Мария Голованова: «Достижения всегда требуют огромной самоотдачи»

Всероссийский конкурс «Учитель года России» с каждым годом расширяет свои горизонты, привлекает в свои ряды всё больше педагогов. Конкурс демонстрирует всей стране профессионализм педагогов, достижение системы образования и перспективы её развития в России. В этом году конкурс «Учитель года» проходил в 32-й раз. На победу претендовали 83 учителя со всей страны, а на суперфинал конкурса смогли выйти только 15 участников. Среди них – наша землячка, учитель английского языка Казанской гимназии № 122 имени Ж.А. Зайцевой Мария Голованова. По итогам заключительных испытаний она вошла в пятёрку лучших педагогов России, получила заслуженный подарок от рук организаторов конкурса «Хрустальный пеликан».

Её возвращения в Казань ждали не только родные и коллеги, но и руководство города. Мэр Казани Ильсур Метшин, поздравляя Марию Голованову с победой, сказал: «Мы гордимся Вами, быть в пятёрке лучших учителей страны – это достойный показатель». В знак благодарности вручил ей грант в 1 млн рублей и Благодарственное письмо.

После завершения регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2021» мы в майском номере журнала «Магариф» ознакомили читателей с Марией Головановой, где постарались раскрыть секреты ее педагогического мастерства. В этом интервью она поделилась своими впечатлениями о «жизни после конкурса».

Мария Вячеславовна, нашу беседу хотелось бы начать по словам ректора Московского Государственного университета имени М.В. Ломоносова, председателя Большого жюри Всероссийского конкурса «Учитель года России» Виктора Садовничего: «Конкурс «Учитель года» – это выдающийся проект нашей страны. Он существует более 30 лет, и 26 лет из них мне выпала честь возглавлять Большое жюри. Я считаю это главным делом университетов, потому что вы готовите нам студентов, а студенты определяют будущее нашей страны. Я думаю, настанет время, когда лидеры развитых стран произнесут: Мы проиграли России на школьной скамье». Понравилась ли вам атмосфера проведения конкурса?

– «Учитель года России», хоть и является конкурсом, все же ближе к фестивалю профессионального мастерства, поэтому что там царит атмосфера сотрудничества, взаимной поддержки и есть место простым человеческим отношениям. Несомненно, самое ценное то, что у участников из разных уголков страны есть возможность заявить о себе на столь высоком уровне, представить опыт системы образования своего региона и, конечно же, продемонстрировать собственные наработки и методики.

Что касается членов жюри, то это всегда авторитетные люди: будь то призёры и победители прошлых лет, ректоры педагогических вузов страны, или академик РАН сам Виктор Антонович Садовничий, известный российский педагог, исследователь и новатор в области педагогической психологии Шалва Александрович Амонашвили. Отношение к участникам всегда доброжелательное, поэтому и выступать комфортно.

На Всероссийском финале уровень педагогов, бесспорно, высокий. Но и каждый день, приходя в свою гимназию, я испытываю большую гордость, видя, как работают мои коллеги, сколько в них знаний, энергии и любви к детям. Поэтому я полностью согласна с Виктором Антоновичем, что за учителями будущее! Его цитата очень актуальна в контексте поручения президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина по обеспечению вхождения России в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования до 2024 года. С одной стороны, это вызов для педагогического сообщества. С другой – стимул для поиска новых методов, технологий и развития системы образования в целом.

Конкурс «Учитель года России – 2021»включал в себя 4 этапа. Первый этап был заочным. Впервые участникам предстояло создать медиавизитку –
видеоролик, который бы отражал особенности региона и педагогическую индивидуальность. Получился настоящий экскурс по всем уголкам России. Все медиавизитки можно посмотреть в официальной группе ВКонтакте https://vk.com/teacherofrussia. Во втором очном этапе, который проходил в Ростове-на-Дону, участники представляли свои «Методические мастерские» и проводили открытые уроки. После чего определили 15 лауреатов конкурса. Именно им предстояло подготовить классный час и мастер-класс. Классный час был, пожалуй, самым сложным испытанием в этом году, так как имел необычный формат. Он проходил в мультимедийном музее «Россия – моя история». Задачей учителей было использовать пространство и содержание зала «История России XXI века» для раскрытия темы. При этом на подготовку дали всего один день. После мастер-класса определились пять финалистов, обладателей Малого «Хрустального пеликана». Мне посчастливилось попасть в их число. Учитывая, что последний раз учитель английского становился призером в 2015 году, для меня это высочайшее достижение. Заключительный этап проходил уже в Москве. Абсолютного победителя определила пресс-конференция.

График конкурса был очень плотным и насыщенным мероприятиями. Времени на отдых не было совсем. Только после всех испытаний у участников появилась возможность узнать друг друга ближе. Теперь каждый регион у меня ассоциируется с именем и предметом. Москва – Артем Барат – физика, Ставрополь – Анастасия Шрамко – русский язык…

– С каким уроком вы выступали перед жюри?

– На конкурсном мастер-классе я делилась приемами, которые позволят поддерживать познавательную активность учащихся на высоком уровне на протяжении всего урока. Например, прием «Кроссенс» (от англ. – пересечение смыслов), представляющий собой визуальный ряд из иллюстраций, который помогает запоминать последовательность событий, выделять из текста главное, воспроизводить большой объём информации, выстраивать логические связи. Я усложнила этот прием и придумала его новый элемент: «Кроссридл» (от англ. – пересечение загадок). Здесь не даются готовые иллюстрации и понятия, сначала их нужно разгадать, используя логику, творческое и ассоциативное мышление. На уроках английского языка важно задействовать все органы чувств. Для этого я добавила еще один элемент – «Кроссаунд» (от англ. – пересечение звуков). Это звуковой ряд, где прослушав, нужно определить зашифрованное понятие.

Этот прием подходит для любого предмета и может применяться на любом этапе урока.

– Вы единственная учительница английского языка, которая одержала победу в региональном этапе этого конкурса. До Вас среди победителей конкурса были учителя английского языка? Как считаете, почему в Год науки и технологий жюри высоко оценило выступление на английском языке?

– Действительно, учитель иностранного языка впервые стал победителем в Республике. Это доказывает то, что в конкурсе нет стереотипов. Я думаю, что если учитель является профессионалом своего дела, предмет не имеет значения. В этом году, например, на республиканском этапе в пятерку вошли и учитель музыки, и учитель физкультуры. Жюри в первую очередь оценивает, как учитель взаимодействует с детьми. Если ученики после урока уходят не только с новыми знаниями, но и с множеством положительных эмоций, то это тот самый «Учитель года».

– За эти годы победителями конкурса «Учитель года России» стали многие. По этому поводу вспоминается пожелание Владимира Путина в ходе встречи с лауреатами предыдущего года: «Надо сделать лучших учителей России узнаваемыми на всю страну». По итогам конкурса Вы не только вошли в пятерку лучших учителей, но и, действительно, стали узнаваемой. Вас назначили советником министра просвещения РФ на общественных началах. Как Вы себя чувствуете в этой должности?

– Начиная свой путь в конкурсе «Учитель года» с районного этапа, я и не думала о столь высоком результате. Всё своё время и силы я отдавала подготовке не потому, что мечтала о победе, а просто потому, что не умею по-другому. Не скрою, было тяжело. Порой воодушевление и энтузиазм сменялись бессилием и отчаянием… Когда заканчивался очередной этап, а их было пять, я понимала, какой бесценный опыт получила, и что все мои усилия были не напрасны.

В этом году впервые вся пятёрка стала советниками министра, раньше это звание получал только абсолютный победитель. Это говорит о признании высокого профессионального уровня всех финалистов и желании Министерства обсуждать вопросы образования напрямую с теми, кто осуществляет процесс обучения и воспитания.

– Были ли встречи с руководством, какие конкретные предложения Вы успели внести и обсудить?

– Ещё в процессе конкурса у нас было несколько встреч с Министром просвещения России Сергеем Сергеевичем Кравцовым, после чего им было составлено письмо с пояснениями для регионов. Например, по ведению журналов, проведению ВПР, мы участвовали в заседании экспертной комиссии и высказывали предложения по профессиональным конкурсам «Учитель года» и «Директор года». Предстоит встреча и в декабре. Возможно, там будут поставлены какие-либо новые задачи.

– Во время конкурса Вас сопровождала группа поддержки?

– Несмотря на то, что конкурс «Учитель года» индивидуальный, подготовка и сами выступления без участия команды не возможны. Объём работы огромный, одному не осилить. К тому же повседневная работа учителя значительно отличается от конкурсных испытаний. Здесь необходим опыт коллег, которые уже прошли конкурс. Взгляд со стороны и советы методистов и учителей-предметников тоже важны. Ну и, конечно, необходима простая человеческая поддержка. Только при таких условиях возможен высокий результат. В Татарстане это понимают и всячески помогают. Я благодарю всех, кто прошёл со мной этот сложный путь!

– Многих интересует ваша особая методика преподавания английского языка в школе.

– Вспоминается открытый урок, который я провела в 7 классе. Он был посвящён чтению и разным жанрам книг. Целью было популяризировать чтение и научить ребят обсуждать книги на английском языке. Изюминкой урока стала Технология деятельностного метода Л.Г. Петерсон, которая всем известна по курсу математики. Именно эта Технология лежит в основе моей работы. Она давно доказала свою эффективность в обучении математике, поэтому я решила транслировать ее на свой предмет. На моих уроках дети не только изучают английский язык, но и учатся проектировать свою деятельность, самостоятельно ставить цель урока и планировать этапы ее достижения. Эти навыки помогают им и на других предметах, и в проектной, и во внеурочной деятельности.

– Какую роль, по вашему мнению, играет учитель в жизни учеников?

– Поэт и драматург Михаил Аркадьевич Светлов говорил: «Настоящий учитель не тот, кто воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой». В этом, пожалуй, и есть роль учителя, чтобы увидеть в каждом ученике индивидуальность, не подавлять её, а направлять.

– Если пролистать вашу биографию, то мы видим, что в школе Вы были круглой отличницей, вуз окончили на красный диплом, активно занимаетесь спортом. Это результат вашего усердия и многолетнего упорного труда или Вы везучий человек от природы? Играет ли в этом какую-то роль ваш характер?

– Хоть все предметы в школе давались мне одинаково хорошо, английский был любимым. В те времена подход к преподаванию языка был другим, и я завидую современным школьникам, видя какие возможности есть у них: интересные красочные учебники, темы, близкие к жизни, увлекательные передачи и видео на английском языке. В педагогическом университете, к сожалению, больше теоретический подход и к языку, и к его преподаванию. Больше практических навыков получаешь, когда начинаешь преподавать. Каждый учитель старается постоянно совершенствоваться в своем предмете, и я не исключение. Интернет дает все возможности для этого. Я слушаю аудио книги, смотрю фильмы, читаю мировые новости на английском.

В школе и в университете учёба никогда не вызывала у меня трудностей. Честно говоря, я не сидела за книжками часами, и цели стать отличницей тоже никогда не было.

Назвать себя везучим человеком не могу. Порой мне кажется наоборот. Как только я планирую что-то, постоянно возникают какие-то препятствия и проблемы. Но я человек гибкий, быстро реагирую и перестраиваюсь, наверное, это и помогает добиваться цели.

– В вашем роду три поколения врачей, только отец военный. Казалось бы, Вы должны были выбрать профессию медика. Если учитывать упорство, Вы были бы хорошим доктором или же учёным. Никогда не задумывались о второй профессии или о занятиях наукой?

– О другой профессии я не думала, а наука точно не моё. Мне нужно взаимодействие с людьми. Я эмоциональный и открытый человек, мне нужно дарить и получать эмоции. Врачом бы я была хорошим, наверное. Родители, между прочим, меня спрашивали: «В медицинский или педагогический?» Значит, видели во мне потенциал доктора.

С каждым годом, работая в школе, я все больше удостоверяюсь в том, что профессию выбрала правильно. Я понимаю, насколько наш труд важен и востребован сейчас, как в нас нуждаются современные дети, поэтому менять род деятельности не планирую.

– В образовательных учреждениях работают в основном представители прекрасного пола. В школе Вы – учитель-
наставник, дома – мать-воспитатель. Остаётся ли время для воспитания своих детей или же этим занимается ваш муж?

– В первую очередь, хочу, чтобы наши дети были счастливы. Воспитанием своих детей мы с мужем занимаемся сами, стараемся максимум свободного времени проводить с ними. Поэтому отношения с дочкой и сыном очень близкие и доверительные.

В школе я такая же, как дома: стараюсь передавать свои знания и опыт, приучать к дисциплине, оставаясь при этом другом. Своих учеников учу уважать чувства других людей, не быть равнодушным к тому, что происходит вокруг. Эти качества, на мой взгляд, не менее ценные, чем знания.

Желаю всем, в первую очередь, здоровья. Когда человек здоров, у него есть силы трудиться, радоваться жизни, дарить любовь и заботу близким. А ещё желаю движения вперёд и новых ярких впечатлений.

Беседовал – Альберт САБИР
Фотография М.КАРИМОВОЙ

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.