Венера Хайрутдинова: «Профессия инженера близка нашей семье»

О том, что инженерный лицей, расположенный на ул. Аделя Кутуя, отмечает свое пятилетие, в редакции узнали из приглашения пресс-службы Министерства образования и науки Татарстана. Так мы оказались на праздничной линейке. Мне давно хотелось посетить лицей и «раскусить», в чем его особенность. Не секрет, каждый родитель размышляет о том, в какое учебное заведение отдать своего ребёнка, чтобы обеспечить ему достойное среднее образование. Как говорят экономисты высшего пилотажа, только основательные знания обеспечат каждому ребёнку конкурентное преимущество в будущем. Так и хочется узнать, кто именно стал идеологом появления «Инженерного лицея» на образовательной карте Казани. Неспроста американский бизнесмен, крупнейший инвестор, чьи акции Berkshire Hathaway Inc. ежегодно растут на 20 процентов, Уорен Баффет сказал, что «идея – это валюта будущего».

Во время презентации истории создания лицея всем гостям был продемонстрирован ролик, показывающий, как из старого разрушенного здания усилиями строителей, дизайнеров, согласно видению директора, было создано современное, светлое, удобное здание для педагогической деятельности. Пять лет назад, правда, были огромные сомнения в том, удастся ли реализовать этот далеко идущий план. Даже строители усомнились в пригодности здания для поставленных задач. Были такие горячие головы, которые предлагали просто взорвать старое строение и на его месте построить новое, соответствующее современным требованиям. Возможно, эти сомнения в какой-то мере были напрасны. Сегодня ученики учатся в прекрасной обстановке.

В последующем директор лицея, заслуженный учитель РТ, отличник народного просвещения РФ Венера Хайрутдинова, комментируя транслируемые слайды, говорила: «Нельзя думать, будто бы идея создания инженерного лицея родилась спонтанно и на пустом месте». Оказывается, в один из дней глава Советского района, ныне руководитель Исполкома Казани Рустем Гафаров пригласил её на встречу и предложил обсудить различные варианты создания новой школы в одном из старых промышленных микрорайонов города. В то время в Новосибирске действовала инженерная школа, которая стала известной своими результатами в стране. В Казани лидировал физико-математический лицей, а в Советском районе города уже успешно действовал Первый образовательный центр, расположенный на улице Альберта Камалеева – комплекс, состоящий из детского сада Smart Kids, начальной лингвистической школы ILS. Вот и возникло желание развивать эту систему, чтобы она стала целостной и позволяла обеспечивать непрерывность концепции инженерного образования. Так зародились мысли о «Лицее – инженерном центре».

Было решено совместно с КНИТУ-КАИ создать такой проект, которого ни у кого нет. «Речь шла о софтах и хардах (soft and hard skills): о развитии умения работать в команде, быть лидером, генерировать идеи, выстраивать свои цели», – продолжает свой рассказ кандидат педагогических наук Венера Кашфиевна. «Жду вас с концепцией!» – сказал ей тогда Рустем Гильфанович. Так, после неоднократно проведённых мозговых штурмов, родилась концепция, состоящая из альянса техно и лингво. В лицее до сих пор сохранились целые ролл ап стенды «Территория опережающего развития», Это как раз про нас, говорят мне педагоги.

В инженерном лицее, как было прописано и запланировано в стратегическом плане развития, сегодня закладывается основа подготовки инженерных кадров, обладающих знаниями, навыками, личностными качествами и компетенциями, отвечающими требованиям XXI века. Неординарные условия, однозначно, создают особый психологический настрой. Однако самое главное преимущество заключается в том, что руководство лицея установило тесный контакт с КНИТУ-КАИ. Среди преподавателей инженерного лицея 19 человек от магистрантов до докторов наук этого престижного вуза.

Профессорско-преподавательским составом разработана единая образовательная политика и созданы авторские программы с применением современных технологий. В дни празднования пятилетнего юбилея присутствовали куратор лицея – проректор КНИТУ-КАИ по образовательной и воспитательной деятельности, кандидат технических наук Алексей Лопатин, доктор технических наук, профессор Дмитрий Данилаев, кандидат технических наук, доцент Евгений Денисов, кандидат технических наук Рафаэль Сагдиев, директор Корпоративного института КНИТУ-КАИ, кандидат технических наук Артур Гимбицкий.

«Профессия инженера близка и моей семье: папа был инженером. Можно сказать, из этих двух соображений родилась идея создания инженерного лицея, если уж быть совсем откровенной, – говорит Венера Кашфиевна. – В душе я считаю, что создаю памятник своему отцу и всем инженерам его поколения». Она с таким же рвением в память о своей матери Хажар Шайгардановне, первой в деревне получившей высшее образование, организовала школьную театральную труппу «Өмет-Сайяр». Спектакли, подготовленные учительским коллективом, ставились на сценах в сёлах Актанышского района, в том числе для жителей деревни Апачево, откуда она была родом. Как я узнала впоследствии из рассказа организаторов театрального кружка, школьная труппа инженерного лицея ежегодно гастролирует по районам Республики Татарстан и пользуется большим успехом у зрителей. Коллектив театра, которому присвоено звание «Народный театр», выступил в Германии, Киргизии, а также в Республике Крым.

После торжественных мероприятий мы несколько раз встречались с директором лицея в окружении молодых учителей. По мнению заместителя директора, отличника образования и культуры Руфины Давлетбаевой, самое главное – это то, что в лицее дают всем детям возможность развиваться. «Как видите, не только в техническом направлении, но и в лингвистическом, духовном, – говорит она. – Учебный процесс ведётся согласно утверждённому учебному плану».

Первые пять лет показали, что педагогический коллектив правильно движется вперёд. Во время стратегических сессий все педагоги сообща готовят swot-анализ, т.е. анализ слабых и сильных сторон, осуществляют прогнозы на будущее, рассматривают возможные угрозы.

Научными руководителями в феврале был подготовлен аналитический доклад о стратегии развития лицея на 2021-2024 годы. Как главный идеолог, директор разъясняет проводимую работу: «Мы сейчас поднимаемся на новый уровень. Для каждого из пяти направлений создана рабочая группа из числа преподавателей КНИТУ-КАИ и наших педагогов». В мире есть множество разных форматов, к примеру, мировое кафе: люди садятся и обсуждают, что они хотят видеть на том или ином уровне образовательного процесса. Так и в стратегию лицея были включены предложения педагогов, рождённые во время «мозговых штурмов». В этом учебном году по итогам проведённого анализа было решено дополнить и расширить в рамках существующей концепции научные направления: среди них космос, экология, социальное развитие, интернет направления.

Любой пришедший в лицей родитель может обратить внимание на компактность школы. Пять лет назад в лицей поступили 38 учеников. Первый выпуск состоял из 23 учеников – все поступили в вузы Казани, Москвы, Санкт-Петербурга. Среди казанских вузов их выбор пал на КНИТУ-КАИ, КПФУ, КНИТУ-КХТИ. Один из учеников лицея Тимур Гарифуллин, обладатель Гранта, обучается в Японии.

В рамках современной образовательной стратегии, авторами которой являются действующий президент Рустам Минниханов и экс-президент Татарстана, ныне Государственный Советник Респуб-
лики Татарстан Минтимер Шаймиев, в республике создается сеть полилингвальных школ, некоторые из них уже распахнули свои двери. Есть лицей-интернат для одаренных детей с углублённым изучением химии. Интересуюсь, а вписывается ли инженерный лицей в образовательную концепцию, которая позволяет учащимся выбрать направление по своим интересам? Тут же получаю краткий, утвердительный ответ: «Конечно!» Министерство образования и науки Республики Татарстан поддержало предложенную руководством инженерного лицея инициативу выстраивания системы социального лифта для одаренных учеников, а также дальнейшего сопровождения талантливой молодежи с использованием передовых образовательных практик в рамках Республиканского образовательного проекта «Инженерная Республика».

В последние десятилетия татарстанская образовательная политика тесно переплетается с экономикой: в столице Татарстана расположены
такие крупные флагманы промыш-
ленности, как Казанский вертолетный завод, Казанский авиационный завод имени С. П. Горбунова (филиал ПАО «Туполев»), «Казаньоргсинтез», Казанское моторостроительное производственное объединение и другие, которые в будущем, несомненно, будут нуждаться в умных кадрах с современным мышлением. Работая в тесной связке с КНИТУ-КАИ, руководство лицея пытается наладить отношения с этими предприятиями. Насколько я понимаю, пока это зона роста. Педагоги и лицеисты осуществили ряд экскурсионных выездов на предприятия «ТАНЕКО», ICL КПО ВС и другие. Выезд в рамках профориентационной работы осуществляется на те предприятия, которые соответствуют инженерному направлению. «С кадровой точки зрения, мы говорим о довузовской подготовке. Хотелось бы, чтобы в будущем наши учащиеся раз в неделю работали в цехах», – объясняет один из заместителей.

Несколько лет назад мне довелось побывать на открытии Германо-Российского института новых технологий КНИТУ-КАИ (ГРИНТ), который является крупнейшим совместным институтом Германии и России. В нём будущие магистры могут обучаться по программам магистратуры двойных дипломов с ведущими вузами Германии. Для этого, несомненно, нужно владеть одним из самых популярных языков Западной Европы, языком науки и техники – немецким. Высоки шансы поступить в него в будущем у лицеистов, поскольку, кроме технических дисциплин, они, наряду с английским, изучают немецкий.

Это огромное преимущество, поскольку в столице Татарстана очень мало учебных учреждений, в которых он преподается. Раньше немецкий был популярным в четырёх казанских школах. Интересуюсь, как дело обстоит с кадрами. По словам руководителя лицея, подобная проблема существует, к ним приходят преподавать педагоги из КПФУ. Они приглашают работать тех специалистов, которые сами обучались в Германии, а также носителей языка, как немецкого, так и английского. Лицей работает со специализированными компаниями, которые обучают иностранному языку. Педагоги выезжают и в школы-партнеры, расположенные в Балтасинском, Высокогорском, Лаишевском, Рыбно-Слободском и Кукморском районах.

После первого визита в инженерный лицей мне довелось ещё дважды в нём побывать, в том числе на родительском собрании, ведь я задалась серьёзным вопросом не попытаться ли и моему сыну-четверокласснику сдать в апреле вступительные экзамены и продолжить учёбу уже в статусе ученика инженерного лицея. Интерес к лицею у родителей огромен!

Сюмбель ТАИШЕВА
Фотографии Юлии КАЛИНИНОЙ

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.