Музей-заповедник А.С. Пушкина «Болдино»

Болдино – уникальное место! Здесь, в нижегородской глубинке, сохранены и продолжают развиваться две подлинные усадьбы, связанные с родом Пушкиных, – Болдино и Львовка. Болдинский барский дом помнит многих Пушкиных, бывавших в нём, и, конечно же, Александра Сергеевича. Помнят поэта и старые деревья в парке, и церковь… Львовская усадьба Пушкиных хранит память о старшем сыне поэта.

И в XXI в. не угасает интерес к этим благословенным местам, не потерявшим своей привлекательности, ставшим своеобразной Меккой, всё больше притягивающей к себе людей – детей и взрослых; людей творческих – художников, писателей, актеров и просто людей неравнодушных.

Историческая справка

Село Большое Болдино – старинная вотчина рода Пушкиных. Во второй половине XVI в. Болдино принадлежало Евстафию Михайловичу Пушкину – воеводе и дипломату при Иване Грозном. В начале XVII в. Болдином владеет Иван Фёдорович Пушкин – участник второго Нижегородского ополчения, сражавшегося под знамёнами Минина и Пожарского. В Болдине в ту пору строилась деревянная церковь Михаила Архангела. Постоянно господа в своей усадьбе не жили, бывали лишь наездами.

На протяжении нескольких столетий Болдино переходило в роду Пушкиных по наследству. В 1742 г. село наследует будущий дед поэта – Лев Александрович Пушкин. Живя постоянно в Москве, в своём болдинском имении Нижегородской губернии Лев Александрович тем не менее бывал. Барский дом здесь к тому времени требовал капитального ремонта. Обветшала и деревянная церковь. Человек глубоко верующий, занимавшийся благотворительностью, в своей болдинской родовой вотчине Лев Александрович решил построить на свои деньги новую большую каменную церковь. Строительство началось в 1782 году. Несмотря на преклонный возраст, Лев Александрович уделял возведению храма большое внимание. Строительство же нового господского дома началось только тогда, когда была отстроена значительная часть церкви в конце 1780-х годов.

В начале XIX в. владельцем новой барской усадьбы стал сын Льва Александровича – Сергей Львович. Позднее, по смерти сводного брата Петра Львовича, он унаследовал и сельцо Кистенево. В 1830 г., накануне женитьбы Александра Сергеевича Пушкина на Наталье Николаевне Гончаровой, отец выделил ему часть крестьян этого сельца. Оформление дел по вводу во владение имением стало причиной первого приезда поэта в болдинскую вотчину.

В марте 1911 г. П.А.Столыпиным подписано решение о приобретении в собственность государства «принадлежавшего дворянам Пушкиным родового имения при селе Болдине».

В 1918 г., в смутное революционное время, когда повсюду громили помещичьи усадьбы, болдинские крестьяне на сельском сходе приняли решение сохранить пушкинскую усадьбу. Приговор схода гласил: «И на месте сим желательно увековечить память великого поэта А. С. Пушкина…»

А.С. Пушкин в Болдине

Александр Сергеевич Пушкин приезжал в Болдино в 1830, 1833 и 1834 гг., каждый раз осенью. Здесь в 1830 г. он пережил наивысший в своей жизни творческий взлет – неповторимую Болдинскую осень, которая по сей день остается феноменальным явлением в истории русской и мировой литературы.

Это было перед женитьбой. На одном из балов в 1828 г. поэт увидел юную Наталью Гончарову и был очарован ею. Спустя несколько месяцев он сделал ей предложение, но получил неопределённый ответ. Через год поэт вновь сватается к Наталье Николаевне и на этот раз получает согласие. Наталья Ивановна поставила перед будущим зятем два условия. Одно – доказать, что он находится на хорошем счету у государя, второе – обеспечить приданое невесте. За материальной помощью Пушкин обратился к своему отцу, и Сергей Львович выделил сыну часть болдинского имения – 200 душ крестьян в сельце Кистенево. Чтобы получить необходимые деньги, нужно было души заложить, но сначала вступить во владение ими. С этой целью Александр Сергеевич едет в Болдино. Перед отъездом из Москвы 31 августа он пишет своему другу П. Плетневу:

«Милый мой! Расскажу тебе все, что у меня на душе: грустно, тоска, тоска. Жизнь жениха тридцатилетнего хуже 30-ти лет жизни игрока… Осень подходит. Это любимое мое время – здоровье мое обыкновенно крепнет – пора моих литературных трудов настает – а я должен хлопотать о приданом, да о свадьбе, которую сыграем бог весть когда…».

В таком подавленном состоянии находился поэт. До имения отца он добрался достаточно быстро и 3 сентября был уже в Болдине. Вскоре настроение Александра Сергеевича улучшилось. Видимо, этому способствовали деревенская тишина, уединение, дальние верховые прогулки, любимое время года – осень. 9 сентября поэт пишет тому же Плетнёву: «Теперь мрачные мысли мои порассеялись; приехал я в деревню и отдыхаю… Ах, мой милый! Что за прелесть здешняя деревня! Вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом, сколько душе угодно, пиши дома, сколько вздумается, никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы, и стихов». В течение месяца все проблемы были решены: Пушкин был введён во владение частью Кистенёва, оформлены все необходимые документы. Поэт мог бы уехать в Москву. Но на всю осень его задержала холера. Ею была охвачена вся Нижегородская губерния. Дороги, ведущие в Москву, были оцеплены карантинами, где «всех проходящих и проезжающих» могли задерживать до двух недель. Поэт пытался прорваться в столицу, но его возвращали назад. «Въезд в Москву запрещён, и вот я заперт в Болдине… – пишет Пушкин невесте. – Мы оцеплены карантинами, но зараза к нам ещё не проникла. Болдино имеет вид острова, окружённого скалами. Ни соседей, ни книг…» Только в конце ноября поэту удалось выехать из Болдина, а за время, проведённое здесь, он написал около 50 произведений. «Повести Белкина», «История села Горюхина», «Маленькие трагедии», последние главы «Евгения Онегина», поэма «Домик в Коломне», «Сказка о попе и о работнике его Балде», шедевры лирики – «Бесы», «Элегия», «Прощанье», «Для берегов отчизны дальной» и многое другое – таков итог трех осенних месяцев 1830 года.

В 1833 г. в Болдине были созданы поэмы «Медный всадник» и «Анджело», повесть «Пиковая дама», стихотворение «Осень», «Песни западных славян», две сказки – «О мертвой царевне» и «О рыбаке и рыбке», завершена работа над «Историей Пугачева». В последнюю болдинскую осень в 1834 г.
Пушкин будет ждать вдохновения и сочинит лишь «Сказку о золотом петушке».   

Кабинет

В рабочем кабинете Пушкин отдыхал и работал. Из окон кабинета он наблюдал за жизнью болдинцев, которая, в основном, была сосредоточена рядом с церковью. В кабинете Пушкина, с правой стороны, мемориальный уголок: ломберный стол, покрытый сукном, и полка с книгами. Этот интерьер воссоздан по рисунку Пушкина, сделанному в Болдине в ноябре 1830 г. Это единственное изображение рабочего кабинета поэта. Рисунок представлен тут же, на пюпитре, справа около двери. Он был тщательно изучен и послужил документом для воссоздания угла кабинета. Как и на рисунке – полка с книгами, стол, покрытый сукном. На нём – бюст какого-то античного героя, зеркало в раме, бювар – папка для хранения ценных бумаг. В этом же углу, скорее всего, находился и диван. Поэт любил сочинять, находясь прямо в постели. На столе рукописи первых болдинских стихотворений Пушкина. Они сделаны на небольших листочках. Поэт экономил бумагу. Он разрезал её на половинки, четвертинки, осьмушки. Здесь же, в Болдине, Пушкин завершил работу над романом «Евгений Онегин», рукописи которого находятся на столе в противоположном углу, у окна. На столе небольшой томик, составленный из первых 6 глав романа. Известный критик В. Г. Белинский назвал это произведение «энциклопедией русской жизни» того времени. На отдельном листке – профиль молодого человека. Таким Александр Сергеевич представлял себе главного героя – Евгения Онегина.

В промежутках рукописного текста –
рисунки Александра Сергеевича. Он обладал не только талантом поэта и писателя, но и талантом художника.  Пушкин всегда много рисовал на полях своих рукописей, но зарисовки, сделанные им в Болдине, особенные. Это удивительно выразительные авторские иллюстрации.

Живя в Болдине, Пушкин писал Наталье Николаевне большие письма, в одном из них он подробно рассказал о своей жизни в далёкой вотчине:

«Ты спрашиваешь, как я живу и похорошел ли я? Во-первых, отпустил я себе бороду. Ус да борода молодцу похвала. Выйду на улицу, дядюшкой зовут.

2) Просыпаюсь в 7 часов, пью кофей и лежу до трёх часов. Недавно расписался и уже написал пропасть. В 3 часа сажусь верхом, в 5 в ванну и потом обедаю картофелем да грешневой кашей. До 9 часов – читаю. Вот тебе мой день, и все на одно лицо».

Состав музейного комплекса и этапы его восстановления

Государственный литературно-мемориальный и природный музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» был открыт 1949 году. В Болдине сохранились подлинный барский дом и усадебный парк XIX века. В доме-музее размещается литературно-мемориальная экспозиция «Пушкин в Болдине». На документальной основе воссоздана обстановка комнат, которые занимал поэт, а также оформлен литературно-тематический раздел экспозиции. Мемориально-бытовым музеем является отреставрированная в 1974 г. вотчинная контора, где останавливался Пушкин в свой последний приезд в Болдино.

В 1980-1990-х гг. полностью воссоздан усадебный комплекс. На основе исторических документов и археологических раскопок восстановлены на прежних местах строения хозяйственного двора: барская кухня, баня, людская, конюшня с каретником и амбаром. Здесь размещены экспозиции этнографического характера.

К 200-летию со дня рождения поэта в Болдине восстановлена каменная церковь Успения XVIII в. Знаменательно, что она строилась дедом А. С. Пушкина и была освящена в год рождения будущего поэта. На месте первого  болдинского храма XVII в. поставлена памятная часовня Архангела Михаила.

В 1997 г. в восстановленных домах церковного причта рядом с усадьбой открыт Музей пушкинских сказок.

Парк

Есть в болдинской усадьбе дерево, посаженное, по преданию, самим поэтом. Это лиственница, которая растет перед главным, восточным фасадом барского дома, прямо по его центру. Уже в начале ХХ в. был записан рассказ древнего старика Михея Сивохина, в прошлом дворового Пушкиных. Он утверждал, что саженец этого дерева поэт привёз с собой, возвращаясь из уральского путешествия, и посадил здесь вместе с ним, приговаривая: «Ты, лиственница, расти, до старых годов доживи, про нас с Михеем молодёжи расскажи: как мы тебя сажали, чаркой водки поливали». По-видимому, так и было, т. к. в этих местах лиственницы не произрастали. Когда возраст дерева был определён специалистами (а ему чуть более 180 лет), предание подтвердилось. Возможно, деревце было привезено с Урала из поездки по пугачевским местам осенью 1833 года. И, сажая его, поэт думал о том, чтобы оставить живую память о себе в родовом имении.

Рядом с домом – памятник Пушкину. Он был поставлен здесь в 1979 г.
к 180-летию великого поэта. 

Во время прогулки по парку можно не только полюбоваться каскадом прудов, отдохнуть в беседке или на дерновой скамье, но и выйти на самое высокое место в Болдине – Буравушкину горку. Захватывает дух от простирающихся вокруг далей, которые открываются за сельскими домиками, за узким, почти заросшим руслом когда-то полноводной речки Азанки. Во многом эти ландшафты еще не утратили своей первозданности. И поэтому здесь испытываешь удивительное чувство: как будто размывается грань веков и становится явью далекое прошлое этих мест, уже навсегда связанных для нас с историей пушкинского рода и именем великого русского поэта.

Нина ЖИРКОВА,
директор Государственного литературно-мемориального и природного музея-заповедника
А.С. Пушкина «Болдино»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.