Преемственность научно-педагогического наследия Гильма Камая

Г.Х.Камай является одним из ярких представителей Казанской химической школы, прославленной научными открытиями таких выдающихся ученых, как К.К.Клаус, Н.Н.Зинин, А.М.Бутлеров, В.В.Марковников, А.М.Зайцев, Ф.М.Флавицкий, А.Е.Арбузов, Б.А.Арбузов и др.

Гильм Камай родился 23 февраля 1901 г. в Тетюшах в бедной, безграмотной семье портового грузчика. В декабре 1926 г. после окончания Томского университета аспирант Г.Камай приехал в Казань и начал научную деятельность под руководством профессора А.Е.Арбузова в Казанском университете, занимаясь исследованиями в области химии фосфорорганических соединений. После окончания аспирантуры проходит стажировку в Германии в лаборатории известного стереохимика профессора Мейзенгеймера. Вернувшись на родину, активно продолжает начатые исследования фосфорорганических соединений. В дальнейшем развил химию мышьякорганических соединений.

Г.Камай работал в области химии органических соединений элементов пятой группы Периодической системы – фосфора, мышьяка и азота. В этом направлении им выполнено и опубликовано свыше 350 работ. В частности, он синтезировал ди-н-бутиловый эфир трихлорфосфорной кислоты, который под названием «хлорэфир» выпускается на одном из заводов нашей страны.

В послевоенный период определился интерес к фосфорсодержащим высокомолекулярным соединениям, обладающим спе-
цифическими свойствами, в том числе негорючестью и самогасимостью. В печати появляется серия сообщений Г.Камая о синтезе различных аллильных производных кислот фосфора, на основе которых получен ряд полимеров и сополимеров с пониженной горючестью.

В период Великой Отечественной войны ему впервые в СССР удалось разработать методы синтеза высокотоксичных фосфорорганических соединений и синтезировать наиболее эффективные из них – табун и зарин.

Всемирно известны научные труды Г.Камая в области мышьякорганических соединений. О его вкладе в этот раздел химии говорит тот факт, что из известных 550 эфиров кислот мышьяка более 290 синтезированы и исследованы
Г. Камаем.

Наряду с теоретическими исследованиями, он выполняет работы над синтезом мышьякорганических соединений прикладного значения. Под его руководством получены вещества с инсектицидными и фунгицидными свойствами, найдены перспективные компоненты необрастающих красок для защиты дна кораблей.

Кроме перечисленных выше работ в области синтеза органических соединений, содержащих фосфор и мышьяк, профессор Гильм Камай известен своими обширными работами по получению препаратов, содержащих азот. Он ведет исследования по созданию нитросоединений, находящих применение в реактивной технике и промышленности боеприпасов.

Разработаны десятки оригинальных синтезов, при помощи которых получено несколько новых, интересующих промышленность боеприпасов, препаратов. Наиболее значительны работы Г.Камая в области реактивной техники.

Большую научно-исследовательскую деятельность профессор Гильм Хайревич Камай успешно сочетает с педагогической работой, начатой с 1921 года. Еще в годы учебы в Томском университете он заведовал детским домом, был преподавателем в Сибирском тюркско-татарском педагогическом техникуме.

С 1930 г., будучи сначала доцентом КХТИ и затем с 1931 г. профессором, Г.Камай ведет повседневную работу по воспитанию и подготовке инженеров-химиков, исследователей и педагогов. Он обучал органической и специальной химии, воспитал более 40 кандидатов наук, 6 докторов наук. При его непосредственном участии в КХТИ была основана специальность по химии и технологии промежуточных продуктов и красителей, а также кафедра технологии органического синтеза. Дважды был заместителем директора КХТИ, а с 1935 по 1937 гг. –
ректором КГУ. Он стал первым доктором химических наук, профессором и ректором КГУ, из татар по национальности.

Г.Х.Камай всегда живо отзывался на чужое горе. Познав горечь сиротства, он искренне жалел детей, оставшихся без родителей. Его нельзя было представить только в роли кабинетного ученого, не знающего ничего, кроме формул. Люди, которые знали Гильма Хайревича Камая, всегда вспоминали его добрым, умным, доброжелательным и отзывчивым. Он был прост в общении с людьми и всегда помогал с удовольствием. При этом никогда не полагался на шаблоны. Это был диалектик в полном смысле слова, и каждая беседа с ним давала пищу для творчества.

Г.Камай всегда был в окружении молодежи, щедро делился знаниями. Он призывал молодых больше трудиться. Труд называет основой всех достижений и успехов. Он пишет, что «талант без труда – все равно, что автомобиль без колес». Работая открыто, привлекает последователей, которые на всю жизнь связали свою судьбу с химией. Его ученики смогли достичь высот в науке благодаря той обстановке доброжелательности и требовательности, которая была присуща школе Гильма Хайревича. Многие из них подчеркивают, что решающей для их становления чертой научной школы Г. Камая была самостоятельность.

Одним из ярких и запомнившихся моментов жизни
у меня была встреча с
Г.Х. Камаем во время студенческой конференции в 1964 г.,
на которой он дал оценку моему научному докладу и направил меня в русло исследований мышьякорганических соединений. Наше творческое общение продолжалось до конца его жизни. Приходилось встречаться с ним и на отдыхе в Кызыл-Байраке, купаться в Волге. Также был знаком с его семьей – женой Раисой Камиловной, дочерью и сыном.

Гильм Камай очень любил детей. Он все время общался со школьниками: бывал у них в гостях, выступая перед ними, приглашал их в КХТИ, где он работал и сам лично водил школьников по химическим лабораториям. Его последний подарок молодежи – книжка «Мечте навстречу». Написана она живо и ярко. Как бы советуясь со
своим читателем, Г.Камай рассказывает о себе, спорит, открывает мир творчества, интересный и
заманчивый.

Популяризация знаний о творческой биографии и научно-педагогическом наследии профессора Гильма Хайревича Камая очень важна для формирования и активизации познавательного интереса у учащихся к изучению химии. Важность этой задачи усиливается в результате возникших противоречий между возросшей теоретизацией школьного курса химии и отсутствием тесной связи изучаемого материала с реальной жизнью. Необходимо использовать в процессе обучения эффективные методические приемы для мотивации учащихся. Сведения о научно-педагогической деятельности передовых учёных как важнейших личностных примерах должны способствовать возрастанию интереса к современной химической дисциплине. Поэтому для повышения результативности процесса обучения целесообразно связывать учебный материал с информацией о жизни и творчестве выдающихся ученых, внесших значительный вклад в развитие химической науки.

Для решения этой задачи в КФУ под моим руководством разрабатывались различные дидактические материалы – тестовые задания, викторины, кроссворды, игры и др., один из которых приводится в качестве примера.

Тест для контроля
полученных знаний

  1. Какой из этих химических элементов открыл казанский химик К.Клаус?

а) менделевий; б) курчатовий; в) рутений.

  1. Кто открыл теорию химического строения?

а) Бутлеров; б) Камай; в) Арбузов.

  1. Создатель школы фосфорорганических соединений в России.

а) Камай; б) Марковников; в) Арбузов.

  1. В каком году была открыта Периодическая система элементов Д.И.Менделеева?

а) 1852 г.; б) 1869 г.; в) 1804 г.

  1. Назовите город, где родился Г.Х.Ка-
    май – основатель школы мышьякорганических соединений:

а )Актаныш; б) Тетюши; в) Казань.

  1. В каком городе находится университет, где учился Г.Х.Камай?

а) Томск; б) Казань; в) Уфа.

  1. Под чьим руководством работал Г.Х.Камай во время обучения в аспирантуре?

а) Тронов; б)Арбузов; в) Зинин.

  1. Где работал Гильм Камай после окончания аспирантуры?

а) Англия; б) Франция; в) Германия.

  1. Сколько он пробыл за границей?

а) 2 года; б) 5 лет; в) 1 год.

  1. В каком году был назначен Г.Камай ректором КГУ?

а) 1935 г.; б) 1933 г.; в) 1937 г.

  1. Над соединениями каких элементов он работал помимо соединений мышьяка?

а) сера; б) азот; б) хлор.

  1. В каком году Гильм Камай защитил докторскую диссертацию?

а) 1939 г.; б) 1951 г.; в) 1941 г.

  1. Работая над соединениями какого элемента, он получил вещества с инсектицидными и фунгицидными свойствами?

а) мышьяк; б) фосфор; в) азот.

  1. Соединения какого элемента, синтезированного Г.Камаем, нашли применение в реактивной технике?

а) мышьяк; б) фосфор; в) азот.

  1. В каком году он начал свою педагогическую деятельность?

а) 1930 г.; б) 1921 г.; в) 1935 г.

  1. С каким учебным заведением связано имя Г.Х.Камая, кроме КГУ?

а) КХТИ; б) КГАУ; в) КГМУ.

Ответы: 1-в, 2-а, 3-в, 4-б, 5-б, 6-а, 7-б, 8-в, 9-а, 10-а, 11-б, 12-в, 13-а, 14-в, 15-б, 16-а.

Фарид ЯМБУШЕВ,
профессор кафедры педагогического образования Химического института им. А.М.Бутлерова КФУ

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.