Каким должен быть урок в соответствии с требованиями ФГОС

Неизменные научно-технические, социально-экономические и социально-культурные изменения, происходящие в мире и в нашей стране, неминуемо влекут за собой кардинальные изменения и в образовании. Перед системой образования России стоит очень важная задача: необходимо добиться того, чтобы каждый обучающийся был не только здоровым, образованным и воспитанным, но и способным на проявление инициативы и творческого подхода к любому делу. Вступающим в самостоятельную жизнь выпускникам учебных заведений в условиях современного рынка труда и быстро меняющегося информационного пространства нужно быть востребованными и конкурентноспособными.

Школа призвана развивать способности школьника реализовать себя в новых социально-экономических условиях, уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях. Член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор МГУ А.Г. Асмолов считает, что задача системы образования сегодня состоит не столько в передаче объема знаний, сколько в том, чтобы научить ученика учиться.

Несмотря на все изменения в современной системе образования, урок был и остается основной формой организации обучения. Ситуация современного урока – это ситуация расставания с уроком строгим, который характеризуется порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью обучающихся, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению современной жизни, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога.

В связи с этим учителя сегодня тревожат вопросы:

Современный урок? А как его подготовить?

Как определить цели урока?

На каком учебном материале остановить выбор?

Какие средства и методы обучения подобрать?

Как обеспечить, чтобы выбранные формы и методы обучения разумно сочетались?

Одним словом, встает вопрос: как сегодня обучать?

Федеральный государственный образовательный стандарт обозначил новые требования к результатам обучения. От традиционного представления результатов в виде знаний, умений и навыков система образования сегодня отказывается. Стандарт указывает, какими реальными видами деятельности обучающийся должен овладеть к концу обучения.

Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Школа должна сформировать у обучающихся не только предметные, но и универсальные способы действий, которые обеспечат возможность продолжения образования в старшей школе и вузе; сформировать способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.

На современном этапе развития образования качество образования понимается как уровень специфических, межпредметных умений, которые связаны с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации. В изменившемся мире большой объём фактических знаний – предмет нашей гордости в прошлом – потерял свою ценность, т.к. любая информация быстро устаревает. Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать или создавать новую.

И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, смещая акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на освоение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к выводу о необходимости изменить характер учебного процесса и способы организации работы обучающихся. Отсюда и появилась потребность введения деятельностного метода обучения, согласно которому в учебном процессе главное место отводится активной, разносторонней, в наибольшей степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Концепция ФГОС, позиции системно-деятельностного подхода определяют систему требований к уроку:

  1. Целеполагание.

Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, понятные, реально достижимые цели. По возможности целеполагание осуществляется совместно с обучающимися, исходя из сформулированной (желательно – обучающимися) проблемы.

  1. Мотивация.

Учитель должен пробудить интерес к предстоящей учебной работе. Эффективными основаниями могут быть разрешение актуальной проблемы, практическая направленность содержания урока и т.д.

  1. Практическая значимость знаний и способов деятельности.

Учитель должен показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности, по возможности раскрывать межпредметные связи.

  1. Отбор содержания.

Это значит, что учителю необходимо обозначить планируемые результаты урока, определенные программой. Следует помнить, что наиболее эффективно усваивается информация, которая:

находится в зоне актуальности (т.е. согласована с текущими, осознаваемыми потребностями и интересами обучающегося);

активно проводится через разные каналы восприятия, что определяет необходимость использования комплекса разнообразных приемов организации образовательной деятельности обучающихся;

является базовой для принятия решения, т.е. требует разработки заданий по практическому использованию информации;

транслируется другому человеку в процессе вербального общения.

Технологический процесс подготовки урока современного типa по-прежнему базируется на известных каждому педагогу этапах урока. Это:

определение цели и задач;

отбор содержания учебного материала;

подбор методов и приёмов oбучения;

определение форм организации деятельности учащихся;

подбор материала для домашней рабoты учащихся;

определение способов контрoля;

продумывание мeста, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;

подбор вопросов для подведения итога урока.

Главная особенность заключается в изменении характера деятельности педагога и обучающихся на уроке: учитель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. рaсписать деятельность свою и деятельность ученикa.

Требования к современному уроку

Самостоятельная работа обучающихся на всех этапах урока;

учитель выступает в роли организатора, а не информатора;

обязательная рефлексия обучающихся на уроке;

высокая степень речевой активности обучающихся.

Требования к заданиям на уроке

Носят проблемный и поисковый характер;

комплексное применение знаний из нескольких разделов предмета.

Уроки в условиях введения ФГОС различают:

  1. Урок «открытия» нового знания.

2.Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

3.Урок общеметодологической направленности (проводится в начале и в конце изучения определенных разделов).

  1. Урок актуализации знаний и умений (урок повторения).
  2. Урок контроля знаний и умений.
  3. Урок коррекции знаний, умений и навыков.

Рассмотрим более подробно:

  1. Урок «открытия» нового знания

Цель: организовать деятельность
обучающихся по восприятию, осмыслению и первичному осознанию нового материала и способов деятельности.

Различают следующие этапы урока:

  1. Организационный момент – мотивация к учебной деятельности.

Целью данного этапа будет включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне. Для этого на данном этапе учитель организует его мотивацию к учебной деятельности. Приёмы работы можно использовать следующие:

— в начале урока высказывает добрые пожелания обучающимся, предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);

— предлагает обучающимся подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;

— девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех») и др.

  1. Актуализация знаний и пробные учебные действия. Обучающиеся фиксируют индивидуальные затруднения в пробном учебном действии.

Цель этапа заключается в том, что повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», приводит к выявлению индивидуальных затруднений в деятельности обучающегося. Возникает проблемная ситуация.

Можно использовать следующие методы постановки учебной проблемы:

— подводящий, побуждающий диалоги;

— мотивирующий приём «яркое пятно» (случаи из истории, фрагменты из художественной литературы, культуры, науки, повседневной жизни; младшим школьникам – сказки, легенды, шутки и др.).

  1. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение возникшего затруднения, проблемы.

Учитель организует деятельность обучающихся по выявлению места и причины затруднения:

— где возникло затруднение: восстановим выполненные операции – место, шаг, операцию;

— зафиксировать те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения задачи — выявить и проговорить во внешней речи причину затруднения.

  1. Построение проекта выхода из затруднения – открытие нового знания

Обучающиеся в форме общения обдумывают план предстоящих учебных действий:

— определяют цель (целью всегда является разрешение возникшего затруднения);

— согласовывают вместе с учителем тему урока;

— строят план разрешения возникшего затруднения, т.е. план достижения цели; определяют способ, средства – алгоритмы, модели и т.д.

Учитель руководит этим процессом: на первых порах это может быть подводящий диалог, затем – побуждающий диалог, а затем используются исследовательские методы.

  1. Первичное закрепление.

Предполагает запись новых знаний в виде опорного сигнала, конспекта; проговаривание во внешней речи; работа в парах; комментирование, фронтальная работа, обозначение знаковыми символами и т.д.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).

Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа на новую тему (2–3 типовые задания). Самопроверка, самоконтроль с целью, чтобы каждый обучающийся для себя сделал вывод о том, что он уже умеет, а что пока не получается.

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Обучающимся поначалу предлагаются задания, которые содержат новое понятие, новый алгоритм.

Затем задания усложняются, новое знание используется вместе с изученным ранее; межпредметные задания.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Проводится с целью, чтобы обучающиеся осознали свою учебную деятельность, дали оценку результатам своей собственной деятельности и всего класса.

Контрольные вопросы:

На уроке какая ставилась задача?

Тебе удалось решить поставленную задачу?

Каким способом ты решил?

Какие результаты ты получил?

Новые полученные знания где можно применить?

На уроке у вас хорошо получилось __?

Над чем ещё надо поработать? и другие.

От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит обучающимся развить свои способности. Учителю важно понимать при разработке каждой темы, какую деятельность обучающихся он специально организует и какой результат рассчитывает.

Гульсия Ахметшина,
заведующий кафедрой естес­твенно-математических дисциплин ИРО РТ, кандидат педагогических наук
Татьяна Яковенко,
заведующий лабораторией дистанционных образовательных технологий ИРО РТ, кандидат педагогических наук

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.