Великий труд

Гульназ Вагисовна НАСЫБУЛЛИНА,

учитель русского языка и литературы Высокогорской средней школы №1

Педагогический стаж – 30 лет.

Чем определяется величие, скажем, учёного? Конечно, его научными открытиями, которые позволяют человечеству шагнуть далеко вперёд, сделать жизнь людей легче и качественнее. А чем определяется величие педагога? Все ответят по – своему, но, на мой взгляд, ответы будут схожи… . Величие педагога определяется его талантом воспитать в детских душах Человечность. И с этой точки зрения учителя действительно можно считать великим, несмотря на то,что у него может не быть никаких наград, никаких педагогических публикаций и даже высшего образования. Но такой учитель продолжает жить в памяти и делах своих учеников. Педагогом с большой буквы остаётся для нашего выпуска (а окончили мы школу более 30 лет назад, а начальную еще раньше) Карпова Валентина Калистратовна – учитель начальных классов Ленино – Кокушкинской школы Пестречинского района. Она, имея под рукой учебники, мел и доску, сделала то, над чем мы, сегодняшние учителя, бьёмся, вооружившись инновационными технологиями и методиками, бесконечными просторами интернета и всевозможными курсами повышения квалификации. Валентина Калистратовна сумела найти подход не только к каждому из 27 учеников (личностно – ориентированный подход, говоря современным языком), но и к каждому родителю. Она сумела разглядеть проблемы каждой семьи, каждый ученик чувствовал её взгляд именно на себе и искреннее желание учителя помочь именно ему. В 5-й класс мы перешли уже сплочённым коллективом и остались таковым по сей день. Нашего первого учителя можно считать великим педагогом: то, что она в нас воспитала, мы воспитываем в своих детях и внуках, в своих учениках. В каждом из нас есть стержень, свои правильныежизненные ценности и принципы, обострённое чувство справедливости, сочувствия и сострадания. Одним словом, мы не живём лёгкой жизнью, но верим в то, что благодаря таким людям и держится наш мир.

Работать учителем с каждым годом становится сложнее. Мы жалуемся на бесконечные отчёты, непонимание со стороны родителей итак далее. Жалуемся, конечно, небезосновательно. А если обернуться и представить, как и чем жили учителя прошлого столетия. Двадцатый век был непростым для нашей страны, в том числе для татарского народа.Но люди жили, воевали, трудились, влюблялись и создавали семьи, воспитывали детей, потому что это была их, одна — единственная, жизнь. Немало трудностей выпало и на долю учителей: голодные тридцатые, страшные военные, неподъёмные послевоенные годы, да и вторая половина столетия не прошла без потрясений.Педагоги разных периодов 20 века, сами того не осознавая, совершили подвиг:они смогли понять самую важную роль учителя – воспитание Человека. Такие учителя не работали, а служили своему народу, хотя, скорее всего, и не догадывалисьоб этом. Уверена, что у многих из них не было даже специального образования, но они сердцем чувствовали, как и чему учить детишек в эти непростые годы. Имена многих из них неизвестны широкому кругу, (но это никаким образом не умаляет их заслуг), они живы в памяти только учеников, как, например, наша Валентина Калистратовна. Имена других педагогов, их заслуги известны всему народу.  Но объединяет их всех одно: они были учителями по духу и сердцу.

Ссамого детства я любила читать. Не могу сказать, что Галимжан Ибрагимов являлся моим любимым писателем, но его роман «Дочь степи» перечитала не раз: другой мир, другие обычаи, необычные имена, сюжет… . Намного позже узнала, что Галимжан Ибрагимов внес свой вклад и в дело татарской педагогики. Он автор и составитель многочисленных учебников, в которых так нуждались   татарские школы.Его учебники родного языка стали самыми распространёнными в татарских медресе и до 1918 года неоднократно переиздавались. На мой взгляд, причина популярности данных учебников заключалась в том, что автор старался излагать материал таким образом, чтобы он был понятным и доступным для учеников. Этой же проблеме татарский лингвист в 1916 году посвятил свой труд «Как обучать родному языку?», в котором описал собственную методику преподавания языка, основанную на принципах доступности материала. Прошло столетие, а проблема осталась. На протяжении десятилетий в наших в школах пытались научить всех русских детей очень сложной грамматике татарского языка. Бесспорно, человек должен знать язык земли, на которой он живёт. Да, были дети, которые неплохо справились с данной задачей. Но если говорить откровенно, для многих учеников и их родителей татарская грамматика стала настоящим наказанием. С каким облегчением пару лет назад вздохнули учителя, дети и родители, когда в школах стали обучать разговорному татарскому языку. И произошло чудо: дети по – настоящему полюбили уроки татарского языка, стали изучать язык с желанием и неподдельным интересом.

Настоящий поэт, писатель должен служить народу. Жизнь и творчество Галимжана Ибрагимова выпали на годы становления Советской власти, с которой у писателя были очень сложные и трагические взаимоотношения. Но и в этот сложный период жизнь и деятельность писателя были неотделимы от истории и культуры народа. Важной заслугой Г.Ибрагимова можно считать его стремление к тому, чтобы татарский народ хорошо знал русскую и мировую литературу. Он всячески старался познакомить свой народ с русской и мировой культурой и приобщить к ней. «Нам нужны, – писал Ибрагимов, – переводы таких гениев, как Гомер, Данте, Шекспир, Шиллер, Гете, Байрон… Если мы не хотим задохнуться в своей национальной скорлупе и желаем, приобщившись к общечеловеческой культуре, озарить умы и мысли наши ее немеркнущим светом, то без этих переводов нам не обойтись». Также он понимал особую важность и необходимость русской литературы для своего народа. Признанный классик и основатель татарской советской литературы сам всю жизнь учился у русских классиков, был прекрасным знатоком произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, , И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова, М. Горького, высоко ценил их творчество. Как учитель русского языка и литературы, я пониманию, как важно, чтобы дети приобщались к мировой культуре, культуре своего народа. В отличие от детей начала прошлого века, у современных большие возможности, но…  многие ученики просто не читают, а читающим не всегда интересны и понятны произведения прошлых веков. За годы работы учителем литературы я поняла, что детям неинтересно то, что их не касается. Поэтому приём «Актуализация эмоционального опыта» используется на моих уроках очень часто. Данный приём позволяет пробудить в душе ребёнка те чувства и переживания, которые он сам испытывал или испытывает. Помогают и проекты, которые ребята делают до знакомства с произведением. Например, до прочтения повести А.С.Пушкина «Пиковая дама» мальчишки выполнили проектную работу «Карточные игры 19 века» и рассказали о самых трагических проигрышах в карты, о том, представители каких сословий и почему играли в карты. После знакомства с проектом ребята получили задание прочитать повесть. Прочитал весь класс! А моё предложение посмотреть еще и спектакль по произведению в театре имени В.Качалова на ура было принято и мальчишками. После посещения дворянской усадьбы (виртуальная экскурсия) детям легче было прочитать повести «Дубровский» и «Барышня – крестьянка» и другие произведения, связанные с жизнью и бытом дворян. И возвращались мы в эту усадьбу неоднократно…

Проходят десятилетия, века, многое стремительно меняется. Неизменным остаётся труд настоящего учителя –воспитание Человека. Воспитание, несмотря на трудные времена и всевозможные потрясения… .

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.