Как научиться выражать свои мысли?

Стандарты нового поколения диктуют нам новые правила «игры» на уроках. Современному образованию нужны современные учителя и современные методы работы с учащимися, так как они, в свою очередь, тоже стали современными. Традиционные репродуктивные методы обучения уже изживают себя. Современные методы должны побуждать детей к мыслительной деятельности и самостоятельному поиску информации. Огромный поток информации учащемуся тяжело переработать традиционными методами, отфильтровать, систематизировать и в нужное время использовать. По этой причине у каждого педагога должны быть в арсенале современные, интересные, более эффективные технологии и методы работы с информацией. Одним из таких методов является метод построения ментальных карт или майдмеппинг (mind map).

Ментальная карта – это эффективная техника визуализации естественного течения мыслей. Эту технику применяют для визуализации новых идей, их фиксации, упорядочивания информации и т.д. Организация мыслей в ментальную карту является очень естественным способом для человека, хотя и не очень традиционным.

В основе этого метода лежит принцип работы головного мозга: левое полушарие отвечает за логику и анализ, правое даёт нам возможность фантазировать и заниматься творчеством. Мы можем синхронно использовать функции левого и правого полушария при составлении ментальных карт и как следствие развивать все виды умственных способностей учащихся.

Ментальная карта даёт возможность представить информацию в более понятном и интересном для ученика виде, потому что её воспринимают и правое, и левое полушарие одновременно. Ментальная карта передаёт информацию в виде рисунка, за счёт этого информация воспринимается и запоминается более эффективно, так как затрагивает эмоциональную сферу.

Тони Бьюзен (Tony Buzan), автор техники ментальных карт, предлагает нам перестать заучивать и начать помогать своему мышлению.

Бьюзен предлагает действовать следующим образом:

  1. Вместо линейной записи использовать радиальную. Это значит, что главная тема должна быть в центре листа, то есть в центре внимания.
  2. Записывать не всё подряд, а только ключевые слова. В качестве ключевых слов используются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова.
  3. Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими. Ассоциации, которые, как известно, очень способствуют запоминанию.

Правила написания ментальных карт, выделенные Тони Бьюзеном:

  1. Помещайте мысли в виде слов или рисунков на ветках, а не во всевозможных пузырях и параллелепипедах (хотя детям и интереснее рисовать пузыри). Важно и то, что ветки должны быть живыми и гибкими. Это облегчает движение взгляда по линиям (ветвям) и, следовательно, облегчает понимание полной картины.
  2. Пишите меньше, только самые важные слова или фразы.
  3. Линии рисуйте равной длине слова.
  4. Лучше писать печатными буквами для облегчения понимания.
  5. Важность слова можно выделять цветом, толщиной или размером букв.
  6. Используйте разные цвета для главных линий для целостного и структурированного восприятия.
  7. Также желательно использовать символы и рисунки (для центральной темы рисунок обязателен). Интереснее, если ментальная карта будет целиком состоять из рисунка.
  8. Каждую карту рисуйте на отдельном листе и распологайте горизонтально для удобства чтения.

Сама форма ментальной карты тоже важна. Цельный, живой вид карты говорит о том, что вы разобрались в теме. Если карта получилась невнятной, непонятной и плохо читаемой, значит вы не совсем справились.

Наше мышление конструирует карту, которая была бы интересна ему, поэтому у каждого ученика получится индивидуальная ментальная карта, даже на одну и ту же тему.

Используя ментальные карты на уроках английского языка, было замечено увеличение эффективности запоминания и понимания информации. Учащему приходится понять тему, систематизировать её, чтобы нарисовать правильную карту. Но поняв и зарисовав тему в виде карты, учащийся надолго запомнит её и с лёгкостью воспроизведёт.

Самое сложное – это оценить ментальную карту. Предлагаю следующие критерии оценивания ментальной карты:

  1. Правильность причинно-следственных связей на одной ветке.
  2. Карта показывает основную мысль.
  3. Использованы уместные пояснительные символы и рисунки.
  4. Оригинальность карты.

 

Алмаз РИЗАТДИНОВ,
учитель английского языка высшей квалификационной категории гимназии №4 г. Казани
Фото: pixabay

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.