Разработка заставки для смартфона в Scratch
Данный материал предназначен учителям информатики для проведения уроков информатики или занятий внеурочной деятельности по обучению программированию в Scratch.Время: 90 минут (2 урока).Техническ...
Данный материал предназначен учителям информатики для проведения уроков информатики или занятий внеурочной деятельности по обучению программированию в Scratch.
Время: 90 минут (2 урока).
Техническое обеспечение урока: ноутбуки, графические планшеты, интерактивная доска.
Цели:
– формирование и развитие функциональной грамотности школьников (информационной, креативной, компьютерной);
– формирование у обучающихся компетенций в области алгоритмизации и программирования;
– формирование коммуникативных компетенций обучающихся при презентации своей работы.
УУД, формирующиеся в процессе урока:
личностные:
– мотивация к достижению результата;
– профориентация в сфере IT;
регулятивные:
– умение планировать с учётом конечного результата;
– самостоятельность и инициативность;
познавательные:
– умение работать с информацией (обработка, представление);
– самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении поставленной задачи;
– знаково-символические действия (при программировании алгоритма, представленного в словесной форме);
коммуникативные:
– умение выражать и аргументировать собственное мнение;
– речевая деятельность в процессе презентации проекта.
Данный урок в системе уроков по обучению программированию в Scratch является не первым. Обучающиеся уже овладели понятиями основных объектов в Scratch, интерфейса программы, умеют добавлять спрайты и настраивать фон. Также они знакомы с понятием алгоритма и основными алгоритмическими структурами.
Ход урока
Обсуждение с обучающимися цитаты Бенджамина Франклина «Инвестиции в знания всегда дают наибольшую прибыль».
В начале урока проводится актуализация знаний обучающихся с помощью двух упражнений.
1-е упражнение. Компоненты окна Scratch.
Выполняется обучающимися на интерактивной доске путём указания и открывания отдельных компонентов окна (меню, сцена, скрипты, спрайты, настройка фона, добавление нового спрайта, кнопки управления окном).
2-е упражнение. Классификация операторов.
Выполняется обучающимися на интерактивной доске путём сортировки операторов.
III. Постановка учебной задачи (12 мин.)
На экране вниманию обучающихся представляется проект «Мячи» – анимация мячей разных видов, которые отталкиваются от стенок экранной области и двигаются непрерывно в хаотическом порядке.
Осуществляется обсуждение с учащимися данного проекта:
Скрипты разработки обучающимся демонстрируются кратковременно, не под запись. Перед обучающимися ставится задача разработать подобную заставку для экрана блокировки своего смартфона.
Обучающиеся работают на ноутбуках в среде программирования Scratch. Творческая составляющая проекта в рамках одного урока реализуется через создание собственных спрайтов с помощью графического планшета и выбор подходящего фона. Программа-образец скрыта от класса, алгоритм решения поставленной задачи был дан в словесной форме на этапе постановки учебной задачи. Тематика мини-проекта на выбор обучающихся.
На данном этапе по истечении 45 мин. урока подразумевается перемена и динамическая пауза для обучающихся. Кроме того, обучающимся при работе на компьютере предлагается периодически делать гимнастику для глаз.
Готовый проект обучающиеся по очереди демонстрируют на экране с объяснением концепции, класс задаёт вопросы.
Практическое приложение мини-проекта: готовая работа каждого ученика в конце занятия настраивается в качестве заставки экрана блокировки их смартфонов.
Обучающимся необходимо в качестве самоподготовки изучить вопрос «Добавление звука в проект» и доработать свой проект звуковым оформлением.
Время: 90 минут (2 урока).
Техническое обеспечение урока: ноутбуки, графические планшеты, интерактивная доска.
Цели:
– формирование и развитие функциональной грамотности школьников (информационной, креативной, компьютерной);
– формирование у обучающихся компетенций в области алгоритмизации и программирования;
– формирование коммуникативных компетенций обучающихся при презентации своей работы.
УУД, формирующиеся в процессе урока:
личностные:
– мотивация к достижению результата;
– профориентация в сфере IT;
регулятивные:
– умение планировать с учётом конечного результата;
– самостоятельность и инициативность;
познавательные:
– умение работать с информацией (обработка, представление);
– самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении поставленной задачи;
– знаково-символические действия (при программировании алгоритма, представленного в словесной форме);
коммуникативные:
– умение выражать и аргументировать собственное мнение;
– речевая деятельность в процессе презентации проекта.
Данный урок в системе уроков по обучению программированию в Scratch является не первым. Обучающиеся уже овладели понятиями основных объектов в Scratch, интерфейса программы, умеют добавлять спрайты и настраивать фон. Также они знакомы с понятием алгоритма и основными алгоритмическими структурами.
Ход урока
- Организационный момент. Самоопределение к деятельности (5 мин.)
Обсуждение с обучающимися цитаты Бенджамина Франклина «Инвестиции в знания всегда дают наибольшую прибыль».
- II. Актуализация опорных знаний обучающихся (8 мин.)
В начале урока проводится актуализация знаний обучающихся с помощью двух упражнений.
1-е упражнение. Компоненты окна Scratch.
Выполняется обучающимися на интерактивной доске путём указания и открывания отдельных компонентов окна (меню, сцена, скрипты, спрайты, настройка фона, добавление нового спрайта, кнопки управления окном).
2-е упражнение. Классификация операторов.
Выполняется обучающимися на интерактивной доске путём сортировки операторов.
III. Постановка учебной задачи (12 мин.)
На экране вниманию обучающихся представляется проект «Мячи» – анимация мячей разных видов, которые отталкиваются от стенок экранной области и двигаются непрерывно в хаотическом порядке.
Осуществляется обсуждение с учащимися данного проекта:
- Где эта разработка может быть использована? В качестве чего? (Игрушка-антистресс, заставка на экран компьютера или смартфона, в качестве упражнения в системе гимнастики для глаз на физкультминутках на любых уроках.)
- Как реализовать алгоритм? Какие характеристики у данных спрайтов-мячей? Какие типы алгоритмических структур нужно запрограммировать? (Движение спрайтов непрерывное – используем циклический оператор; движение прямолинейное – оператор следования; если спрайт встречает стену, то отталкивается и продолжает движение – разветвляющийся алгоритм.)
Скрипты разработки обучающимся демонстрируются кратковременно, не под запись. Перед обучающимися ставится задача разработать подобную заставку для экрана блокировки своего смартфона.
- IV. Практическая работа (32 мин.)
Обучающиеся работают на ноутбуках в среде программирования Scratch. Творческая составляющая проекта в рамках одного урока реализуется через создание собственных спрайтов с помощью графического планшета и выбор подходящего фона. Программа-образец скрыта от класса, алгоритм решения поставленной задачи был дан в словесной форме на этапе постановки учебной задачи. Тематика мини-проекта на выбор обучающихся.
На данном этапе по истечении 45 мин. урока подразумевается перемена и динамическая пауза для обучающихся. Кроме того, обучающимся при работе на компьютере предлагается периодически делать гимнастику для глаз.
- V. Демонстрация работ и рефлексия (30 мин.)
Готовый проект обучающиеся по очереди демонстрируют на экране с объяснением концепции, класс задаёт вопросы.
Практическое приложение мини-проекта: готовая работа каждого ученика в конце занятия настраивается в качестве заставки экрана блокировки их смартфонов.
- VI. Постановка домашнего задания (3 мин.)
Обучающимся необходимо в качестве самоподготовки изучить вопрос «Добавление звука в проект» и доработать свой проект звуковым оформлением.
Комментарийлар