Логотип Магариф уку
Цитата:

Технологии развития речи детей дошкольного возраста

Без игры жизнь ребенка была бы скучна. Изучая методическую литературу, работая над темой каждый день, применяя различные формы работы, технологии, мы пришли к выводу, что именно игра и детское творчес...

Без игры жизнь ребенка была бы скучна. Изучая методическую литературу, работая над темой каждый день, применяя различные формы работы, технологии, мы пришли к выводу, что именно игра и детское творчество оказывают большое влияние на речевое развитие ребенка. Они помогают создать эмоционально благоприятную ситуацию, способствуют возникновению желания активно участвовать в речевом общении, стимулируют активную речь детей, увеличивают их словарный запас. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. 
Целью работы является обеспечение развития познавательной и речевой активности детей, формирование культуры речи общения посредством организации игровой деятельности и нетрадиционной техники рисования. Для достижения указанной цели перед нами встали следующие за-
дачи:
– обогащение активного словаря детей;
– обеспечение развития речевого аппарата, дыхательной системы;
– развитие интереса к художественной литературе и народным произведениям;
– формирование у ребенка чувства уверенности в своих силах при реализации своих возможностей;
– создание благоприятных взаимоотношений с родителями воспитанников.
Чтобы решить поставленные перед собой задачи, мы выделили следующие направления работы:
– создание предметно пространственной среды, способствующей повышению речевой активности детей;
– организация работы через игровую деятельность;
– взаимодействие с родителями.
В нашей работе используем следующие формы игровой деятельности:
– дидактические игры, которые развивают знания детей о различных предметах, их характерных особенностях;
– сюжетно-ролевые игры (позволяют проявлять творческую самостоятельность детей, в т. ч. и в общении);
– подвижные (имеют сюжетную основу и побуждают детей к подражательной речевой деятельности);
– игры-забавы и игры-развлечения (воспитывают дружеские отношения между детьми, помогают развивать инициативу, творчество);
– театрализованные и игры-драматизации (способствуют развитию речевой активности, выразительности речи, развитию вкуса и интереса к художественной литературе).
Также в работе по развитию речи  большое значение имеет нетрадиционная техника рисования: помогает снять детские страхи; развивает уверенность в детях; развивает логическое мышление, неуверенные в себе дети становятся более активными, у них обогащается словарный запас.   
В содружестве с родителями были проведены такие мероприятия: создание совместной библиотеки для группового и домашнего чтения детям; памятки с практическим материалом дидактических игр и упражнений на речевую активизацию; создание картотеки по нетрадиционной технике рисования, создание настольного театра «Колобок», «Три поросёнка», «Семеро козлят», «Маша и медведь», «Три медведя», «Теремок»; театр на фланелеграфе «Рукавичка»; «Снегурочка»; пальчиковый театр «Бу бармак»; благотворительная акция «Подари книгу детскому саду»; проект «Книжка-малышка своими руками»; оформление игровых зон – «Парикмахерская», «Больница», «Семья», «Магазин», «Столовая».
Реализовывать тему нам помогают технологии проектной деятельности и интеллект-карта. Интеллект-карта нас очень заинтересовала, и мы решили опробовать эту технологию со своими детьми при закреплении согласных букв, времен года. Так как работа должна была быть большой, то на пробном этапе мы весь материал подбирали, печатали, вырезали сами. Ребятам предстояло разместить его, наклеить и рассказать о своих размышлениях. Сначала это были небольшие по содержанию карты, отражающие одну тему, имеющие в своей структуре только классификацию по каким-
либо направлениям. Сейчас с ребятами сделали достаточно сложные интеллект-карты, такие как времена года, домашние животные, транспорт, Но-
вый год, семья. Детям в группе так понравилось работать с интеллект-
картами, что они дома научили родителей работать с ними. Работа по карте развивает у ребенка такие качества характера, как умение слушать воспитателя, друга по группе, формирует желание быть активным, проявлять инициативу.
Проектная деятельность включает каждого ребенка в самостоятельную и познавательную деятельность. Используя этот проект, дети сами самостоятельно исследуют, экспериментируют, творят. Проектная деятельность – это новый, современный метод, который должен занимать важное место в работе педагогов. Благодаря этим технологиям, можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности как в совместной с педагогом работе, так и в самостоятельной деятельности дошкольников. Нами были реализованы такие проекты, как «Книжка-малышка», «Зимняя сказка», «Неделя доброты».
Одним из средств, влияющих на развитие речи детей, является чтение сказок, рассказов и стихов. Воспитание через художественную литературу и выразительное чтение и пересказывание усиливает воспитательное значение литературных произведений не только в умственном, но и в нравственном, художественно-эстетическом плане.
Сюжетно-ролевые игры положительно влияют на развитие речи. В ходе игр ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Также проводим игры для развития артикуляции («Сказка про Грузовичок»); для развития речевого дыхания («Пузырики», «Ветерок»); для развития правильного произношения звуков  («Повторяй-ка», «Доскажи словечко»), чтение коротких чистоговорок; игры, способствующие развитию словаря («Что это?», «Какой, какая, какое?», «Цепочка слов»), отгадывание загадок; игры, формирующие умение общаться («Здравствуй, это я», «Моя любимая игрушка»).
Развивать связную речь помогает еще мнемотехника, которая влияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. При использовании мнемотехники можно говорить о прогнозируемых результатах. В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире, заучивание стихов превращается в игру, сокращается время обучения, стимулируется познавательная активность детей.
Татьяна КУРБАТИНА,

воспитатель детского сада №230 г.Казани

Гулия ХАБИБУЛЛИНА,

воспитатель детского сада №230 г.Казани

Фото: pixabay.com

 

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ