Логотип Магариф уку
Цитата:

Лицей Иннополис обеспечит IT-потенциал Татарстана и России

Три года назад на географической карте России появился город высоких технологий – Иннополис, который расположился в Верхнеуслонском районе Татарстана. Тогда Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев вместе...

Три года назад на географической карте России появился город высоких технологий – Иннополис, который расположился в Верхнеуслонском районе Татарстана. Тогда Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев вместе с Президентом нашей республики Рустамом Миннихановым и министром связи и массовых коммуникаций России Николаем Никифоровым заложили капсулу с посланием его будущим жителям. А на федеральном уровне было принято решение о строительстве одноименного лицея. На эти цели из бюджета Татарстана выделили около 20,7 млн рублей.
Об успехах учащихся лицея, которые уже заявили о себе на престижных российских и международных научно-практических конференциях и олимпиадах в области IT, нам рассказала директор учреждения Надежда Алексеевна СУЛИМОВА.
– Надежда Алексеевна, с какими целями было связано создание лицея?
Фотографии Юлии Калининой
– На территории Татарстана образовался новый город, цели основания которого были понятны: сосредоточить в одном месте всех, кто занимается информационными технологиями, и обеспечить эффективное развитие данного направления. Естественно, ключевым учреждением в нашем городе является Университет Иннополис, который готовит кадры для современной IТ-отрасли. В любом случае для университета необходимы подготовленные и мотивированные абитуриенты. Так, по инициативе Президента Татарстана Рустама Нургалиевича на территории города был создан лицей для школьников, одаренных в области физики, математики и информатики, то есть преуспевающих в тех предметах, которые необходимы для дальнейшего получения профессии по обозначенному направлению.
Нам удалось сформировать коллектив педагогов единомышленников: молодых и профессионалов своего дела. Самый известный и титулованный учитель, мой
заместитель – Алла Головенькина, абсолютный победитель Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Учитель года–2014».
– Как проходит отбор в Лицей Иннополис? Достаточно ли быть отличником обычной школы, чтобы поступить в лицей наногорода?
– Отбор в лицей проходит ежегодно в апреле-июне в три этапа: дистанционный, очный и собеседование. На дистанционном этапе мы предлагаем решить тесты по математике и русскому языку, на очном этапе – контрольные задания, на собеседовании – общение и рассмотрение портфолио поступающего.
Конечно, для поступления в лицей быть просто отличником в школе недостаточно. Мы заинтересованы в сильных талантливых учащихся. Если на вступительных испытаниях предложить ребятам для решения обычную контрольную работу, то отобрать одаренных детей, которые в будущем станут востребованными специалистами в области информационных технологий, будет проблематично. Так, на сегодняшний день в лицее учатся 150 детей, 37 из которых приехали из Самары, Ульяновска, Нижнего Новгорода, Кирова, Ижевска, Йошкар-Олы, Чебоксар, Оренбурга, Перми, Иркутска и Анапы. К слову, в прошлом году в 10-й класс поступил мальчик, учившийся в престижной 179-ой школе г. Москвы. Безусловно, этот факт свидетельствует о высокой оценке деятельности нашего лицея. Это нам приятно.
– Как вы сотрудничаете с Университетом Иннополис, который претендует на образование мирового уровня в области IT?
– Между университетом и лицеем заключён договор о научно-методическом сотрудничестве, в вузе имеется Управление довузовского образования, предусмотрены STEM-центры, которые ориентированы на формирование и развитие инженерных навыков и знаний у детей с помощью решения проектных задач. Преподаватели университета занимаются с нашими учащимися олимпиадной математикой и олимпиадной информатикой, системным программированием и, конечно, робототехникой. Кроме плановых занятий, специалисты вуза читают лекции, проводят мастер-классы для лицеистов. Также наши ученики посещают открытые лекции, организованные Университетом Иннополис. Одной из таких лекций стало выступление ведущего мирового специалиста в области информационной безопасности Евгения Касперского. Более половины наших выпускников продолжают обучение в Университете Иннополис, куда поступить не просто. Во-первых, абитуриентам необходимо пройти специальный конкурс по оценке IT-навыков, проверке знаний английского языка, собеседование с профессором
на английском языке, во-вторых, быть высокобалльником ЕГЭ. К тому же обучение здесь ведется на английском языке.– Чем образовательный процесс в лицее отличается от общеобразовательной школы?
– Образовательная программа ориентирована на развитие профилей нашего лицея. Выделяются два профиля: физико-математический и IT. Поэтому в учебном плане лицея таким предметам, как математика, физика и информатика, отводится больше времени. Также, в отличие от общеобразовательной школы, у лицеистов есть 10 дополнительных занятий в неделю, на которых они продолжают профильное обучение, готовятся к олимпиадам или занимаются проектной и исследовательской деятельностью. Прежде всего, речь идет о занятиях по IT. Например, для 8-9 классов проводятся занятия по проекту Яндекс.Лицей. Для этого два наших учителя Ольга Беляева и Михаил Тиличеев прошли специальную подготовку в Школе анализа данных, основанной Яндексом. Для занятий со старшеклассниками заключено соглашение с компаний Samsung, и с сентября текущего года начал работу класс Samsung. Внеурочной работой с ребятами занимаются все наши учителя, независимо от преподаваемого предмета. Так, любимый учитель лицеистов, преподающий русский язык и литературу, Алексей Тихонов увлекается IT-технологиями, поэтому
ведёт кружок «Инномульт», на котором учит ребят создавать мультфильмы, а весь лицей с удовольствием их смотрит.
– Каковы результаты ГИА ваших выпускников? В этом году Министерство образования и науки Татарстана не представило официального рейтинга, но каждая школа отслеживает этот вопрос самостоятельно.
– Уроки в Лицее Иннополис стартовали 11 января 2016 года, тогда и были набраны 7-10 классы. Перед нами стояла трудная задача. Я говорила своим коллегам: «Родители доверили нам девятиклассников, которым через полгода предстоит сдать государственные экзамены. Наша задача сделать не только так, чтобы ребята не растеряли имеющиеся знания, а чтобы сдали экзамены очень хорошо». Они сдали на отлично! По результатам ОГЭ по математике 2017-2018 учебного года 29 учащихся из 30 получили «отлично», один – «хорошо». При этом пятеро наших ребят набрали максимально возможный балл. Что касается второго обязательного экзамена – по русскому языку, ОГЭ на «отлично» сдали 26 лицеистов, четверо получили оценку «хорошо», максимально возможный балл у девяти ребят. 24 девятиклассника сдавали экзамен по физике, 22 учащихся получили высшую оценку. Итоговый экзамен по информатике сдавали 30 детей, в результате 23 пятерки, 6 четверок, у пяти участников ОГЭ высший результат.
Надо сказать, первые выпускники лицея города будущего задали высокую планку своим преемникам. 90 % наших выпускников – высокобалльники. В этом году, кроме обязательных предметов – математика и русский язык, лицеисты выбрали для прохождения единого государственного экзамена физику, информатику, английский язык и даже литературу. Средний балл результатов ЕГЭ по профильной математике наших выпускников – 78, по физике эта цифра была равна 76,83 баллам, по информатике – 83,66. Двое наших выпускников сдали ЕГЭ по информатике на 100 баллов. С такими результатами экзаменов большая часть выпускников этого года поступила в Университет Иннополис, Высшую школу информационных технологий и интеллектуальных систем КФУ, Казанский государственный энергетический университет, МГТУ им. Н.Э.Баумана, МФТИ, Московский авиационный институт и Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.
– За последние годы появилось несколько направлений, в которых школьники могут реализовать свои амбиции в области инновационных технологий. Как поставлена работа олимпиадного движения?
– В течение учебного года наши учащиеся под руководством педагогов активно готовятся к Всероссийской предметной олимпиаде школьников, занимаются исследовательской и проектной деятельностью. Успехи детей отмечены на престижных конкурсах. Так, в прошлом году Элина Дунаева «привезла» первое место,
которое заняла на олимпиаде в Обнинске, где жюри рекомендовало девочке запатентовать изобретение – робота для очистки стекол или окон многоэтажных зданий. Руководителем работы ученицы является учитель географии Ольга Елисеева. На VII Всероссийском чемпионате по микроспутникам Cansat в Москве наши ученики под руководством учителя технологии Евгения Сазонова представили космический зонд. И таких примеров  у нас немало. Лицеисты демонстрируют завидные
результаты на олимпиадах не только по физико-математическим и естествен-но-научным дисциплинам. Среди наших учащихся есть призеры республиканского этапа ВОШ по ОБЖ, истории, экономике, литературе, русскому и английскому языкам. В 2016-2017 учебном году несколько ребят стали призерами и победителями Международной олимпиады по татарскому языку и литературе.
Огромный интерес у учащихся и педагогов вызвала Олимпиада Национальной технологической инициативы, появившаяся в 2016 году. Наши ученики принимают участие в ней с самого основания, и с каждым годом среди лицеистов растет количество участников, призеров и победителей этого состязания. Сначала было 2 диплома, потом – 12, в прошлом учебном году – 14. Организатором и идейным вдохновителем к участию наших детей в олимпиаде является учитель физики
Лейсан Валеева. Теперь же в процесс подготовки к ней в качестве наставников включаются все больше учителей других предметов. В этом учебном году выделено более 20 олимпиадных профилей, например беспилотные авиационные системы, интеллектуальные робототехнические системы, умный город, анализ космических снимков, виртуальная и дополненная реальность и другие. На данный момент на второй дистанционный этап прошли более 50 учащихся лицея. По результатам второго тура они могут быть приглашены на очный тур, который в разные годы проходил на разных площадках: в Анапе, в сочинском Сириусе, Москве и Санкт-Петербурге, Томске и Иннополисе и других городах.
– За три года существования Лицей Иннополис стал площадкой, на которой разворачиваются масштабные соревнования по робототехнике.
– Благодаря сотрудничеству с Университетом Иннополис, наши учащиеся ежегодно входят в состав сборной России для участия во всемирной робототехнической олимпиаде (World Robot Olympiad). Два года подряд наши команды привозили бронзовые медали в категории «Футбол роботов». Команда выбилась в лидеры среди участников из России по данному направлению. Совсем недавно наши учащиеся отправились в Таиланд, где проходят соревнования в этом году. Мы болеем за них и ждем радостных новостей! Ежегодно в августе на площадке нашего лицея Университет Иннополис проводит республиканские сборы по робототехнике, в которых участвуют наши вновь принятые на обучение лицеисты, и учебно-тренировочные сборы команды Российской Федерации, в составе которой также наши ученики, для подготовки к международным состязаниям – WRO.
– Ректоры ведущих зарубежных и отечественных вузов заявляют о том, что в ближайшем будущем будут востребованы специалисты естественно-научного направления, языком обучения которых является английский.
– Для ряда профессий английский был всегда необходим. Достаточно вспомнить, что во времена Советского Союза, вне зависимости от того, с базовым знанием какого иностранного языка поступали студенты, во многих технических вузах все изучали английский язык. Я окончила физический факультет КГУ (нынешний Институт физики КФУ) по специальности «радиофизика и электроника» и сама все это прошла.
В рамках нашей основной образовательной программы и учебного плана мы не можем дать большое количество уроков английского языка. По этой
причине иностранный язык изучается также в рамках часов дополнительного образования. К тому же для проведения некоторых дополнительных занятий по IT или робототехнике мы приглашаем преподавателей Университета Иннополис – носителей языка или других специалистов, кто свободно говорит на
английском языке.
– Как же отдыхают лицеисты?
– Считаю, что дети должны развиваться гармонично. Наши ученики живут в лицее. Здесь создается определенная образовательная среда, в которой они пребывают круглосуточно. Их день четко расписан, и он включает не только интеллектуальные занятия, но и занятия спор-том, вокалом, хореографией или просто
любимым делом. Вокалу лицеистов обучает замечательный преподаватель Дина Венедиктова, которая приезжает в наш город из Казани. А по вечерам эти занятия выливаются в шумные квартирники. Также у нас работает очень хороший хореограф Любовь Трофимова. Кстати, в октябре наша танцевальная группа заняла второе место на проходившем в Казани XXV Международном фестивале детского и юношеского творчества «Казанские узоры». Надо признать, что для нас – ботаников – это стало большой неожиданностью.
У нашего лицея есть добрые традиции, и мы не растим в этих стенах «сухих» программистов. Ходим в театры, выезжаем с экскурсиями в Казань и другие города и населенные пункты. В рамках социального направления дети под руководством педагога-психолога Яны Шайдуллиной шефствуют над детским садом Иннополиса, Верхнеуслонским домом-интернатом для престарелых и инвалидов и приютом для бездомных животных в Казани. Миссия нашего лицея – рост личности ученика, способной к познанию, исследованию и творчеству, обладающей высоким интеллектом, высоким уровнем культуры и духовности.
 

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ