Развитие эмоционального интеллекта на уроках английского языка

(В условиях реализации ФГОС)

Основная цель обучения любому иностранному языку – развитие коммуникативных навыков. Однако, как показывает практика, в реальной жизни российские учащиеся не могут использовать изучаемый язык для осуществления коммуникативных задач. Почему это происходит? Иностранные языки, и в частности английский, действительно настолько сложны для освоения? Или же дело в чем-то другом? Существует ряд причин, среди которых я хочу отметить психологический фактор — страх устной речи как таковой. Учащиеся боятся делать ошибки, стесняются своего акцента, не верят в свои силы. Также недостаточно сформированные коммуникативные умения являются результатом того, что многие учащиеся не умеют строить межличностные взаимоотношения, не умеют выражать своё эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри класса, у учащихся появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость. В этой связи представляется актуальным разобрать вопрос о развитии эмоционального интеллекта на уроках английского языка, который мотивирует к изучению языка, играет важную роль в формировании языковых навыков и речевых умений, а также является важным условием для сбалансированного интеллектуального и эмоционального развития учащихся.

Процесс развития эмоционального интеллекта учащихся пронизывает все уровни деятельности преподавателя: планирование уроков, оформление классной комнаты, отбор учебного материала и упражнений, поведение учителя, характер взаимоотношений в классе. Предлагаемые приемы и формы работы можно использовать в начале урока как задания «для разогрева» («ice breakers, warmers»), в середине урока как форму релаксации и в конце урока на этапе рефлексии. Все приемы универсальны, могут быть использованы во всех классах по любой теме (изменяется лишь содержание).

  1. Приём «Комплимент». Все участники встают в круг. Один из участников говорит комплимент или дарит цветок (вариант: бросает мяч) кому-то из стоящих в кругу. Комплимент может касаться личностных качеств, эмоций, действий.

— I like it when you …………

— You have a nice smile.

— You are a good friend.

— You are a good dancer. Etc.

  1. Приём «Игра в имена» «NameGame».

 

 

 

 

 

 

В первую форму ученик пишет вертикально свое имя и фамилию, затем, используя эти буквы, он должен указать свои положительные черты характера. Во вторую форму он пишет о человеке, который играет важную роль в его жизни (близкий друг, мама, папа, сестра, брат, учитель…)

        3. Приём «Сегодня я чувствую себя…» «Today I feel…» Каждый ученик выбирает картинку и описывает свое настроение, дает объяснение.

 

 

 

 

 

 

 

 

e.g. Student: — I’m sleepy today because I went to bed very late yesterday as I had to prepare for my exams.

  1. Приём «Карусель». Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо — это стоящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее – это ученики, перемещающиеся по кругу. Прекрасно отрабатываются диалоги этикетного характера, темы «Знакомство», «Национальности», «Разговор в общественном месте» и т.д. Ребята увлеченно беседуют, занятие проходит динамично и результативно. Данный приём работает в комплексе: отрабатывая грамматические структуры, учащиеся также приобретают навык их применения.

e.g. 5 класс. Структура Have you been to …? Учащиеся встают в два круга. Задача учащихся внешнего круга – задать вопрос: Have you been to …? Учащиеся внутренного круга отвечают: Yes, I have./No, I haven’t. Затем учащиеся меняются и переходят в другой круг.

e.g. 3 класс. Отрабатывается вопрос: When is your birthday? (задают учащиеся внешего круга) и ответ: My birthday is on the ….. of…… (отвечают учащиеся внутренного круга). Затем учащиеся меняются местами.

e.g. 8 класс. Отрабатываем условное наклонение II типа.

Возможные вопросы для обсуждения: What would you do if you were a teacher? What would you do if you won a lottery? Where would you live if you had a chance?

  1. Приём «Заверши фразу».

Каждый из учащихся произносит предложенную фразу и дает свой вариант ее завершения. Можно использовать такие фразы, как:

— I’m most happy when__________________

— I feel embarrassed when________________

— I think negative thoughts about myself when__________

— I am__________when_________________

— I feel ___________ when_______________

— I think_______about______ when________

  1. Развивающая и обучающая структура.
  2. Каждый ученик создает карточку с информацией, которой он хочет поделиться по теме (e.g: LOOK at 9th form student book).
  3. Учитель говорит ученикам: «Stand up, please, raise your right hand and find a partner».
  4. Каждый ученик делится своей информацией в паре.
  5. Ученики обмениваются карточками, благодарят своих партнеров, поднимают руку вверх и ищут нового партнера.
  6. Каждый ученик делится содержанием своей новой карточки с новым партнером.
  7. Процесс продолжается до тех пор, пока учитель не скажет: «Stop. Your time is up».
  8. Приём «Дорисуй персонажа». Ученики слушают текст, затем дорисовывают лица героев из текста с различными выражениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приём «Верите ли вы, что…». Учитель задаёт вопрос «Верите ли вы, что…», ученик отвечает да или нет, почему, спрашивает, так ли на самом деле. Учитель говорит правильный вариант. Далее учащийся задаёт вопрос: «Верите ли вы, что…» и т.д.

  1. Do you believe that I have got three cats at home?
  2. Yes, I do. Some people keep many cats at home. Is it true?
  3. No, I haven’ t got pets at all.
  4. Do you believe that I am going to visit German this summer? Etc.
  5. Приём «Карты с эмоциями». Данный приём отлично развивает такие области эмоционального интеллекта, как самопознание и ответственное принятие решений. Ученикам предлагается набор карт с различными эмоциями. Каждый берет одну карту.

Из другого набора каждый ученик получает вопрос и готовит ответ.

  1. Следующий прием отлично развивает такие области, как ответственное принятие решений и социальная осведомленность. Форма работы может быть как парной, так и групповой. Каждая команда на листе А4 придумывает проблему по теме. E.g. topic “Family matters”. Problem: my favourite sister began skipping school and I don’t know what to do. She has missed a lot of lessons. If she doesn’t stop doing it, I’m afraid she’ll fail her exam. Should I tell my parents about her?

После того как каждая команда записала свою проблему, они обмениваются листами и на второй половине листа пишут решение. Solution: I don’t think you should tell your parents. If I were you, I would talk to your sister first and ask her why she keeps skipping school. Maybe she has problems at school — maybe you can help her. Затем все листы можно повесить на стены кабинета. Учащиеся встают и передвигаются по кабинету, читают решения. У каждого ученика есть стикеры (учитель раздает заранее), каждый должен оставить комментарии либо по проблеме, либо по решению на стикере и должен приклеить на лист.

  1. Приём «My dairy».
MONDAY
Something I did well today…..  
Today I had fun when…..  
I felt proud when….  
TUESDAY
Today I accomplished…  
I had a positive experience with (a person, place, or thing)…  
Something I did for someone….  
WEDNESDAY
I felt good about myself when….  
I was proud of someone else…  
Today was interesting because…  
 

THURSDAY

I felt proud when…  
A positive thing I witnessed….  
Today I accomplished….  
FRIDAY
I felt happy when….  
I laughed a lot because…  
I helped someone with…  
SATURDAY
I spent excellent time by…  
I did a great job….  
I feel pleased when….  
SUNDAY
Today was fun because….  
I felt happy when….  
I smiled when…..  

 

  1. Приём «Choices». Данный приём отлично развивает чувство ответственности и учит смотреть на проблему с позиции другого человека. Предлагаются различные ситуации (забыл учебник, не сделал домашнее задание, пришел домой поздно….), учащиеся должны заполнить пропуски.

Action _____________________________

Responsible? _______________________

Reactions of Others __________________

I Learned ______________________ e.g.

Action I throw my clothes on the floor instead of putting them in the hamper.

Responsible? _No______________________

Reactions of Others My Mom gets upset and fusses.____________________

I Learned I disappoint my Mom and feel badly about what I did.

Данные приемы делают Английский язык не только увлекательным и запоминающимся как предмет, но и значимым в развитии личности учащегося.

Лейла ХАЙДАРОВА,
учитель английского языка I квалификационной категории гимназии № 16 г. Казани

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.