Логотип Магариф уку
Цитата:

Изменится ли отношение к географии и географическому образованию?

В настоящее время роль географии и географического образования возрастает во многих странах мира в связи с существующими нестабильными социально-экономическими условиями, особенно в обеспеченности при...

В настоящее время роль географии и географического образования возрастает во многих странах мира в связи с существующими нестабильными социально-экономическими условиями, особенно в обеспеченности природными ресурсами. Поэтому отношение к преподаванию предмета «География» в образовательных организациях должно постепенно развиваться, а для популяризации географии среди учащейся молодёжи необходимо разработать меры стимулирования образовательных организаций и школьных учителей по результатам сдачи ЕГЭ по географии, принимая во внимание как число сдающих экзамен обучающихся (количественная), так и качественные показатели (уровень оценок). В 2021 году в Татарстане в ЕГЭ по географии приняли участие обучающиеся образовательных организаций 33 муниципальных районов и 2 городских округов (Казань, Наб. Челны), а количество АТЕ сократилось на 2 по сравнению с 2020 г. А в 2021 г. количество участников ЕГЭ по географии в республике сократилось на 44 человека по сравнению с 2020 годом и составило всего 149 участников, что составляет 0,91% от общего количества (в 2020 г. – 193 чел., что составляло 1,12%).
Анализ результатов ЕГЭ показывает, что наибольшее количество участников по географии в городских округах: Казань – 41 человек (27,5%), Наб. Челны – 18 человек (12,08%); в муниципальных районах: Нижнекамском – 11 человек (7,38%), Альметьевском – 10 человек (6,71%), Агрызском – 7 человек (4,7%). Количество сдававших ЕГЭ по географии в 2021 г. увеличилось на 2 человека в Апастовском, Балтасинском, Высокогорском, Нижнекамском районах РТ.
Несмотря на это, в республике сократилось количество выпускников, сдававших ЕГЭ по географии, по сравнению с 2020 г.: в г. Казани на 19 человек, в Наб. Челнах на 8 человек и муниципальных районах: Альметьевском (на 6 чел.), Нурлатском (на 3 чел.), Бавлинском (на 2 чел.), Заинском (на 2 чел.) и на одного человека в Рыбно-Слободском, Дрожжановском, Зеленодольском, Мамадышском, Черемшанском,
Чистопольском районах.
В 2021 году в ЕГЭ по географии не принимали участие обучающиеся 9 муниципальных районов РТ (в 2020 г. – 11): Алькеевский (в 2020 г. было 4 чел.), Буинский (в 2020 г. –
5 чел.), Бугульминский (в 2020 г. –
8 чел.), Лаишевский (в 2020 г. –
1 чел.), Новошешминский (в 2020 г. –
1 чел.) и два года подряд Кайбицкий, Камско-Устьинский, Пестречинский, Тюлячинский. Одной из основных причин этого является сокращение количества направлений и специальностей в вузах, в которых в качестве вступительного экзамена требуется ЕГЭ по географии («Экология и природопользование», «Гео-
графия», «Метеорология», «Картография»). Например, в этом году при поступлении в КФУ по направлению «Экология и природопользование» вступительный экзамен по географии был заменён на биологию.
Анализ результатов ЕГЭ
Средний балл по географии в 2021 году по РТ составил 69,41%
(в 2018 г. – 64,34%, в 2019 г. – 64,82%, в 2020 г. – 68,90%), наблюдается увеличение среднего балла на 0,51% по сравнению с 2020 г.
Отрадно отметить то, что в 2021 г. увеличилось количество обучающихся, получивших высокие баллы.
В этом году в ЕГЭ по географии набрали 100 баллов 5 человек (в
2020 г. – 3 чел., в 2019 г. – 0 чел.).
Обучающиеся, получившие 100 баллов, являются выпускниками средних школ Мензелинского, Рыбно-
Слободского, Нижнекамского районов и Приволжского района г. Казани. Также наблюдается увеличение количества на 4,11% обучающихся, получивших от 81 до 99 баллов (в 2021 г. – 24,83%, в 2020 г. – 20,72%, в 2019 г. – 19,0%) среди выпускников Арского, Верхнеуслонского, Мамадышского, Менделеевского, Черемшанского, Ютазинского районов.
Анализ результатов в разрезе
образовательных организаций показывает долю участников, получивших тестовый балл: ниже минимального – 1,23% (средние школы); от минимального балла до 60 баллов –
28,39% (средние школы), 32,5% (лицеи, гимназии).
Анализ основных результатов ЕГЭ по географии в сравнении по АТЕ показывает, что хорошие результаты показали обучающиеся, получившие от 61 до 80 баллов, Алексеевского, Атнинского, Бавлинского, Высокогорского, Дрожжановского, Сабинского, Спасского муниципальных районов.
Таким образом, в 2021 г. в рес-
публике наблюдается улучшение результатов ЕГЭ по географии, особенно среди высокобалльников. Всё это является результатом целенаправленной и систематической работы учителей географии образовательных организаций по повышению качества знаний обучающихся и по подготовке их к сдаче ЕГЭ. ЕГЭ по географии позволяет объективно оценить знания выпускников образовательных организаций и качество их подготовки и дифференцировать их по уровню подготовки, а также для продолжения обучения в учебных заведениях высшего образования.
Анализ результатов ЕГЭ по гео-
графии позволяет получить объективную информацию о сильных и слабых сторонах подготовки
обучающихся по предмету, определить особенности усвоения учебного материала разными группами выпускников, отличающихся уровнем образовательной подготовки, создаёт необходимые условия для реализации обратной связи в процессе обучения географии. За годы проведения ЕГЭ была проделана большая работа, направленная на повышение содержательной валидности и надёжности контрольно-
измерительных материалов (КИМ) для ЕГЭ по географии. Экзаменационная работа 2021 г. сохраняла преемственность с КИМ предыдущих лет. Каждый вариант экзаменационной работы состоял из двух частей и включал в себя 34 задания, различающихся формой и уровнем сложности. В состав КИМ экзаменационной работы включены карты-приложения, которые могут использоваться для выполнения заданий. Все элементы содержания, проверявшиеся в экзаменационной работе в 2020 г., проверялись и в экзаменационной работе 2021 г.
Для проверки умения определять на карте географические координаты к каждому варианту КИМ прилагаются карты-приложения: карта мира, на которой подписаны (или обозначены цифрами) названия государств, карта России, на которой подписаны названия субъектов РФ. Картами в вариантах КИМ разрешалось пользоваться при выполнении всех заданий экзаменационной работы. Эти карты могут помочь при выполнении заданий на определение страны или региона России по краткому описанию, на сравнение плотности населения отдельных стран и регионов РФ и других заданий.
Содержательный анализ выполнения результатов заданий I и II частей КИМ
Анализ результатов выполнения заданий части I в 2021 г. показывает, что их средний процент выполнения колеблется от 46% до 97%, составляя в среднем 79,8% (в 2020 г. – 76,3%, в 2019 г. – 78,75%), и по группам показатели распределились так: в группе от минимального до 60 баллов средний процент составляет 59,7% (в 2020 г. – 57,71%); в группе 61–80 баллов – 85,5% (в 2020 г. – 79,97%, в 2019 г. – 87,88%); в группе 81–100 баллов – 96,1% (в 2020 г. – 92,56%, в 2019 г. – 100%). Следует отметить, что в 2021 г. средний балл заданий части I увеличился на 3,5% по сравнению с 2020 г.
Средний процент выполнения заданий по уровням сложности:
базового уровня (18) в 2021 г. составляет 80,9% (в 2021 г. – 81,08%, в 2019 г. – 82,16%), и по группам показатели распределились так:
– в группе от минимального до 60 баллов – 62% (в 2020 г. – 61,75%);
– в группе 61–80 баллов – 86,3% (в 2020 г. – 85,52%, в 2019 г. – 89,39%);
– в группе 81–100 баллов – 95,9% (в 2020 г. – 96,58%, в
2019 г. – 100,00%);
повышенного уровня (8) в 2021 г.
составляет – 89,0% (в 2020 г. – 80,5%, в 2019 г. – 78,95%), и по группам показатели распределились так:
– в группе от минимального до 60 баллов – 57,6% (в 2020 г. – 63,17%);
– в группе 61–80 баллов – 86,6% (в 2020 г. – 84,18%, в 2019 г. – 93,18%);
– в группе 81–100 баллов – 98,5% (в 2020 г. – 95,06%, в 2019 г. –
100%);
высокого уровня (1) в 2021 г. составляет 58,0% (в 2020 г. – 67,36%, в 2019 г. – 57,89%), и по группам показатели распределились так:
– в группе от минимального до
60 баллов – 37% (в 2020 г. – 48,21%);
– в группе 61–80 баллов – 61,0% (в 2020 г. – 70,21%, в 2019 г. – 15,79%);
– в группе 81–100 баллов – 80,0% (в 2020 г. – 86,05%, в 2019 г. –
50,00%).
В 2021 г. наибольшие результаты получены по следующим заданиям:
– 100% по блокам «Часовые зоны» (П 20) и «Географические модели. Географическая карта, план местности» (Б 26);
– 97% по блокам «Природные ресурсы. Рациональное и нерациональное природопользование»
(Б 3), «Погода и климат. Распределение тепла и влаги на Земле» (Б 17), «Особенности природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры крупных стран» (П 24);
– 93% по блокам «Атмосфера. Гидросфера» (Б 2) и «Природные ресурсы» (П 22);
– 90% по блокам «Географические особенности размещения населения. Неравномерность размещения населения земного шара. Размещение населения России. Основная полоса расселения» (Б 9);
«Структура занятости населения. Отраслевая структура хозяйства» (Б 10), «Городское и сельское население. Города» (Б 12), «Природные ресурсы» (Б 16), «Природно-хозяйственное районирование России. Регионы России» (В 25) и др.
Следует отметить, что на вопросы по темам «Природные ресурсы», «Население» обучающиеся регулярно показывают высокий процент правильных ответов. Участники ЕГЭ хорошо знают особенности размещения природных ресурсов и населения по территории, городское и сельское население, крупнейшие города РФ и др. В отличие от 2020 г.
в этом году показали высокие результаты по темам «Географические модели. Географическая карта, план местности» (Б 26), «Определение гео-
графических объектов и явлений по их существенным признакам» (В 15), «Атмосфера. Гидросфера» (Б 2), «Погода и климат. Распределение тепла и влаги на Земле» (Б 17) и др.
Результаты экзаменов также показывают, что знания большинства экзаменуемых соответствуют требованиям стандарта о знании географических особенностей воспроизводства населения России и мира, уровня и качества жизни населения, о роли и месте её в международном географическом разделении труда.
Успешное усвоение названных тем выпускниками свидетельствует о том, что многие учителя географии в образовательном процессе этим вопросам стали уделять больше внимания.
Наименьшие результаты получены по следующим заданиям:
– 60% по блоку «Природно-хозяйственное районирование России. Регионы России» (Б 14).
Анализ итогов выполнения заданий I части ЕГЭ по географии показывает, что в 2021 г. наблюдается некоторое улучшение результатов в ответах обучающихся, однако наибольшие затруднения у обучающихся вызывают отдельные вопросы по начальному курсу физической географии (5–6 классы), экономической и социальной географии России (9 класс) и по экономической и социальной географии зарубежных стран (10 класс).
Выявленные недостатки подготовки выпускников к итоговому экзамену могут быть связаны с различными причинами, в первую очередь, с недостатком времени на изучение географии в базисном учебном плане и перегруженностью различной информацией действующих программ, наличием и разнообразием учебников по географии, отсутствием в учебных планах предмета «Экономическая и социальная география зарубежных стран» в некоторых профильных школах, гимназиях и лицеях РТ.
Анализ выполнения заданий части II состоит из 7 заданий с развёрнутым ответом, в первом из которых ответом является рисунок (профиль рельефа местности), а в остальных требуется записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос (2 задания повышенного и 5 заданий высокого уровней сложности). Ответы на задания части II проверяются экспертами в соответствии со специально разработанным перечнем критериев.
Задания высокого уровня сложности выявили способность выпускников творчески применять полученные географические знания и умения, определять и сравнивать по разным источникам информации и географические тенденции развития социально-экономических объектов, процессов и явлений. При их выполнении требовалось продемонстрировать способность использовать знания из различных областей географии для решения новых для обучающихся географических задач.
Задания данного типа дают возможность не только оценить учебные достижения по географии, глубину географических знаний обучающихся, но и выявить логику их рассуждений, умение применять полученные географические знания на практике и в нестандартных ситуациях, устанавливать причинно-следственные и пространственные связи между объектами и явлениями географической оболочки, сделать прогноз возможных изменений компонентов природы в результате антропогенной деятельности, дать обоснованную оценку природным условиям и ресурсам с определённой целью, определить свойства географических объектов и явлений в зависимости от их положения в географическом пространстве на основе знаний о пространственных связях.
Выполняя задания части II,
экзаменуемые имеют возможность полно и лаконично изложить свой ответ, продемонстрировать весь спектр знаний по географии.
Как показывает анализ итогов II части ЕГЭ по географии в 2021 г.,
наблюдается увеличение результатов обучающихся по сравнению с
2020 г. в заданиях № 28 на 3,61%, № 29 на 17,44%, № 30 на 20,81%,
№ 31 на 7,06%, № 33 на 1,47% и снижение в заданиях № 32 на 2,95%, № 34 на 1,56%. Основными причинами затруднений обучающихся при выполнении задания
№ 32 являются неспособность
обучающихся определять тип задачи и выбрать свой подход к её решению. Непонимание того, что высота Солнца над горизонтом зависит не только от географической широты и долготы, но и от времени суток, непонимание географических следствий годового движения Земли при наклонном положении её оси, неспособность осуществить перенос имеющихся знаний в новую ситуацию (если точки по условию задания находятся в Южном, а не в Северном полушарии) приводят к тому, что некоторые путают местонахождение Гринвичского меридиана, неверно определяют полушарие, в котором расположен пункт, и при выполнении задания № 34 путают виды миграции и факторы, влияющие на миграционные процессы по отдельным территориям (субъектам) России и по отдельным зарубежным странам.
Таким образом, в 2021 г. для участников ЕГЭ по географии не было заданий, которые вызывали бы трудности при ответах. Это объясняется тем, что данный предмет
выбирают наиболее подготовленные выпускники, которые в дальнейшем желают продолжить обучение в вузах. Анализируя результаты
ЕГЭ по географии в 2021 г., можно сказать, что в целом уровень подготовки обучающихся в РТ выше среднего, средний балл в текущем году составил 69,4% и по сравнению с предыдущим годом увеличился
на 0,5% (в 2020 г. – 68,90%,
в 2019 г. – 64,82%), количество обучающихся, получивших от 81 до 99 баллов, в 2021 г. составило 28,83% (в 2020 г. – 20,72%, в 2019 г. –
12,04%) и увеличилось на 8,11% по сравнению с 2020 г., 5 человек получили 100 баллов (в 2020 г. –
3 чел.). При подготовке обучающихся образовательных организаций к предстоящему экзамену в формате ЕГЭ учителя географии уделяют значительное внимание обязательному перечню содержательных элементов ФГОС по географии. При этом осуществляется системно-дея-
тельностный подход, соблюдается преемственность в процессе изучения географии в образовательных организациях и др. Однако ещё имеется ряд нерешённых проблем в методике преподавания физической, экономической и социальной географии в образовательных организациях, особенно по работе с картографическими, топографическими и статистическими материалами.
Исходя из этого, учителям географии образовательных организаций:
– необходимо совершенствовать применение в учебном процессе инновационных педагогических технологий;
– соблюдая принцип преемственности, использовать на уроках межпредметные связи с дисциплинами естественно-научного и социально-гуманитарного циклов;
– нацеливать процесс обучения не только на передачу системы теоретических знаний, но и на формирование умений применять полученные знания на практике в различных ситуациях;
– уделить значительное внимание организации самостоятельной работы обучающихся по географии не только во время учебных занятий, но и во внеурочное время, особенно для проведения практических работ с тематическими картами атласа по сравнению и объяснению различий природных условий и ресурсов конкретных регионов России и зарубежных стран;
– использовать тематические карты при закреплении знаний о закономерностях изменения природных условий на территории России, при сравнении особенностей населения и хозяйственной специализации отдельных регионов и субъектов;
– обратить особое внимание на проведение в урочное и во вне-
урочное время индивидуальных и групповых заданий, особенно исследовательских (проектных) работ по географии. Поэтому необходимо дополнительно мотивировать обучающихся к использованию при подготовке к учебным занятиям и ЕГЭ информационно-дидактических материалов (географических атласов и тематических карт, справочников, статистических сборников, энциклопедий, интернет-ресурсов, особенно цифровых образовательных ресурсов и др.). Подготовка к ЕГЭ по географии должна вестись на протяжении всего процесса обучения (с 5-го по 11-й класс) в образовательном учреждении с соблюдением преемственности и непрерывности географического образования. Необходимо также отметить, что сложности, которые возникают у обучающегося при выполнении экзаменационных заданий, иногда имеют корни не только в пробелах школьного образования, но и в недостатке общей образованности и культуры, семейного воспитания. Поэтому учителям географии образовательных организаций необходимо проводить совместную работу с родителями обучающихся по установлению тесных связей между школой и семьёй по вопросам обучения и воспитания, и по формированию у обучающихся географического мышления и культуры.
Учителям географии при планировании образовательного процесса необходимо предусмотреть перед началом изучения каждого раздела курса время на диагностику аспектов подготовки, являющихся опорными при изучении той или иной темы. Для этого использовать задания из различных сборников, предназначенных для проведения тематического контроля, и систематически на уроках и во внеурочное время вести работу по актуализации и закреплению ранее изученного материала, восстановлению необходимых при изучении темы практических умений и навыков, давать обучающимся опережающие индивидуальные задания по отдельным темам и разделам курсов географии.
Также повышению эффективности преподавания географии в образовательных организациях будет способствовать усиление акцентов на сформированность и понимание у всех обучающихся ключевых географических и экономико-географических понятий, определений и терминов. Для этого необходимо регулярно проводить текущий и тематический контроль знаний, географические диктанты, а также привлекать обучающихся к участию в олимпиадах по географии различных уровней, турнирах юных географов, ученических исследовательских конференциях и др.
В современных условиях предмет географии очень важен, и экзамен по нему оценивает не только элементарную грамотность обучающегося и его умение мыслить, а также их готовность адекватно излагать свои мысли, определять и обосновывать свою позицию, отстаивать своё мнение, отвечать на вызовы современного общества, особенно в условиях рыночной экономики и глобализации.
 

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ