Май цветущий и памятный

Оксана Валерьевна КОРНЕВА,

учитель русского языка и литературы Бимской средней школы Агрызского района

Педагогический стаж – 28 лет

Учитель тот, чья доблесть трудовая

Зажжёт стремленья к знанью и труду.

В 2020 году сошлись две юбилейные даты: 100-летие образования ТАССР и 75-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Проведены конкурсы, акции «Посади дерево Победы», «Окно Победы» и другие мероприятия, в которых учащиеся нашей школы приняли активное участие. Ещё одно памятное событие в жизни школы — 5 мая исполнилось бы 80 лет замечательному учителю математики, бессменному наставнику многих молодых учителей, завучу школы Макаровой Нине Васильевне.

После окончания Казанского педагогического института Нина Васильевна всю свою жизнь работала учителем математики Бимской восьмилетней, затем средней школе. По свидетельству бывших её учеников, она была учителем от Бога, Учителем с большой буквы.

Действительно, май щедр на праздники, но хотелось бы сказать, что 100-летие ТАССР, 80-летие учительницы и 75-летие Великой Победы связаны между собой единой нитью. На мой взгляд, здесь перекликаются судьбы многих сотен русских девушек, которые связали свою жизнь с Татарией (так в те годы называлась наша республика).

В преддверии всенародного праздника Дня Победы нам посчастливилось узнать военное прошлое нашей учительницы, Нины Васильевны, потому что она с детства познала, какова жизнь на оккупированной немцами территории, трудности послевоенной жизни в разрушенном фашистами посёлке. Деревня Навля – это железнодорожная станция в 53 километрах к югу от Брянска. Здесь 5 мая 1940 года в большой семье Рожкова Василия родилась девочка, которую назвали Ниной. Она была шестым ребенком в семье.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Вскоре военные действия дошли и до Брянской области.Станцию оккупировали немцы.  В районе Навли был организован центр партизанского движения. Отец со старшим сыном сразу пошли в партизаны. Узнав об этом, враги сожгли все дома партизан, держали под страхом строгого наказания жителей и запрещали им пускать жить оставшихся без крова людей.  От дома Рожковых осталась только печь, семье с маленькими детьми негде было жить. Всю холодную, дождливую осень и морозную зиму они прожили тайком в погребе у тетки. Конечно, было тесно, сыро, постоянно хотелось есть. А ещё страшно боялись: вдруг их обнаружат немцы и хозяев, и жителей подземелья. Весной партизаны забрали бездомных жителей с собой в партизанский отряд. Все стойко переносили тяготы военной жизни. Нормальной одежды не было, ходили, в чем могли. Летом детям можно было бегать босиком и питаться всем тем, что съедобно – лебедой, корнями, травами и ягодами, но зимой голодали буквально все, малыши почти не играли на улице, мало катались, так как не было зимней одежды и валенок.

В тяжёлом послевоенном 1947 году девочка Нина пошла в первый класс. Учеба давалась ей легко. Учительница постоянно хвалила её за прилежность и старание, за блестящий ум по арифметике.

В 1957 году она приехала в Казань и в 17 лет легко поступила на физико-математический факультет Казанского педагогического института. Здесь она училась с отличием, преподаватели любили прилежную и умную студентку за большие способности, проявляющиеся при изучении достаточно сложных предметов факультета. Ей прочили большое будущее, предлагали остаться в самом факультете. Даже через десятки лет, когда уже её ученики поступали на тот же факультет, пожилые преподаватели вспоминали свою отличницу и гордились ею. В 1962 году Рожкова Нина Васильевна окончила Казанский государственный педагогический институт с отличием по специальности «Математика и черчение».

В послевоенные годы в середине прошлого столетия в школах, особенно отдаленных, не хватало учителей. После окончания 4–го курса студентов пединститута по их желанию стали направлять в школы, где была проблема острой нехватки педагогических кадров.Она и откликнулась на призыв, так как сама хотела зарабатывать себе на жизнь.Так в 1961 году поехала почти в самый дальний район Татарской АССР – Агрызский, расположенный на границе с Удмуртией и Башкирией. Оттуда её направили работать в Бимскую восьмилетнюю школу, находившуюся в ста километрах от районного центра.  В школе не было квалифицированных специалистов, учителей с высшим образованием можно было пересчитать по пальцам одной руки. Большинство педагогов было со средним специальным образованием, вынужденно принимали учителями вчерашних выпускников школы.

Молодая учительница в деревенской школе всем пришлась по душе: коллеги уважали за скромность и доброжелательность, сельские ученики – за умение доходчиво и чётко объяснять даже самые сложные темы, за строгость и порядок на уроках. Математика как царица наук начала царствовать и в головах учеников. Один за другим развивались юные математики, желающие заниматься предметом, чтобы продолжить образование в дальнейшем. Ученики стали серьезно готовиться дома, ведь любое домашнее задание тщательно проверялось. Все формулы, теоремы, определения и аксиомы нужно было знать наизусть, уметь доказывать. Нина Васильевна считала, что умение доказывать теоремы развивает ум, логическое мышление и математическую речь. Математика любит точность. Молодая учительница неустанно добивалась точности от своих питомцев, не прощала приблизительности, ошибок в расчетах и ответах. Не у всех детей получалось, и учительница часто отшучивалась поговорками: «Я им про Фому, а они мне про Ерёму».

Серьёзное внимание уделялось тогда внеурочной и внеклассной работе по предмету. Этому способствовали интересные мероприятия по математике, подготовленные Ниной Васильевной. Они проводились в сельском клубе как большие праздники для всей школы и родителей учащихся. Среди сельского населения возросло уважение к учителям. Давно повзрослевшие бывшие ученики в деталях хорошо помнят Дни науки, посвященные великим математикам: Николаю Лобачевскому, Софье Ковалевской, Михаилу Васильевичу Ломоносову. В подготовке и проведении таких мероприятий участвовали многие способные к математике ученики.

Учителя-практиканты, молодые специалисты получали уроки методического мастерства, настоящие жизненные уроки рядом с порядочным, опытным, умным наставником, какой была Нина Васильевна. Многие педагоги нашей школы сегодняшнего дня – это её ученики. Кому-то она преподавала математику, кому-то помогла стать хорошим учителем, мастером своего дела. Нина Васильевна и сейчас была и остается примером, образцом для учителей школы, района.  Но, к сожалению, она рано ушла из жизни.

Нина Васильевна всю свою жизнь отдала любимой работе,  сельским детям. За большой вклад в дело воспитания и обучения она награждена многими грамотами, медалями «За трудовое отличие», «Ветеран труда», нагрудным знаком «Отличник народного просвещения», орденом «Знак почета». Поэт Андрей Дементьев сказал: «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей». Ученики Нины Васильевны – настоящие люди, многие успешны в своей работе, счастливы в семье.

Материалы взяты из книги «Бимской школе -120 лет».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.