Индивидуальная лаборатория младшего школьника

Приоритетной целью начального образования в соответствии с ФГОС НОО становится формирование у обучающихся не просто ЗУНов по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. Один из ключевых аспектов реализации стандартов – оценивание универсальных учебных действии (УУД) с учётом планируемых результатов. В начальной школе оно проводится с рядом особенностей, к числу которых относится сочетание внешней и внутренней оценок, нередко расходящихся на практике. Дело в том, что внешняя оценка осуществляется в ходе международных исследований качества образования (МИКО), проводимых организациями PIRLS, PISA, TIMSS, национальных исследований качества образования (НИКО), всероссийских проверочных работы (ВПР) и др. Внутренняя же оценка основана на положениях, разработанных «на местах».

В 2015 г. прошло очередное МИКО TIMSS, в котором приняли участие дети 60 стран мира. Показатели наших школьников не вывели Россию на лидирующие позиции, что заставило задуматься педагогическое сообщество о пересмотре и коррекции содержания и требований к результатам обучения в начальной школе. В том же году для выявления «больных точек» выпускники IV классов впервые писали ВПР.

Оказалось, что на фоне достаточно сильного научного образования в начальной школе «западают», тем не менее, методологические умения (начальный уровень освоения эмпирических методов) плюс действия по инструкции. В «дефициты» попали следующие умения: решать арифметическим способом задачи, связанные с повседневной жизнью, интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы) (по математике), проводить наблюдения природных явлений, организовывать опыты, использовать лабораторное оборудование, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач (по окружающему миру).

Учёные-педагоги сегодня продолжают работу над усовершенствованием содержания учебного материала по отдельным предметам в начальной школе. Много имеется печатных пособий, содержащих тренировочные задачи, призванные помочь в формировании у детей различных УУД. Польза теоретических заданий очевидна, однако всем известно, что младший школьник быстро теряет интерес, если его деятельность и средства обучения однообразны, детям не нравится сидеть на одном месте и запоминать информацию для того, чтобы затем пересказывать её. Надо предоставить им такие условия, которые дадут возможность применить знания в действии, проявить и реализовать свои способности, инициативу и самостоятельность активно. Исследователи активных методов обучения отмечают, что учащимся усваивается 10% того, что он читает; 20% того, что слышит; 30% того, что видит; 50–70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% – при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем; 90% – если непосредственно участвует в реальной деятельности. Одним словом, практический (активный) метод лучше других способствует формированию метапредметных результатов.

Давно мечтаю о том, чтобы 1 сентября каждый первоклассник вместе с набором бесплатных учебников получал в личное пользование «индивидуальную лабораторию» – стартовый набор принадлежностей для практических и лабораторных работ, который бы расширялся по мере взросления ученика и сопровождал бы его до самого окончания школы. Первый вариант лаборатории был создан 10 лет назад. В него вошли инструменты и простейшее лабораторное оборудование: компас, глобус, флюгер, рулетка, набор для изготовления моделей по математике, денежные знаки, часовой циферблат, весы электронные, элементарная химическая посуда, коробка для изучения насекомых, портативный цифровой микроскоп, противошумные наушники и др. За это время лаборатория была испытана в нескольких школах Татарстана и хорошо зарекомендовала себя.

Постараюсь продемонстрировать на конкретных заданиях, заимствованных из популярных учебных пособий, эффективность предложенной лаборатории. После каждого задания приведён перечень оборудования, которое может быть полезно для их практического решения, и дан комментарий с перечислением метапредметных УУД, которые отрабатываются: коммуникативные (К), познавательные (общеучебные и логические) (П), регулятивные (Р).

Задание 1. Хватит ли 25 квадратов площадью 10 см2, чтобы укрыть квадрат площадью 1 м2?

Оборудование: палетка размером 10 см2, рулетка, линейка.

Комментарий: Р (планирование, прогнозирование), П (логические: анализ, сопоставление, построение логической цепи рассуждений), К (умение работать в группе).

Задание 2. В магазине канцтоваров Насте понравились фломастеры за 18 руб­лей. У неё есть 10 рублей, 5 рублей, 2 рубля и 1 рубль. Хватит ли девочке денег на покупку?

Оборудование: набор денежных знаков.

Комментарий: Р (прогнозирование),
П (логические: сопоставление, построение логической цепи рассуждений).

Задание 3. Что легче: 100 граммов ваты или 100 граммов гвоздей?

Оборудование: весы электронные.

Комментарий: Р (прогнозирование),
П (логические: сопоставление, построение логической цепи рассуждений).

Задание 4. Витя пришёл в бассейн. Он заметил, что занятие по плаванию началось, когда на электронных часах было 11.45. После занятия часы в раздевалке показывали 13.20. Определи, сколько времени продолжалось занятие по плаванию.

Оборудование: часовой циферблат.

Комментарий: Р (прогнозирование),
П (логические: сопоставление, подведение под понятие).

Задание 5. Какой формы Земля? Что такое глобус?

Оборудование: глобус.

Комментарий: П (общеучебные: умение строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений).

Задание 6. В двух одинаковых стаканах тёплая и холодная вода. Повлияет ли температура воды на количество растворённой соли?

Оборудование: химическая посуда.

Комментарий: Р (прогнозирование),
П (логические: анализировать, построение логической цепи рассуждений),
К (умение работать в паре).

Задание 7. Какие из перечисленных насекомых не имеют жала: пчела, оса, стрекоза, комар, муха?

Оборудование: коробка для изучения насекомых, лупа.

Комментарий: Р (прогнозирование),
П (логические: сопоставление, классификация), К (умение вести диалог).

Задание 8. Во что превратится вода, если она замёрзнет? Какая температура кипения воды: 80, 100 или 120 градусов по Цельсию?

Оборудование: химическая посуда, термометр.

Комментарий: Р (планирование, прогнозирование), П (общеучебные: умение строить речевое высказывание; логические: сопоставление), К (умение работать в паре).

Задание 9. Как направление ветра влияет на температуру воздуха?

Оборудование: флюгер, компас.

Комментарий: Р (планирование, прогнозирование), П (общеучебные: умение строить речевое высказывание; логические: сопоставление, построение логической цепи рассуждений), К (умение слушать и вести диалог).

Задание 10. Как устроен листок растения?

Оборудование: микроскоп.

Комментарий: Р (планирование, прогнозирование), П (общеучебные: умение строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений), К (умение работать в группе).

Таким образом, индивидуальная лаборатория младшего школьника позволяет формировать и тренировать важнейшие УУД, которыми должны овладеть ученики в начальных классах. При использовании лаборатории на уроках и на внеурочных занятиях дети в увлекательной форме приобретают навык тщательной организации трудового процесса: они осознают цели предстоящей работы, анализируют задачи и условия её решения, составляют план и график выполнения работы, подготавливают материалы и инструменты, контролируют качество работы, анализируют выводы. Всё это способствует улучшению результативности учащихся, а значит, делает их готовыми к успешному переходу в основное звено общего образования.

Галина ТРОШАНИНА,
ассистент отделения управления и экономики образовательных учреждений Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ИПиО КФУ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.