Использование дистанционной формы обучения в образовательном процессе

С 2013 года вся Россия начала учиться по-новому. Вступил в силу новый закон «Об образовании». Нововведения коснулись и дистанционного обучения.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Важно, чтобы взаимодействие происходило не только в урочное время, но при выполнении домашнего задания.

При использовании дистанционного обучения можно решить ряд проблем, которые возникают при организации образовательного процесса:

  • вопросы самообразования – чаще всего для одаренных детей, выполняющих индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня;
  • проблемы семейного образования –
    позволит родителям быть на связи с педагогом;
  • задачи социализации личности обу­чающегося;
  • вопросы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и т.д.

А главное: дистант-урок не требует большого материального оснащения (достаточно иметь персональный компьютер со свободным выходом в Интернет).

Как же в реалиях организовано дистанционное обучение?

При отсутствии учебного контента учителя в процессе проведения обучения в дистанционном режиме используют:

  • электронную почту для рассылки учебных материалов и заданий, консультирования учащихся с отслеживанием истории переписки;
  • видео- и аудиоконференции для организации общей дискуссии среди учащихся;
  • гипертекстовую среду для размещения учебных материалов;
  • ресурсы сети Интернет как иллюстративный и справочный материал;
  • форум для организации обсуждения среди учащихся.

Я использую веб-сервис Blogger.

Какие технологии используются
в дистант-уроке?

Технология развивающего чтения – пример дистант-урока (http://distanturok.blogspot.ru/2013/11/24042013.html)

Перевернутый урок – пример дистант-урока (http://distanturok.blogspot.ru/2013/11/23092013.html)

Исследовательская работа – пример дистант-урока (http://distanturok.blogspot.ru/2013/11/27092013.html)

Опережающее обучение – пример дистант-урока (http://distanturok.blogspot.ru/2013/11/09092013.html)

Дистант-урок применим во всех образовательных областях, изучаемых в курсе начальной школы.

Форма дистант-уроков и работа в блоге позволяют решать проектные задачи. Для этого учителю необходимо уметь:

  • вести свой блог или иметь свой сайт на примере соцсети, т.е. владеть Викиразметкой или работой в шаблоне;
  • быстро осваивать онлайн сервисы и понимать, как вставить-встроить видеоролик, аудиофайл или флэш на страницу;
  • писать короткие инструкции, чтобы алгоритмизировать объемные задания, которые задумает;
  • четко представлять цели урока, что и зачем хочет сделать на уроке, а что можно вынести до или после урока;
  • иметь опыт коммуникации со своими учениками на основе технологий, т.е. иметь уже отработанные способы.

Групповая работа у нас – это чаще всего коллективно-распределительная деятельность. Дети выполняют свою часть работы в одном сервисе: презентации, карте, таблицах или Google-документе, в сервисах linoit или spiderscribe. Есть правило: своё дело делаешь – другого не порти. Исправления вносит только сам автор, взаимодействие, советы, замечания – через комментарии.

Какие ресурсы понадобятся?

Аппаратное обеспечение: персональные компьютеры с любой установленной операционной системой и с выходом в сеть Интернет.

Программное обеспечение: любой браузер (например, Google Chrom, Mozilla Firefox).

Дидактическое обеспечение:

  • точка входа – блог или сайт или Вики-страницы или соцсеть и др.;
  • сервисы с возможностью создавать онлайн задания: http://learningapps.org/;
  • Google-сервисы (таблицы, форма, документ, презентация, рисунок);
  • ЦОР-материалы;
  • видеоматериалы;
  • аудиоматериалы.

Дополнительные требования:

  • регистрация учащихся в той точке входа, которую используете для дистант-урока;
  • Google-аккаунт.

Дистанционное обучение и умение учащихся работать с документами совместного редактирования и с сервисами Веб.2.0 дает возможность «выйти» за пределы сельской школы. Это участие в учебных сетевых проектах, которые предлагает образовательная программа Intel «Обучение для будущего». Учебный сетевой проект (УСП) – совместная деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, направленную на достижение совместного результата (http://narmnat79.blogspot.ru/p/blog-page_14.html).

«Сетевой педагог» может найти единомышленников среди «сетевых педагогов» и разрабатывать учебные ситуации для своих классов.

Для всех увлеченных педагогов веду сообщество «Проектная жизнь». Сообщество направлено на повышение педагогического мастерства в процессе реализации исследовательской и проектной деятельности на основе ИКТ (https://goo.gl/cLzwCd).

Таким образом, в условиях дистанционного обучения коренным образом меняются роли всех участников образовательного процесса. Так учащиеся становятся активными деятелями, разработчиками стратегии собственного образования, а учителя – управляющими, кураторами индивидуально ориентированного образовательного процесса. Можно сказать, что педагог, применяя подобные технологии, решает простые традиционные задачи новыми инструментами.

Наталья ОЖМЕКОВА,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории Нармонской средней школы Лаишевского района

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.