На современное образование надвигается проблема с неожиданной для человека стороны: чем заняться, если роботы и новые технологии уже сейчас начинают вытеснять образованного человека из профессии? Совершенствование цифровой среды и внедрение роботов в производство, конечно, даст стимул мировой экономике, но усилит социальное неравенство и вызовет множество психологических проблем в вопросах полноценной реализации личности. Так чему же надо учиться для конкуренции с «умными машинами»? Появление софта с искусственным интеллектом, которому способствовало «переоткрытие» нейросетей в начале 2010-х годов, позволяет доверять компьютерную рутину офисной и административной авторизированной системе. Родители первоклассников, которые привели в школу своих детей в 2018 году, уже озабочены вопросом: насколько цифровизирована образовательная среда школы, в которой будет обучаться ребенок? Это важно для родителя, потому что он хочет быть уверенным, что в 2029 году, когда его ребенок, будучи выпускником школы, в полной мере сможет владеть компетенциями управления этой средой, причем настолько, насколько это потребует развитие цифровой экономики следующих лет.
Понятно, что в первую очередь важно уделить внимание компетентностной и социально-психологической подготовке высококвалифицированных кадров и пересмотреть в целом философию образования: с одной стороны, нас окружает все больше машин, а с другой –
возрастает ценность человеческого контакта, творчества и осмысленности диалога с самим собой.
С появлением понятий «цифровые технологии» и признанием важности уже перечисленных перемен, которые претерпевают мировая, национальные и региональные системы образования, на первый план выходят не просто особенности цифровых технологий в классных комнатах и аудиториях, а те компетенции, которыми обладают педагоги и учащиеся как развивающиеся личности и творческие индивидуальности. Ведь теперь роботы превзошли человека в выполнении однотипных операций, значит, от человека обучающегося и обучаемого требуется быть независимым, быстро ориентироваться в новых обстоятельствах и не унывать из-за перемен. Когда мы смотрим на современное образование, то видим два ключевых момента. Первый – то, как именно образование функционирует во взаимодействии со всеми остальными областями жизни общества; второй – как использовать новые возможности, предоставляемые цифровыми технологиями и новыми цифровыми средами. Вряд ли нужно волноваться, ведь будет создано больше рабочих мест выше по лестнице навыков.
Цифровизация мировой системы образования прошла несколько этапов. Первый: 1990–2011 гг., оцифровка действующих учебных материалов и практик. Однако это еще не цифровое образование. В 2011 году появились массовые открытые онлайн-курсы, открытые университеты в Сети, элитное образование стало доступно всем. Сегодня мы переходим к образованию на основе больших данных Big Data, когда система анализирует большое количество данных об образовательной деятельности обучающихся и предлагает оптимальный образовательный план. К основным особенностям, порождаемым цифровой эпохой в этой сфере, можно отнести следующие:
- Образование становится крупнейшим нематериальным активом любого государства. Значит, его формирование и капитализация должны быть максимально управляемыми. Психологические риски определяются механизмами управления.
- Развитие цифровых технологий и телекоммуникаций сетевого общества изменяет способы создания, передачи и фиксации знания, процесс личностного развития человека, его самоидентификации. Поэтому образование, удовлетворяющее разнообразные потребности цифрового общества, также должно стать цифровым. Психологические риски определяются полноценностью форм и содержания цифровизации предметного уровня и скоростью их внедрения.
- Цифровые технологии транснациональны и транскультурны, общедоступны и относительно дешевы, что делает общедоступным любое знание. Цифровое образование также транснационально и транскультурно. Психологическая задача — необходимость существенной реорганизации всех уровней образования, создание его новой «архитектуры», не линейной, а матричной, сетевой с использованием новых, постоянно обновляющихся образовательных технологий, основанных на возможностях сетевых технологий. Психологические риски определяются способностью системы к гибкости и супер активным реагированием специалистов образования на происходящие перемены, способность их осваивать в необходимом режиме времени.
Если ставить во главу угла социально-психологический взгляд на происходящие в цифровом пространстве изменения с системой образования, то следует отметить тот факт, что внедрение прогрессивных цифровых методов обучения требует культурной и психологической трансформации и от учителей, и от учащихся, и от родителей. Структура школы должна быть построена таким образом, чтобы она способствовала обмену новыми идеями и цифровыми кейсами внутри и за ее пределами на вновь созданных платформах поддержки успешности пользователя цифрового пространства. Обучение учащихся в школе обязательно впишется в тренды цифрового образования только в том случае, если оно будет релевантно реальным практическим навыкам, которые можно будет использовать в дальнейшем при обучении в университетах и при трудоустройстве. Во всех остальных случаях речь пойдет лишь об имитаторах. Образовательный Имитатор –
это всегда психологический риск дальнейшей невостребованности и неуспешности. Большое значение имеет и способность к сотрудничеству. В определенной степени можно даже сказать, что в цифровом пространстве, как бы это ни было удивительно на первый взгляд, сотрудничество занимает ключевое место. Собственно, удивляться не надо, потому что способность контактировать и или создавать стратегические альянсы дает всегда преимущество перед остальными как на индивидуальном уровне развития, так и в контексте сообществ. Междисциплинарные и межпроектные сети – это тренд образования сегодня во всем мире.
Ключевой проблемой во всем мире также, включая Россию, является неодинаковый доступ к интернету. По данным Международного союза электросвязи, интернетом пользуется 47,9% населения Земли. Несмотря на широкое распространение технологий и материалов для онлайн-обучения, они по-прежнему доступны не для всех. Наибольшее количество человек, имеющих доступ к интернету, традиционно приходится на развитые страны –
81%, на развивающиеся это число составляет 40%, в наименее развитых странах – только 15%. В Российской Федерации доступ к интернету имеют 59,6% населения, то есть 87,5 млн человек. Еще один важный фактор – скорость передачи данных. Только 12 человек из 100 в России имеют доступ к высокоскоростному интернету (информация основана на данных платформы Google Public Data Explorer, собранная МСЭ в 200 странах мира за период с 1960 по 2013 годы). Ситуация еще хуже в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, Северной и Южной Америке и Арабского региона, где скорость предоставления интернета колеблется около 2 Мбит/с.
Для того чтобы свободно чувствовать себя в цифровом мире, недостаточно просто уметь пользоваться технологиями. Важнее понимать, как с помощью цифровых технологий можно улучшить качество своей персональной жизни, а также повысить профессиональные возможности и качественно выполнять свою работу. Образованию необходимо развивать у учащихся глубокое понимание цифровых сред, способность интуитивно адаптироваться к новым условиям и создавать новый контент. Научить школьников жить в цифровую эпоху, впрочем, как и самим учителям понять свою стратегию поведения в цифровом мире – это один из самых сложных социально-психологических вызовов для руководителей системы образования. Здесь не следует забывать, что образовательные экосистемы должны быть достаточно гибкими, чтобы воспринимать совершенно новые методы обучения. Эффективная интеграция технологий в образовательный процесс всегда сохранит главный смысл системы образования – воспитание и развитие интереса к получению знания. Психологическим риском является риск, что современные учащиеся не всегда осознают процессы для оценки навыков на индивидуальном уровне. А это очень важно. Создание персонифицированной оценки результатов обучения – один из трендов современного мирового образования. Такая система дает возможность получить более четкую картину того, что учащиеся должны знать для получения тех или иных навыков и компетенций. Наиболее востребованными навыками будущего будут профессионально-технические навыки, навыки творческого потенциала и критического мышления.
В цифровой среде обитания важнейшим элементом становится непрерывное образование. Любая образовательная платформа является идеальным местом для продуцирования знаний и новых открытий. По мере распространения искусственного интеллекта и естественных пользовательских интерфейсов на базе образовательных платформ могут разрабатываться различные алгоритмы машинного обучения и тактильные устройства, реагирующие на контакт. Психология человека так устроена, что когнитивные познавательные процессы «устремляют» его в исследовательский и аналитический аспект знания. Поэтому цифровая среда предполагает «рождение» компьютеров нового формата, с помощью которых человек сможет исследовать неведомое до сих пор: черные дыры, например, и/или ДНК.
Как уже упоминалось выше, традиционная система образования не успевает за требованиями рынка труда, поэтому задачей многих образовательных платформ становятся предподготовка (школа) и подготовка (колледж и университет), переподготовка (институты развития образования и др.) специалистов по профессиям, в которых еще нет формальных правил и стандартов и нет времени, чтобы эти стандарты разрабатывать. Однако в России сегодня не менее 100 тысяч вакансий в области информационных технологий (например, специалист по искусственному интеллекту) и нет ни одного вуза, выдающего подобные дипломы, подтверждающие практические компетенции и IT-креативность. Цифровая среда требует и нового подхода к саморазвитию. Человеку цифровой эпохи психологически очень важно, если учитывать его задачи, график, ресурсные возможности и ограничения, предлагать свободный график развития. Можно учиться новому в системе онлайн, можно использовать ресурсы города, в котором находится образовательная платформа, возможности государственных университетов, научные цифровые библиотеки и другие источники. Ведь уже существуют технологии по работе с большими данными Big Data, которые позволяют учесть все, что знаем о человеке, и то, что он сам готов рассказать о себе. Многим в программах развития это поможет освоить и оптимизировать собственную траекторию развития.
Так насколько же от нас далеко цифровое будущее, о котором все говорят? Конечно, это растянутый процесс. Он может долго набирать критическую массу, но, когда она набрана, дальнейшие изменения происходят очень быстро. При этом вопрос не только в готовности технологий, но и в регулировании и психологической перенастройке. Пресытившийся однообразными продуктами массового цифрового производства мир все же ищет новых ощущений. Люди больше не хотят быть такими, как все, каждый стремится выделиться своей индивидуальностью, перестает быть пассивным потребителем цифрового пространства и становится активным участником во всем – самореализуется и в работе, и в отдыхе, и в учебе, и в творчестве. Впечатления есть и главный товар, и главный капитал. Так складывается экономика впечатлений в цифровом мире роботизации.
Возвращаясь к идее информального образования, которое рассматривается в контексте жизненного пути человека, где университетами становятся не только школьные и учебные аудитории и библиотеки, а множественность цифровых и иных источников, имеющих непосредственное отношение к познанию себя, поиску смыслов и рефлексии, выскажем весьма спорную мысль. С точки зрения психологии, в некоторой степени информальное образование способно сбалансировать, уравновесить, отрегулировать общую необходимость к познанию технологий инновационной цифровой экономики и собственный индивидуальный ресурс сохранения себя, основных жизненных ценностей, связанных с развитием познания человека, построения «сохранных рекреаций здоровой психики» для полноценной биосоциальной жизни «вне пространства роботозамещения», в диалоге с самим собой и в диалоге с живой природой.