Логотип Магариф уку
Цитата:

Культурное пространство и повседневная жизнь в 1950-60 годах 

В теме урока говорится об обновленческом направлении в литературе. Рассказывается о начале «оттепели» и изменении отношения властей к деятелям культуры. Урок описывает изменения в системе образования,...

В теме урока говорится об обновленческом направлении в литературе. Рассказывается о начале «оттепели» и изменении отношения властей к деятелям культуры. Урок описывает изменения в системе образования, они были вызваны развитием науки и техники, переменами в социально-гуманитарной сфере. Рассматриваются действия властей в ходе новой антирелигиозной кампании.
Результат
В ходе урока вы узнаете о развитии литературы и искусства, образовании в СССР, отношении власти к церкви, советском спорте и изменениях в повседневной жизни советских людей.
Обратите внимание
«Оттепель» получила много критических отзывов, однако все признали её роль в пробуждении советского общества. В то же время стоит помнить, что происходившие в культуре перемены были именно лёгкой «оттепелью», а не полноценной весной.
План урока

  1. Условия развития литературы и искусства.

  2. Власть и интеллигенция.

  3. Развитие образования.

  4. Власть и церковь.

  5. Зарождение новых форм общественной жизни.

  6. Советский спорт.

  7. Особенности повседневной жизни.


Разбираем вместе. Учебник (Горинов М.М., Данилов А.А., под ред. А.В.Торкунова. История России. 10 класс. Часть 2, с. 128 – 135).
п. 1. Условия развития литературы и искусства (с. 128 – 129).
– По словам советского писателя И.Эренбурга, первое послевоенное десятилетие называлось «оттепелью». Почему не «весна»?
– По каким причинам А.Твардовский был отстранен от руководства журналом «Новый мир»?
– О чем писал глава Союза писателей А.А.Фадеев перед самоубийством и другие писатели (В.Д.Дудинцев,
Д.А. Гранин, Е.Я.Дорош)?
–  Какой жанр литературы становится любимым для читателей?
п. 2. Власть и интеллигенция (с. 130 –
131).

– Почему попытки власти воздействовать на интеллигенцию не находили поддержки со стороны последних?
– Какие факты говорят об ослаблении идеологического давления на культуру?
– Какие события получили название «Дело Пастернака»?
– На что обращал внимание Н. Хрущев в своих выступлениях, обращаясь к писателям?
– Какие произведения получили всенародное признание?
п. 3. Развитие образования (с. 131).
– Какие задачи ставились перед системой образования?
– Как решалась эта проблема?
п. 4. Власть и церковь (с. 132).
– Каким мерам сводилась «реформа церкви»?
п. 5. Зарождение новых форм общественной жизни (с. 132).
– Что значит «самиздат» и «тамиздат»?
– Чем занимались члены кружка Краснопевцева на историческом факультете МГУ?
– Какая передача телевидения позволяла себе иронию и критику советской действительности, за что она шла не в прямом эфире, а в записи (после прохождения цензуры)?
– Кого называли «шестидесятниками»?
п. 6. Советский спорт (с.133 – 134).
– Благодаря чему или кому развивался массовый спорт и наблюдалась небывалая популяризация спорта?
п. 7. Особенности повседневной жизни (с. 134 – 135).
– Какие негативные явления порождал дефицит товаров первой необходимости и продовольствия?
– Какие факты свидетельствуют о повышении благосостояния населения?
Закрепи: просмотреть видеоролик в своем личном кабинете «Видеоуроки.нет».
Сделай сам

  1. Установите соответствие между деятелями культуры и их произведениями.


Деятели культуры           
а) А.И. Солженицын;
б) Б.Л. Пастернак;
в) М.К. Калатозов;
г) Э.А. Рязанов.
Произведения
1) кинофильм «Служебный роман»;
2) роман «Дети Арбата»;
3) роман «Архипелаг ГУЛАГ»;
4) кинофильм «Летят журавли»;
5) роман «Доктор Живаго»;
6) кинофильм «Война и мир».

  1. По вопросам истории высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения. Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.


Период «оттепели» характеризуется освобождением духовной сферы жизни общества от давления со стороны властей.

  1. Напишите, какое название получили запрещённые книги или журналы, изданные за границей.

  2. Укажите истинность или ложность утверждений об образовании:


а) вместо семилеток ввели обязательные восьмилетние политехнические школы;
б) в школах делался упор на гуманитарные науки;
в) для тех, кто хотел поступить в вуз, вводился обязательный трудовой стаж;
г) в старших классах школ вводилась производственная практика;
д) подготовка специалистов для предприятий была очень высокой.

  1. Учебник (с. 136): «Думаем, сравниваем, размышляем», задание № 1: Чем можно объяснить сочетание в культурной жизни таких явлений, как проведение в 1957 г. Всемирного фестиваля молодежи и студентов, проведение в 1958 г. 1-го Международного музыкального конкурса им. П.И. Чайковского, на котором победил американский пианист В. Клиберн, с одной стороны, и резкую критику Н.С. Хрущевым художников-авангардистов на выставке в Манеже в 1962 г. – с другой?

  2. В каком виде спорта прославился изображённый на фото спортсмен?

  3. Учебник (с. 136): «Думаем, сравниваем, размышляем», задание № 5 (это задание выполняют индивидуально, фамилия ученика будет сообщена в группе).


Запомни. Важно!
Основные понятия и термины: «Оттепель». «Самиздат» и «тамиздат». Поколение «шестидесятников». Движение КВН.
Основные даты, периоды
1957 г. – Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Москве
Персоналии Д.Д. Шостакович,
Л.П. Берия, А.А. Ахматова, С.С. Прокофьев, А.А. Фадеев.
М.А. Шолохов, И.Г. Эренбург, А.Т. Твар-
довский, Н.С. Хрущёв, Ю.В. Бондарев, А.А. Вознесенский, Е.А. Евтушенко,
Э.И. Неизвестный, Б.Л. Пастернак,
А.И. Солженицын, А.Н. и Б.Н. Стругацкие, А.И. Хачатурян. М.С. Хуциев. Л.И. Яшин.
Вывод. «Оттепель» в духовной жизни, несмотря на все противоречия, готовила почву для демократизации советского общества в последующие годы. В 1953 – 1964 годы произошел заметный рост благосостояния советских людей.
Домашнее задание. Используя дополнительные источники, составьте презентацию «Успехи советского спорта в 1950-е – первой половине
1960-х гг.».
Елена ТАРАСОВА,

учитель истории высшей квалификационной категории средней школы №1 г. Бугульмы

 

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ