В19) (в 2017 г. – 68,2%);

57,9% по блоку «Природно-хозяйственное районирование России. Регионы России» (В25) (в 2017 г. – 40,9%).

Анализ результатов части I ЕГЭ по географии показывает, что в 2018 г. наблюдается некоторое улучшение результатов ответов обучающихся, по сравнению с предыдущими годами. Однако, несмотря на это, наибольшие затруднения у выпускников вызывают некоторые вопросы по отдельным темам и разделам следующих курсов: по начальному курсу физической географии (VI кл.), экономической и социальной географии России (IХ кл.) и экономической географии зарубежных стран (Х – ХI кл.). Выявленные недостатки подготовки выпускников могут быть связаны с недостатком времени на изучение географии в базисном учебном плане и перегруженностью различной информацией действующих программ и некоторых учебников, отсутствием в учебных планах экономической географии зарубежных стран в некоторых профильных школах, гимназиях и лицеях республики.

Ответы на задания (7) в части II проверялись экспертами в соответствии со специально разработанным перечнем критериев.

Задания части II позволяют выявлять у обучающихся способности творчески применять полученные географические знания и умения, определять и сравнивать по разным источникам информации и  географические тенденции развития социально-экономических объектов, процессов и явлений. Задания данной части также дают возможность не только оценить учебные достижения, глубину знаний обучающихся, но и выявить логику рассуждений, умение применять полученные географические знания в нестандартных ситуациях, устанавливать причинно-следственные и пространственные связи между объектами и явлениями географической оболочки, сделать прогноз возможных изменений компонентов природы в результате человеческой деятельности, дать обоснованную оценку природных условий и ресурсов с определенной целью, определить свойства географических объектов и явлений в зависимости от их положения в географическом пространстве на основе знаний о пространственных связях. Выполняя задания части II, обучающиеся имеют возможность полно и лаконично изложить свой ответ, продемонстрировать весь спектр знаний по физической,  экономической и социальной географии.

Задание С1 (высокий уровень сложности) – на построение профиля рельефа местности. Типичные ошибки при выполнении этого задания связаны в основном с неумением определять направление уклона местности с помощью бергштрихов, неправильным определением высоты горизонталей, а также с переходом изображения от одного масштаба в другой. Средний процент выполнения данного задания составляет 68,4 % (в 2017 г. – 85%).

Задание С2 проверяет достаточно большое количество элементов содержания и требований к уровню подготовки. Очевидно, этим объясняется низкий процент правильных ответов на это задание. Средний процент выполнения задания  составляет  36,8% (в 2017 г. – 77,4%), наблюдается резкое уменьшение – на 40,6%. Типичные ошибки при выполнении подобных заданий связаны, главным образом, с неверным пониманием взаимозависимостей между показателями рождаемости и смертности  населения, возрастной структурой, продолжительностью жизни населения.

Задание С3 призвано проверить достаточно большое количество элементов содержания (аналогичные заданию С2) и требований к уровню подготовки, которые имеют практическую направленность. Средний процент выполнения задания составляет –73,7% (в 2017г. – 68,8%). Типичной ошибкой большинства обучающихся, приступивших к выполнению подобных заданий, является слабое представление о различии между абсолютными и относительными величинами и слабые знания по математике.

Задание С4 проверяет знания по географии основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Проверяется умение определять и сравнивать по разным источникам (по статистическим таблицам) социально-экономические объекты, процессы и явления, географические тенденции их развития. Средний процент выполнения задания составляет  84,2% (в 2017г. – 90,1%). Как показывает анализ выполнения данного задания, у некоторых обучающихся недостаточно сформированы знания о размещении основных отраслей промышленности России. В первую очередь, это касается таких отраслей промышленности, как цветная металлургия, топливная промышленность, электроэнергетика и др. У отдельных обучающихся вызывают затруднения задания, где требовалось применение знаний о факторах размещения отдельных отраслей промышленности для объяснения размещения конкретных предприятий. Необходимо было также связать их со знаниями об особенностях природных ресурсов и хозяйства конкретных территории.

Задание С5 проверяет знание и понимание географических следствий движения Земли и умение применять данные знания для решения задач. Из года в год результативность выполнения данного задания является одной из низких среди заданий по части II. Средний процент выполнения задания составляет 26,3% (в 2017 г. – 58,9%). Основными причинами затруднений обучающихся яв-
ляются непонимание того, что высота Солнца над горизонтом зависит не только от географической широты и долготы, но и от времени суток; о непонимании географических следствий годового движения Земли при наклонном положении ее оси, неспособность осуществить перенос имеющихся знаний в новую ситуацию (если точки по условию задания находятся в Южном, а не в Северном полушарии), некоторые путают местонахождение Гринвичского меридиана.

В задании С6 проверяется умение анализировать и находить нужную информацию, представленную в различных источниках. Оценивается показатель естественного прироста в промилле. Средний процент выполнения задания составляет  79% (в 2017 г. – 94%). Типичными ошибками более половины обучающихся являются проблемы с округлением (требуется округлить до десятых долей промилле, а округляют до целого значения), а также арифметические ошибки.

В задании С7 требуется определить величину миграционного прироста населения. Средний процент выполнения задания составляет  89,5% (в 2017 г. – 94,8%). При выполнении данного задания некоторые обучающиеся путают виды миграции и допускают математические ошибки.

Как показывает анализ итогов части II ЕГЭ по географии в 2018 г., наблюдается снижение результатов ответов обучающихся, по сравнению с 2017 г., особенно в заданиях С2 на – 40,6%, С5 на – 32,5%.

По итогом анализа результатов ЕГЭ по географии в 2018 г. можно отметить тот факт, что в целом уровень подготовки обучающихся в РТ выше среднего. Однако, несмотря на это, средний балл в текущем году составил всего 64,3% (в 2017 г. было 64,7%).

Всё это свидетельствует о том, что при подготовке обучающихся к предстоящему экзамену в формате ЕГЭ учителя географии все ещё уделяют мало внимания обязательному перечню содержательных элементов ФГОС по географии. Поэтому учителям географии необходимо:

– совершенствовать применение в учебном процессе современных педагогических технологий обучения;

– соблюдая принцип преемственности, использовать на уроках межпредметные связи с дисциплинами естественно-научного и социально-гуманитарного циклов;

– нацеливать процесс обучения не только на передачу системы теоретических географических знаний, но и на формирование практических умений и навыков  использования географической информации, реализуемые в рамках системно-деятельностного и компетентностного подходов в образовании; применять полученные географические знания на практике в различных ситуациях;

– уделить значительное внимание организации самостоятельной работы школьников по географии не только во время учебных занятий, но и во внеурочное время, особенно для проведения практических работ с тематическими географическими картами атласа по сравнению и объяснению различий природных условий и ресурсов конкретных регионов;

– использовать тематические географические карты при закреплении знаний о закономерностях изменения природных условий на территории России, при сравнении особенностей населения и хозяйственной специализации отдельных регионов и субъектов;

– обратить особое внимание на проведение в урочное и во внеурочное время индивидуальных и групповых занятий, особенно исследовательских работ. Поэтому необходимо дополнительно мотивировать обучающихся к использованию при подготовке к учебным занятиям и ЕГЭ информационно-дидактических материалов (географических атласов и карт, справочников, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.).

Подготовка к ЕГЭ по географии должна быть поэтапной, вестись на протяжении всего процесса обучения в общеобразовательном учреждении с соблюдением принципов преемственности и непрерывности географического образования (с V по XI классы). Необходимо также подчеркнуть, что сложности, которые возникают у обучающегося при выполнении экзаменационных заданий, иногда имеют корни не только в пробелах школьного образования, но и в недостатке общей образованности и культуры, семейного воспитания, поэтому необходимо вести совместную работу с родителями по установлению тесных связей школы
и семьи, так как основной целью географического образования и просвещения является повышение географической грамотности и географической культуры у населения страны.

Учителям географии при планировании образовательного процесса необходимо предусмотреть перед началом изучения каждого раздела курса время на диагностику аспектов подготовки, являющихся опорными при изучении той или иной темы. При этом следует использовать задания из различных сборников, предназначенных для проведения тематического контроля, систематически на уроках  и во внеурочное время вести работу по повторению и актуализации ранее изученного материала, восстановление необходимых при изучении темы умений и навыков, давать обучающимся опережающие индивидуальные задания по отдельным темам и разделам курсов географии.

По нашему мнению, повышению эффективности преподавания географии будет способствовать усиление акцентов на сформированности и понимании у всех обучающихся ключевых географических терминов, понятий и определений. Для этого необходимо регулярно проводить текущий и тематический контроль знаний, географические диктанты, инициировать участие в олимпиадах по географии различных уровней, турнирах юных географов, ученических конференциях и др. В современных условиях предмет географии очень важен, и экзамен по нему оценивает не только элементарную географическую грамотность обучающегося и его умение мыслить, но и готовность адекватно излагать свои мысли, определять и обосновывать свою позицию, отстаивать свое мнение, отвечать на вызовы современного общества, особенно в условиях рыночной экономики.