Реализация метапредметных связей  на уроках русского языка

С введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения, необходимыми в первую очередь становятся не сами знания, а знание о том, где и как их применять, а также умение эту информацию добывать, интегрировать или создавать.

Важнейшую роль в формировании метапредметных УУД играет дидактический материал, который нацелен на получение результата.

Предлагаем в помощь учителю русского языка разнообразные задания, способствующие реализации метапредметных связей на уроках русского языка под рубрикой «Выполнение заданий: «На уроке истории», «На уроке русского языка».

 На уроках истории

  1. Из учебника «История России» выпишите шесть историзмов. Почему они перестали употребляться? Письменно раскройте значение двух-трёх терминов.
  2. Выпишите из учебника истории по одному примеру текстов, иллюстрирующих использование сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными. Объясните знаки препинания. Составьте схемы этих предложений.
  3. Представьте, что вам нужно написать небольшую статью об Емельяне Пугачёве для энциклопедического словаря. Текст какого стиля речи должен у вас получиться? В чём особенность построения такой статьи? О каких фактах биографии исторической личности обычно рассказывается в подобных текстах? Почему вы не сможете обойтись без имён числительных? Сначала подберите рабочие материалы, составьте план и напишите, пользуясь учебником истории, справочниками, пособиями. Не забудьте включить сведения о его пребывании в Казани.
  4. Прочитайте извлечение из записок князя А. Курбатского о Свияжске 1552 года. Выпишите устаревшие слова, подберите к ним слова-синонимы, которые употребляются сейчас.

«…Мы пришли туда яко в свой дом от того долгого и зело нудного пути, понеже привезено нам множество от домов наших Волгою, не мало каждому в великих голиях запасу; там же и купцов бесчисленное множество с различными живностями и многими товары, идеже бяше все же достаток, чего бы душа восхотела, — точию нечистоты тамо купить не обрящещь». (М.Фихнер. Великие Булгары. Казан. Свияжск. – М.: Искусство. — 1978. )

  1. Объясните правописание выделенных слов.
  2. Вместо пропусков вставьте имена числительные. Запишите их цифрами и словами. Объясните употребление прописных букв. При выполнении задания используйте книгу К.Р.Синицыной «История Татарстана и татарского народа».

… была заложена крепость Свияжск.

… возникла Казанская губерния.

… Казань посетил Пётр 1.

… Казань посетила Екатерина Вторая.

… прибыл в Казань А.С.Пушкин.

… по указу Сената в Казани была открыта первая в России провинциальная гимназия для обучения сыновей дворян и разночинцев.

… Сагит Хальфин написал и издал «Азбуку» татарского языка на Арабском шрифте.

… в Казани на территории университета был открыт бронзовый памятник
Г. Р. Державину.

  1. Представьте себе, что вы купец и вам надо провезти товар из Казани в Бухару и Персию. Расскажите, каким бы путём вы поехали. Покажите на карте. Что бы вы в XVI в. повезли продавать в Среднюю Азию и Персию?
    А что обратно?

При ответах на вопросы используйте следующую учебную и методическую литературу:

  1. Древний город Болгар и остров-град Свияжск. – Казань: ИРО РТ, 2011;
  2. Особенности преподавания учебных предметов «Истрия» и «Обществознание» в 2016/2017 учебном году. – Казань: ИРО РТ, 2017;
  3. Особенности изучения курса «История Татарстана и татарского народа». – Казань: ИРО РТ, 2017.
  4. Вообразите, что вы живёте в Казани времён Золотой Орды. По торговым делам вам пришлось отправиться в другой город. О каких казанских изделиях вы бы рассказали знакомому купцу? В своём рассказе используйте однородные члены предложе-
    ния.

При подготовке ответа используйте книгу «Казановедение». – Изд-во:
Тамга, 2006; материалы интернета.

  1. Если бы вы жили в ханской Казани, какое ремесло и почему выбрали бы? Составьте рассказ, используя глаголы условного наклонения.
  2. Подберите материал о достопримечательностях Болгара и легенды о нём (о Соборной мечети, Восточном мавзолее, Северном мавзолее, Белой палате, Малом минарете) и составьте сценарий экскурсии «Достопримечательности Болгара».
  3. Древности Болгарского городища на протяжении многих лет привлекали внимание не только учёных, но и искусствоведов. Болгар многопланово представлен в творчестве поэтов и художников. Создайте проект «Древний Болгар в творчестве российских художников».
  4. Расскажите, на каком городском транспорте мог передвигаться по городу житель Казани в первой половине XIX в. Какие правила пользования современным городским транспортом вы знаете?

Составьте инструкцию «Правила пользования автобусом (метро, трамваем)».

  1. Используя дополнительную литературу, подготовьте сообщение о пребывании А.С.Пушкина в Казани.
  2. Обозначьте на карте основные центры крестьянских движений в Казанском крае в начале XVIII в. и расскажите о них. Назовите местных предводителей восставших.
  3. Найдите и укажите стрелками на карте торговые связи Казанского края. Составьте таблицу: что вывозили из губернии, что привозили в наш край.

Используйте для этого книгу К.Р. Синицина «История Татарстана и татарского народа»: Учебное пособие для сред общеобр. шк., гимназий и лицеев. – Казань: Магариф, 2000.

На уроках русского языка

  1. Напишите рассуждение на тему «Если бы я был автором учебника …» Выделите союзы, которые встречаются в вашем тексте.
  2. Прочитайте текст. Выпишите из текста имена прилагательные, объясните, как они образованы.

Кроме казённых, в Казанском крае действовали частновладельческие мануфактуры. Во второй половине XVIII в.
только в Казани было около сорока различных кожевенных мануфактур. В основном они принадлежали татарским купцам, которые пользовались наёмной рабочей силой, так как им запрещалось иметь крепостных православной веры. Каждая из этих мануфактур с числом рабочих до 9 – 10 человек производила до двух тысяч кож в год. Выпускали подошвенную кожу, юфть, сафьян, лощёные кожи, козловые кожи различной выделки. Производилась здесь также кожа для армейских нужд. Местные кожевенные товары, как и прежде, славились далеко за пределами края.
(К.Р. Синицына)

  1. Выполните синтаксический разбор второго предложения.
  2. Выполните словообразовательный анализ выделенных слов.
  3. Рассмотрите рекламный плакат и попробуйте составить связное высказывание, используя сложные предложения. Выделите использованные вами союзы и определите, к каким разрядам они относятся. Придумайте и нарисуйте свой рекламный бук-
    лет.
  4. Выпишите из текста сложноподчинённые предложения и постройте их схемы. Назовите главную и придаточную части. Докажите правильность своего выбора. Определите, с помощью чего (союза или союзного слова) присоединяется придаточная часть к главной.

Крупным казённым предприятием было Казанское адмиралтейство (1718-1827). Верфь, строившая речные и даже морские суда, существовала в Казани ещё с XVII в. Известно, что в 1710 г. из Казани в Балтийское море была отправлена эскадра из пяти кораблей, а в Азовское море была отправлена эскадра из пяти кораблей, а в Азовское море – 8 судов. Подготовка к Персидскому походу привела к тому, что в 1718 г. здесь было создано адмиралтейство. Казанский край был богат «корабельными» лесами. Осмотрев дубовые рощи под Казанью, Пётр I
приказал снабжать дубовым лесом и другие верфи.

На левом берегу реки Казанки адмиралтейству был отведён большой участок, изъятый из владений расположенного рядом Зилантова монастыря. Здесь был вырыт огромный канал, в котором «морили» дуб, то есть просаливали его для большой прочности и устойчивости к гниению. Были построены чертёжные мастерские, склады, открыта «цифровая школа» – первое светское учебное заведение в крае. За каналом возникла обширная слобода, где жила администрация, капитаны, корабельные мастера и работные люди
(из книги «История Татарстана и татарского народа»).

  1. Найдите в тексте собственные имена существительные, объясните правописание.
  2. Выпишите имена числительные и запишите их словами, объясните правописание.

9.Выпишите предложения, осложнённые причастным и деепричастным оборотами, и перестройте их в сложноподчинённые, подчеркните основу предложения.

  1. Перепишите, расставляя знаки препинания. Укажите в скобках разряды имён существительных.

Славились в Булгарах кожевенных дел мастера. Их продукция была очень разнообразной. Это и детская и взрослая обувь самых различных форм и размеров. Это и кожаная одежда головные уборы куртки ремни. Это и предметы обихода бурдюки кошельки сумки предметы конского снаряжения. Все они находили сбыт далеко за пределами Волжской Булгарии (из книги «Историко-культурое наследие народов Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск).

Найдите в интернете татарские тапочки (ичеги), опишите их.

  1. Прочитайте текст. Выпишите
    сложные слова, объясните, как они образованы.

Традиционно население города Булгар было связано также с зерновым и мукомольным производствами. Ещё в 1918 г. на базе известных купеческих складов был организован хлебоприёмный пункт, преобразованный в Куйбышевскую контору «Заготзерно». Сегодня на его основе сформировано и работает ОАО «Куйбышевское хлебоприемное предприятие». Сюда во время жатвы свозят хлеб с полей Спасского и Алькеевского районов. Существенную роль в перевозке зерна играет, как и многие годы назад, Болгарская пристань.

ОАО «Куйбышевское хлебоприемное предприятие» – крупное промышленное хозяйство, на котором трудится 170 человек, в основном молодежь. Основная профессия — аппаратчики по обработке зерна.

«Куйбышевское хлебоприемное предприятие» занимается также переработкой зерна. Действует мельница, производящая ржаную муку. Имеется макаронная фабрика. И, наконец, есть пекарня, выпускающая всевозможную хлебопекарную продукцию. Вступил в строй новый крупозавод, на котором вырабатывают перловую и ячневую крупы, пшено, гречку, горох (Сафронова И.В., Фокеева И.М.).

12.Объясните знаки препинания в выделенном предложении и определите части речи.

13.Запишите числительные словами и выполните морфологический разбор одного из них.

  1. Подготовьте проектную работу «Праздник сабантуй, воспетый поэтами и художниками».
  2. Прочитайте текст. Определите тип и стиль речи. Выпишите из текста предложения с однородными членами предложения, объясните знаки препинания. Заполните таблицу, используя слова из упражнения.
Архаизмы Историзмы Подберите современные синонимы
     

 

«…Земля в уездах по левой стороне реки Камы повсюду чёрная, а в протчих губернии уездах болшою частью серая. Есть местами глинистые, пещаные и иловатые земли.

Посеваются житы: рожь, пшеница, полба, ячмень, овёс, греча, проса и горох. Семена: льняное, конопляное, маковое, репное, и посеваются же картофели.

… Леса по уездам больше дубовые, а протчих родов деревья берёзовые, липовые, кленовые, ясенные, илмовые, вязовые, осиновые, крушинные, осокориныя. Имеются по всем уездам в лесах дерева плодоносныя, яко то: яблонные, ореховые, черемха, рябина и калина. В уездах же Чистопольском и Спасском и по полям произрастают вишневые деревцы и бывает плод их. А в Казанском, Арском и Козмодемьянском есть и сосновые и пихтовые и еловые леса…

В лесах звери и птицы все тех же родов, каковые и в протчих российских губерниях. И водится в Казанском, Царевококшайском, Арском, и Мамадышском уездах олени, а в уездах положение имеющих за рекою Камою Чистопольском и Спасском в летнее время большие птицы, называемые драхвами ( дрофами). Протекающие через губернию сию реки судоходные – Волга, Кама, Сура и Вятка. На берегах сих порогов нет, а бывают в средилетнем времени при большом упадении воды в Влоге и Вятке не во многих местах мели, препятствующие ход судам с тяжёлым грузом. Через мели те судов переходы пособствуются облехчениями грузов на суда
другие.

… О количествах земли во всем наместничестве пашенной, сенокосной и под прочими угодьями, по небытию ещё генерального межевания показать не с чего. А примером по площади всей губернии в длине и широте з губернской карты исчислением сказуется до 500 тыс. десятин (из «Топографическогог описания по Казанскому наместничеству вообще и каждого горорда и уезда»).

  1. Подготовь рассказ о празднике сабантуй. Как сегодня празднуют его?
  2. Прочитайте текст, озаглавьте. Выпишите из текста предложения с причастным оборотом, объясните знаки препинания.

Необычная (своеобразная) история города отразилась в его гербе. Герб современного Свияжска создан на основе исторического герба, который был утвержден 18 октября 1781 г. вместе с другими гербами Казанского наместничества. На нём изображена плывущая по реке бревенчатая крепость, размещённая на лодках, под которыми в воде плещется рыба.

Описание герба Свияжска

В лазоревом поле на волнистой оконечности того же цвета, обремененной плывущими в ней пятью серебряными, с червлеными плавниками, окунями …- вписанная череда золотых ладей без числа, обращенных вправо и сдвинутых так, что видны лишь носы, и стоящая на них золотая же бревенчатая крепость о трех воротах, с кровлей на стенах и с задней стеной, видимой над передней; внутри крепости видны два дома того же металла под видимыми сбоку двускатными крышами.

(Решение Совета депутатов Свияжского поселения от 16.10.2009 г. № 142
Государственный геральдический регистр Российской Федерации под
№ 5737.)

Голубой цвет, являющийся основой герба, олицетворяет благородство и духовность, одновременно является отражением водных просторов и бескрайнего неба.

Золотой цвет крепости и лодок является символом богатства, стабильности и уважения, а также интеллекта.

Изображённые на гербе рыбы символизируют основное занятие его жителей –
рыбную ловлю. На гербе изображены пять красноперых серебристых окуней. Красный цвет говорит о мужестве, красоте и трудолюбии. Серебро является символом чистоты и совершенства мира (из книги «История Татарстана и татарского народа»).

Найдите материал о гербе своего города (района) и составьте связное высказывание на тему «Как история моего города (района) отражена в его гербе», употребляя причастия и причастные обороты.

  1. Какие журналы и газеты, выпускающиеся в Татарстане, выписывает ваша семья? Есть ли у вас любимые? Проверьте, сможете ли вы по заголовку догадаться о содержании статьи.
  2. Рассмотрите картинку и запишите 5 предложений с прямой речью, используя в словах автора синонимы к глаголу говорить. Объясните постановку знаков препинания.
  3. Рассмотрите фотографию. Составьте план текста-повествования. Сначала запишите ключевые слова. К какой части речи будет относиться большинство этих слов и почему? По составленному плану придумайте устный рассказ. Назовите его. Подготовьтесь к выступлению, продумывая выразительные жесты и мимику, которыми можно его сопровождать.

Предложенные задания свидетельствуют о том, что, метапредметная технология предполагает включение каждого ребенка в разные типы деятельности, создавая условия для его личностного роста.

Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и компетенциями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться ориентации учащихся как в различных предметных
областях, так и в строении самой учебной деятельности. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности.

Гульшат АХБАРОВА,
доктор педагогических наук ИРО РТ
Тамара СКИРГАЙЛО,
доктор педагогических наук ИРО РТ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.