Подводные камни онлайн-покупки

Онлайн-покупки постепенно входят в нашу жизнь. Пандемия только ускорила этот процесс, ведь так удобно, когда, сидя дома, можно получить все необходимое — начиная от техники и заканчивая продуктами и средствами первой необходимости. Однако интернет также является отличной средой для мошенников. 

На днях было сообщение от предпринимателя из Татарстана, которая перевела мошенникам из несуществующей фирмы крупную сумму денег на поставку бумаги на сайте. Мы решили изучить ряд правил, которых следует соблюдать при совершении покупок через интернет. Вот несколько из них.

В первую очередь стоит изучить цены на разных площадках, и если вдруг кто-то предлагает товар существенно дешевле конкурентов, это уже повод задуматься. Возможно, у товара присутствует скрытый дефект, или же он может и вовсе не доехать до вас.

Приведу пример из жизни одной моей знакомой. Когда она читала новость на сайте, на глаза попалось яркое платье. Ее привлекла низкая цена, и она решила заказать три платья. Она позвонила по указанному номеру и согласовала доставку в Казань. Через несколько дней с ней созванивались по сотовому телефону  и предложили воспользоваться услугой доставки товара на дом.  Как она сказала, у нее не было возможности пойти на почту и посмотреть покупку. Когда ей доставили посылку  она увидела платье 54 размера и «бабушкинского фасона». Пытаясь вернуть товар, моя знакомая начала звонить онлайн– продавцам. Первый раз, когда позвонила и сказала, что хочет вернуть товар, те бросили трубку. А после беспрерывные звонки остались неотвеченными. Обманутая знакомая решила позвонить с другого номера и сказала, что хочет купить платье. Продавцы, как обычно общались весьма вежливо. Но услышав снова про то платье, которое она хочет вернуть, ее телефон был заблокирован. В результате ненужные вещи остались лежать на полке.

Помните, согласно статье 18  «Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков» закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 11.06.2021) «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не  были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

  • потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
  • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
  • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Кроме этого, «в случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы. Если указанное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе предъявить изготовителю иные предусмотренные пунктом 3 статьи 18 настоящего Закона требования или возвратить товар изготовителю и потребовать возврата уплаченной денежной суммы. (п. 6 в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

Очередная уловка – оплата товара наложенным платежом при получении, т.е. когда  человек оплачивает товар на почте, до получения лично в руки. В результате в коробке может оказаться все что угодно, например, пара кирпичей вместо новомодного телевизора. В таком случае почта деньги возвращать не станет: товар от отправителя был передан, а что это за товар – уже дело продавца и покупателя.

Еще один вид мошенничества – подставные сайты. Злоумышленники подделывают сайты известных магазинов, к которым у покупателя уже сложилось доверие. Одинаковым будет все: и картинки, и текст, и цены, единственное – будет отличаться адрес магазина в интернете. Мошенники пользуются на том, что некоторые символы очень похожи друг на друга например вместо буквы I они ставят 1 или заменют w двумя значками v (vv). Если,  оплатить покупку на таком сайте, то о получении товара никакой речи быть не может, да и деньги, скорее всего, вернуть не получится.

Стоит помнить и о следующем немаловажном пункте – следует заранее уточнять процедуру возврата, если покупаете дорогой товар. Хотя у магазинов есть общие правила, но у каждого из них имеются и свои нюансы. Например, если это крупногабаритный товар, следует узнать, кто будет возвращать его в магазин, приедут ли для этого сотрудники магазина или это упадет на плечи покупателя.

Камиль ХАЙРУЛЛИН
Фото: pixabay

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.