Логотип Магариф уку
Цитата:

Сюмбель Таишева. Министр, играющий на трубе

Начало нового учебного года во всех учебных учреждениях всегда стартует с торжественной линейки.  А в казанской школе № 146 интеллектуально-познавательной деятельности старт дается еще на мероприятии...

Начало нового учебного года во всех учебных учреждениях всегда стартует с торжественной линейки.  А в казанской школе № 146 интеллектуально-познавательной деятельности старт дается еще на мероприятии необычного формата  – деловом  завтраке. Кажется, еще недавно в гостях у школьников побывал сам Президент Татарстана Рустам Минниханов. Нынче первым гостем стал назначенный в этом году вице-премьером – министром образования и науки Республики Татарстан Рафис Бурганов. Благо, известного и динамичного директора школы №146 Диляру  Каримову с ним связывает  работа и дружба с тех времен, когда они оба работали в администрациях г.Казани. Диляра Салиховна была заместителем главы в Советской администрации Исполкома Казани, а Рафис Тимерханович возглавлял Вахитовский район. В 46 лет он стал главой исполкома столицы.
До начала делового завтрака уважаемый руководитель прошёлся по объектам школьного парка. Увидев гостя направляющимся в школьный ресторан к нарядно одетым ученикам, мы поприветствовали, сказав, что очень любим бывать в этой новаторской школе. «Не могу  удержаться, чтобы не сказать несколько слов об одном  человеке и поспорить с редактором журнала «Мәгариф», кто больше всего любит вашу школу», - так начал необычную встречу Рафис Тимерханович. Между делом отмечу, что попасть на интервью к шефу образовательного ведомства нереально, в связи с чем особо благодарю ведущих Алёну Кислицыну и Софью Зайцеву, а также других учеников, выступивших интервьюерами.
Беседа началась с воспоминаний из счастливого детства и бурной молодости, которая на долгие годы была связана с молодежной политикой и спортом. «В декабре этого года Заместителю председателя Правительства Российской Федерации по вопросам строительства и регионального развития Виталию Мутко исполняется 60 лет. Он долгие годы в нашей стране был Министром спорта, и по его инициативе была образована Российская футбольная премьер-лига», – напомнил Рафис Тимерханович. Он также рассказал о том, что была создана ночная хоккейная лига – любительская спортивная организация, в которой папы играют в хоккей после работы. В ней играют взрослые, которые в детстве не имели возможности заниматься этим популярным видом спорта.
«Я вам расскажу две истории, которые вытекают одна из другой, – продолжил он. – Возможно, кто-нибудь из родителей уже поделился ею с вами. Когда-то и мы были в вашем возрасте. Помню те времена, когда в Казани напротив железнодорожного вокзала был всего лишь один старый стадион и 50-метровый оргсинтезовский бассейн в парке Дворца культуры Химиков. В то время наша команда, которая называлась «Казанские драконы», приняла участие в играх и победила в Чемпионате России. В соответствии с условиями она получила призовой фонд в виде права на строительство Дворца спорта в Казани. Такое решение было озвучено организаторами, однако ввиду некоторых неурядиц, в том числе из-за отсутствия средств в бюджете, такой приз мог достаться победителям только со следующего года. И мы обратились к Виталию Леонтьевичу, чтобы он нашел возможность выполнить обещание. И в этой непростой ситуации министру из своих резервов удалось перекроить бюджет и выделить средства за счет сокращения расходов по другим программам. А спустя некоторое время он сам приехал на открытие Дворца спорта. У него было немного свободного времени, и мы решили привезти его в ту часть города, в которой теперь находится ваша школа. А тогда здесь были болота».
Так мы и получили министерский ответ на наш вопрос о любви к школе 146.
Добавлю, что и мое детство проходило тоже в этих краях – в соседнем квартале №39. И мы часто гуляли и даже купались в болотах Ново-Савиново. А моё знакомство с кварталом №25 и микрорайоном МЖК (там, где на карте размещается 146-я школа) состоялось позднее, когда район недалеко от реки Казанки был освоен самими «бойцами» МЖК: возведена школа, панельные девятиэтажки для молодых семей – и активно развивалась спортивная инфраструктура. Помню, как мы с одноклассниками ездили в гости к нашему любимому учителю истории, доброй и требовательной Энже Валеевне Зиганшиной в дом рядом с этой школой.
Почти часовая встреча министра с учениками пролетела незаметно. Дети были чистосердечны и задавали свои вопросы, не боясь получить упреки или осуждающие кивки со стороны школьной администрации. На самом деле неизвестно, кто больше волновался, когда звучал новый вопрос. Ведь особенность делового завтрака заключается в том, что, в отличие от журналистов, никто из учащихся не направлял в пресс-службу Минобрнауки и не согласовывал свои вопросы. Вот это и есть настоящая демократия!   К чести детей, они, как настоящие отличники, очень тщательно готовились и изучили биографию героя. Отвечая на вопрос, Рафис Тимерханович рассказал, почему в родовом селе Варяш-Баш сельчане называют родник Борхан чишмәсе.
В советские времена был очень популярен лозунг «Кадры решают все», впервые сформулированный одним известным политическим лидером еще в 1935 году. В ТАССР цвет нации взращивался постепенно, обычно по комсомольско-партийной линии. Одним из путей был перевод по профессиональной лестнице из одного района в другой. У этого принципа  было два преимущества: не допускалась коррупция (руководители знали, что пришли максимально на 4-5 лет), и освобождалось место для следующей достойной молодой кандидатуры.
Для меня стало открытием, что Рафис Тимерханович  был отличником в школе (с красным дипломом он впоследствии, после сельскохозяйственного института, окончил Казанский финансово-экономический институт). А тогда, в далеком 1978 году, он с золотой медалью завершил учебу в средней школе № 1 в Арске, куда вновь переехала родительская семья. Его отец Тимерхан Бурганов с 1963 года работал председателем исполнительного комитета Совета народных депутатов Арского района, был заведующим отделом райкома партии, в течение десяти лет занимал пост заместителя Министра соцобеспечения. Когда он вышел на пенсию, начал заниматься поиском и выяснением судьбы репрессированных комиссаров. По мнению литературоведов,  Тимерхан абый – отец нынешнего министра – был прототипом героя в книгах народного писателя Татарстана, лауреата премии Татарской АССР им. Габдуллы Тукая Гарифа Ахунова.
Учащихся школы №146 больше всего интересовало самое яркое воспоминание из детства.  Прозвучало мнение министра, что если таковым будет только одно событие, то тогда жизнь была бы скучной: «Счастье надо искать в маленьких моментах, незначительных, на первый взгляд, вещах, которые происходят каждый день». В детстве Рафиса не было огромных спортивных площадок. Если удавалось каждый день поиграть, то дети испытывали восторг. Небольшой спортзал им, мальчишкам, казался огромным, как и маленькая волейбольная площадка. Зато во власти детворы были просторные улицы. Он поделился воспоминаниями, что особого упорства требовала геометрия в школе, затем начертательная геометрия в вузе, которая очень пригодилась в жизни и дала представление о трехмерном пространстве.
До сегодняшнего дня в памяти Рафиса Тимерхановича имена всех преподавателей, большинство которых были фронтовиками. «Ваши учителя будут в вашем сердце всю жизнь! У нас были универсальные учителя, которые преподавали и математику, и физику. Мы были дружны с параллельными классами, и в каждом из них было по четыре отличника», – заключил он. На вопрос, что нужно предпринять для того, чтобы получить золотую медаль в школе, министр порекомендовал делать все вовремя: «То, что понял на уроках, никогда не вылетит из головы». По его мнению, если у ребенка не получается в 10 классе, то, значит, он не понял предмет в 8-9 классах. «Если вы не поняли, то нужно подойти к учителю, не бояться и попросить, чтобы он разъяснил еще раз. Нашим классным руководителем была Галина Николаевна Щелкина, которая вывозила наш класс во многие города страны – в Москву, Ленинград. Мы побывали в Хатыни и в Бресткой крепости. Наш класс благодарен ей, что она показала нам всю страну. А для поездок не просили денег у родителей, сами зарабатывали, трудясь на пришкольном участке. Еще она нас научила танцевать, петь, играть в шахматы. Я играл на трубе. Мы все успевали делать, настолько нас все увлекало и было интересно! Тогда не было в достатке одежды, и приходилось донашивать одежду, которая доставалась от старших. Помню, как долгие годы в школу носил одно пальто: первые пять лет рукав свисал. И тогда все говорили: «О! Это модно!». А затем, по мере роста, рукава становились короткими, и тогда те, кто подходил,  комментировали: «Как это модно!».
Однако одно событие из далеких 70-х врезалось в память министра больше всех. Когда команда юных спортсменов приехала в Челны на финал «Золотой шайбы», то их пригласили в актовый зал, чтобы увидеться с генеральным директором крупнейшего в стране автогиганта – «КамАЗ». После его торжественного выступления отличники учебы были приглашены на сцену, и Рафису Бурганову вручили необычный подарок, который он бережно хранит и по сей день. Это фотография новой, опытного образца модели легендарного автомобиля, который еще не был представлен широкой общественности. «Тогда люди еще только могли догадываться, каким будет автомобиль!» - с восторгом, будто находясь в детстве и вспоминая счастливые мгновения, сказал нынешний министр. Вручая уникальную фотографию, которая сегодня находится в его личном архиве, он услышал слова, которые запомнил на всю жизнь: «Вы и спорт, и хорошую учебу должны всегда совмещать!» С этого знаменательного события, о котором только и говорили ребята всего Арска, Рафис стал национальным героем среди учащихся на целый год.
Слушая эту увлекательную историю, я мысленно поблагодарила директора школы Диляру Салиховну за то, что с малых лет она дает возможность ученикам встречаться с талантливыми людьми, профессионалами и учит их непринужденно общаться с ними. Неудивительно, что следующий вопрос был посвящён роли лидерства и оценке деятельности руководства страны и республики.   «Наши лидеры очень умело ведут свои корабли. Татарстан сопоставим в масштабах страны с крупными российскими регионами, к примеру с Нижегородской областью», - прокомментировал вопрос гость.  Действительно, в республике идет активное строительство, с каждым годом совершенствуется инфраструктура, связанная с проведением Универсиады, Чемпионата мира по водным видам спорта, Чемпионата мира по футболу. «Если школа достигает хороших результатов, – министр, очевидно, сделал реверанс в сторону рядом сидящего улыбающегося директора, – то и директор школы является лидером. Надо лидировать во всех позициях, демонстрировать свои знания и умения, приобретать и развивать навыки, физические и нравственные ценности».
Казалось, что на этой оптимистической ноте встреча и закончится. Однако оказалось, что был и еще один вопрос, который никто из учеников и не задал. Вряд ли они знали, что за стенами школы в информационном пространстве не только Татарстана, но и в России очень активно обсуждали высказывание главы образовательного ведомства о выборе родного языка для изучения согласно государственным стандартам и об ответственности учителей за выбор родителями языка обучения в школах Татарстана. По словам  Рафиса Тимерхановича, после педсовещания в Челнах в СМИ появились материалы о том, что министр якобы оказывал давление в вопросе выбора языка обучения, а затем его слова и вовсе были интерпретированы как борьба с русским языком. Хотя в выступлении речь шла лишь о том, что учителя должны объяснить родителям, какие родные языки будут преподаваться их детям в рамках ФГОС.
Нельзя не согласиться с его мнением, что сегодня до того, как начать интерпретировать высказывания руководителей, блогеры и журналисты должны разобраться, не выдергивать слова из контента и не выплескивать лишь свое личное толкование в информационное пространство, должна быть гражданская позиция. А любая неправильно сказанная фраза может вызвать дополнительное напряжение в обществе и накалить обстановку. Разговор должен выстраиваться с учетом мнений всех сторон.
«Сиюминутные интересы должны остаться на втором плане. Родители должны понимать, что чем больше ребенок знает, тем легче ему будет в дальнейшем. Речь шла уже о новом законодательстве, которое почему-то все то ли как-то подзабыли, то ли интерпретируют по-новому, – пояснил министр. – Сегодня мы все должны жить в мире в доме, который называется Республика Татарстан. А есть  еще больший дом – это наша Россия. А вы – подрастающее поколение – будете жить в новых условиях, общаться и с представителями Европы и Азии». Те, кто изучает татарский язык, получают дополнительное преимущество, ключ в мусульманский, тюркский мир. Знание любого языка повышает конкурентоспособность юных татарстанцев: «Любой язык – это богатство, это ваш капитал, который будет вам помогать всю жизнь». Он привел в пример семью первоклассника одной из школ Казани. «Я вспоминаю передачу «7 дней» на канале «ТНВ», в которой рассказывалось о том, что, когда китайская пара привела ребенка в школу, ей сообщили, что, помимо русского языка, будет преподаваться и татарский, отец мальчика ответил, что раз ребенок живет в Татарстане, то ему в будущем нужно знать и русский, и татарский языки. Я уверен, что в 11 классе этот ребенок будет говорить и на русском, и на татарском языках, а дома будет общаться на китайском, чтобы сохранить родной язык. От этого ребенок будет только духовно богаче, будет наравне со сверстниками, которые являются носителями языка», — рассказал Рафис Тимерханович.
Министр заметил: «Главное в жизни–  это родители и семейные ценности. Сегодня авторитет учителя в нашем обществе вновь возрос, и главная заслуга педагога – это умение убеждать. Для своих педагогов мы были всегда на первом плане, даже ближе, чем родные. Главное, чтобы учитель находил  удовлетворение в своих учениках.  Не каждый родитель вкладывает столько усилий, сколько учитель. Наша мама работала на двух ставках, а когда я просыпался, папа давно уже был на работе. Когда засыпал, он еще не возвращался. В любом диалоге должно быть терпение. Можно учиться и договариваться на разных языках. Согласно Конституции Республики Татарстан, два государственных языка и оба они одинаково хорошо должны быть изучены и использованы в жизни». Сегодня, по словам министра, нужно научиться быть терпимыми. Каждый человек наделен природой определенным качеством, которым он владеет лучше, чем другой. Нужно подмечать эти качества другого человека. «Учиться не зазорно. Зазорно не знать», - говорила его мама Асия. Он согласен с ее мнением. «Жизнь – сложна, и все полученные знания пригождаются. Если ты хочешь чему-то научиться, то не стоит просто пыжиться, нужно изучать предмет до конца. Я в студенческие годы работал на заводе и не стеснялся спрашивать. У вас уникальные способности. Грамотно распределяйте свое время и тогда будете все успевать!» – сказал министр.
В завершение встречи Рафис Бурганов сообщил, что у него очень плотный график. Однако общение с юным поколением его подзаряжает энергией.  «Возможно, на других мероприятиях у меня не будет таких эмоций», - сказал он. На вопрос, а ведет ли он дневник, последовал ответ, что весь его день расписан в айпаде, который у него с первого года запуска в производство. «Для того, чтобы вспомнить о том или ином событии, я перелистываю такой электронный дневник. В голове все удержать тяжело», – ответил он.
На вопрос, какое пожелание министр бы высказал, будь у него в руках последний  лепесток  семицветика из легендарной и любимой детьми сказки Валентина Катаева, последовал и вовсе неожиданный ответ: «У меня он уже есть. Это моя супруга, которая является преподавателем физики и математики. Лепестки на моем цветке не кончаются». По его словам, он всегда находится в движении, пользуется автомобилем, лишь чтобы приехать и уехать домой. Однако на все мероприятия в Казани ходит пешком и в среднем проходит около 10 километров, зимой катается на лыжах, в том числе горных. «По осанкам детей вижу, что еще не все дети задействованы в спорте. Умную голову должны носить крепкие плечи и шея», – заметил он. В продолжение беседы гость подчеркнул: «В жизни нет широкой мощеной дороги. В жизни должен быть стимул, в противном случае ничего человек не достигнет. Вперед меня толкает желание приносить людям пользу».
Самым настоящим аккордом встречи стал вопрос ученицы второго класса. Он, с одной стороны, всех рассмешил, а с другой озадачил. Правда, всего на несколько минут, пока не прозвучал добродушный ответ. Прослушав всех, она поделилась своим мнением:  «Складывается впечатление, что вы только и делаете, что ходите на мероприятия. А когда вы ходите на работу?»  Рассмеявшись, Рафис Тимерханович, пообещал задать этот вопрос своему руководству и тем самым, снизил накал страстей (сидящие в зале боялись его реакции): «Вот я и сам говорю своему начальству, что пора ходить работать».

Фото Андрея Ключникова

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ