Логотип Магариф уку
Цитата:

Кибербуллинг – это не норма, а ЧП

В современном мире термины «буллинг» и «кибербуллинг» встречаются весьма часто. Агрессивному преследованию может подвергнуться каждый из нас. Поэтому тема безопасности в Интернете становится все актуа...

В современном мире термины «буллинг» и «кибербуллинг» встречаются весьма часто. Агрессивному преследованию может подвергнуться каждый из нас. Поэтому тема безопасности в Интернете становится все актуальнее.
Конечно, школьная среда не остается в стороне от этой темы. Как защитить детей и учителей от кибербуллинга? Какие действия следует предпринять тем, кто подвергся травле? Ответы на эти вопросы раскрыли на круглом столе «Кибербуллинг в детской аудитории и учительской среде: формат угроз и способы защиты», который прошел в рамках Всероссийской онлайн-конференции «Безопасный интернет: что нужно знать школьникам и учителям».
Всплеск кибербуллинга
Прежде всего, обратимся к данным МВД России. По словам председателя Медиасовета негосударственных структур безопасности России, члена Общественного совета при ГУ МВД России по Московской области в координации направления «Безопасный Интернет» Павла Сорокина, более 40 регионов страны в зоне риска по кибербуллингу. В I половине 2021 года зафиксировано 1839 резонансных эпизодов кибербуллинга несовершеннолетних, то есть по сравнению со всем прошлым годом рост составил более 100%.
Несмотря на то, что о кибербуллиге, проявляющемся в учительской среде, говорят не так часто, по данным МВД России, 50% учителей сталкивались с угрозами со стороны учеников. 43% – с кибербуллингом, 28% получали оскорбительные комментарии интимного характера. От 2 до 5% учителей сталкиваются с травлей часто (данные НИУ ВШЭ).
По данным МВД РФ, в 2020 году число преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, возросло на 73,4%, в том числе с использованием сети Интернет на 91,3%.
Как отмечает Павел Сорокин, локдауны, нерабочие дни, постоянное изменение форматов обучения и труда – все это поспособствовало фрустрации общества, и негатив, который копил каждый, выплеснули все.
Другая сторона открытости школ и учителей
Цель буллинга – это чаще не получить ответ на вопрос, а самоутвердиться, выделиться, привлечь внимание, добиться признания, говорят специалисты. Последствия таких действий серьезно влияют на здоровье и профессиональный статус педагога. Часто из-за несправедливых внешних сил – под действием негативного отношения и несправедливого троллинга со стороны родителей, иногда даже подростков – квалифицированные учителя уходят из профессии и не возвращаются.
Учитель начальных классов школы № 1284 г. Москвы Александра Семина, которая ведет и активно развивает учительский блог, считает, что правильно расставить личные границы не всегда удается молодым педагогам, иногда даже и опытным. По ее мнению, необходимо обратить внимание на то, что ты публикуешь в социальных сетях, чтобы это не скомпрометировали против тебя же. Ведь любая информация сейчас может быть представлена как в положительном, так и в негативном ключеключе. 
«Родители часто перегибают палку, забывая о том, что учитель такой же человек с такими же правами, гарантированными конституцией, как и они. Сейчас распространена такая тенденция, когда каждый считает, что он вправе вести критику педагога. Выражая свое негативное мнение, они забывают, что оно просачивается на такую огромную аудиторию, как Интернет, и остается там навсегда. Очень часто это подхватывают СМИ ради некой сенсации. Как следствие, учитель, мало того, что увольняется со школы, ему в принципе потом очень сложно найти работу. Ведь за ним, к сожалению, остается шлейф этого конфликта, который может быть раздут абсолютно на пустом месте. Это, безусловно, большая опасность нашего времени», – заявила Александра Семина.
Заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Наталия Киселева отметила, что сейчас школа стала настолько открытым учреждением, что этого не ожидали ни учителя, ни родители, ни сама школа. Огромное количество цифровых ресурсов открыли всем доступ к информации о том, за что ребенок получил ту или иную оценку, насколько вовремя и часто учитель заносит домашнее задание в электронный журнал, прописаны ли темы урока, соответствует ли тема, записанная учителем, тому, что ребенок рассказывает…
«С пандемией у всех появилась возможность ворваться в кабинет, где учитель находится с учениками, чего раньше даже представить было сложно. Раньше это было возможно только при разрешении администрации школы и учителя по ранее обговоренному графику, – рассказала она. – Сейчас же получилось так, что на урок ворвались все сразу, причем с позиции экспертов и критиков. И учителя, которые за это время должны были научиться организовать и вести онлайн уроки, сохранять образование, дополнительно оставались под наблюдением посторонних. Кроме этого, был риск того, что каждое их слово может быть перевернуто ради какой-то цели, к примеру, если родитель или ребенок хочет выделиться или привлечь внимание».
Профилактика кибербуллинга
На сегодняшний день наблюдается избыток информации, пересечение реального и виртуального мира, рост толерантности к насилию.
Центр «Безопасность 2.0» при Российском фонде мира в 2020 назвал овершаринг одной из центральных информационных угроз. Установлено, что наиболее распространённой информацией, которой делятся в Интернете, является – геоданные, публикация фотографий на фоне дорогостоящих вещей (машина, бытовая техника, дорогой ремонт, аксессуары и др.), публикация материалов с коллективных мероприятий (неформальные «праздники»).
Эксперт проекта «Интернет без опасности», координатор общественного объединения правоохранительной направленности «Безопасная столица» Алексей Самсонюк отмечает, что при столкновении с кибербуллингом важно знать три золотых правила:

  1. никогда не отвечать на киберагрессию, так как агрессор намеренно провоцирует на яркую эмоциональную реакцию;

  2. зафиксировать инцидент (сделать скриншот/фото экрана), если далее планируется переводить его в правовую плоскость;

  3. жертва не виновата, им может стать любой человек. 


Что необходимо предпринять в случае кибербуллинга:

  1. сообщить администрации школы о происходящем; заблокировать агрессора; сообщить родителям несовершеннолетних фигурантов ЧП;

  2. написать письмо администрации сайтов или интернет-ресурсов с требованием оперативно заблокировать контент, а также его распространителей;

  3. «закрыть» свои аккаунты в социальных сетях, чтобы никто не мог оставлять публикации на странице, а новые подписчики и друзья получали подтверждение;

  4. проанализировать и по возможности удалить потенциально опасный контент, который агрессоры могут использовать для новых атак;

  5. если сообщения содержат в себе угрозы, клевету, являющиеся порочащим честь и достоинство, возможно обращение в правоохранительные органы.


А лучше всего заранее задуматься о своей безопасности и спокойствии. Для этого специалист рекомендует:

  1. публиковать минимум личных данных;

  2. при необходимости создать два аккаунта в социальных сетях: первый – личный (закрытый), второй – профессиональный, рабочий (открытый или закрытый по желанию);
    пользоваться функцией превратности (закрытые аккаунты) в социальных сетях;

  3. вести мониторинг информационного поля;

  4. оценивать риски каждой публикации в социальных сетях;

  5. обсуждать в семье и с друзьями, какого рода материалы, фото и видео, информацию о вас они могут выкладывать в Интернет, а какого – нет.


Участники круглого стола пришли к единому мнению, что в современном мире чаще всего поддерживается негатив, чем позитив: т.е. есть буллинг, а антибуллинга нет, нет антонимов к этому термину и противостоящих к нему действий или же они не распространены. «Кибербуллинг – это не норма, это серьезная проблема, ЧП», – считают они и рекомендуют всем быть максимально внимательными и учиться поддерживать друг друга.
Диляра БАТРШИНА

Фото:  pixabay

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ