Логотип Магариф уку
Цитата:

Вокруг света в честь 100-летия ТАССР

Кругосветка, посвященная 100-летию образования Татарской АССР, проходила на яхте «Милонга» с 15 сентября 2020 года по 14 июня 2021 года. Команда состояла из 72-летнего капитана Алмаза Алеева, 32-летне...

Кругосветка, посвященная 100-летию образования Татарской АССР, проходила на яхте «Милонга» с 15 сентября 2020 года по 14 июня 2021 года. Команда состояла из 72-летнего капитана Алмаза Алеева, 32-летнего помощника капитана Ильфата Миннибаева и 36-летнего боцмана Виля Сагитова. Впрочем, последний, что называется, «сошел с дистанции» на Мальдивах, и его подменил Иван Поликасов.
Удивительное путешествие трех человек на яхте не могло обойтись без многочисленных приключений и опасностей. Эти мужественные люди в очередной раз доказали себе и всем тем, кто следил за их походом, что наша жизнь без преодоления препятствий теряет остроту, становясь слишком заурядной.
Об этом путешествии мы подробно побеседовали с Алмазом Асхатовичем и береговым начальником штаба экспедиции Юрием Петровичем Бродниковским, любезно согласившимися прийти в редакцию «Гаилә hәм мәктәп».

Идея похода давно вынашивалась Алеевым. Он и его коллеги обращались в разные инстанции, вели переговоры с Министерством спорта РФ. Но весомой поддержки так и не получили…
Сам капитан Алеев выглядит скромным, но всё-таки очень опытным мореплавателем. Так, наверное, и должен выглядеть настоящий «морской волк».
«Первое мое международное плавание было совершено в 1991 году, и мы также приурочили наш кругосветный ход к тридцатилетию этой даты. Патриотизм всегда присутствовал в наших походах, этот раз не стал исключением. У нас было три флага: российский, татарстанский и флаг в честь 100-летия ТАССР», – рассказал капитан.
Первоначально планируемый маршрут был скорректирован в сторону некоторого упрощения. Надо было учитывать, что на яхте два новичка. Миннибаев, имеющий собственный бизнес, взял на себя все расходы на экспедицию. А они были немаленькие. Всего было потрачено порядка 12 млн. рублей. Сама яхта обошлась примерно в 100 000 евро. «Милонга» – яхту почему-то назвали в честь аргентинского танго, и предыдущий хозяин просил не менять имя – изначально строилась для таких путешествий, включая кругосветные. В Санкт-Петербурге планировали похожий поход. Но что-то не срослось со сменой губернатора, и его пришлось отложить. А «Милонгу» выставили на продажу. Алеев оценил ее главное свойство – мореходность. Она практически не потопляема. Обладает стальным корпусом, хорошим навигационным и спасательным оборудованием.

Ещё около 20 000 евро ушло на дооборудование, без которого поход невозможен. В него вошли опреснительные устройства, второй комплект парусов (случаются ситуации, когда они рвутся), ветровой автопилот, подрульное устройство.
Большие запасы воды на судно не возьмешь, поэтому без опреснения не обойтись. Основной опреснитель имел производительность 30 литров в час. Но его берегли, чтобы лишний раз не тратить энергию. Экипаж также собирал дождевую воду. Для этого у них был специальный 250 литровый танк. В итоге получилось, что запасы воды пополнялись двумя способами примерно 50/50: через опреснитель и когда капало с неба. В шестиместном спасательном плоту, который предусмотрительно на всякий случай подготовил капитан, был ещё один ручной опреснитель и, конечно, запасы пищи.
Питались на «Милонге» в основном сублимированными продуктами. Как просто объяснил Алеев, они представляют собой концентраты, которые для употребления требуется залить кипятком. Такое меню достаточно экономно, но вкусовые качества сильно страдают, поэтому некоторые члены экипажа мечтали о чем-то сладком.
Яхта из Санкт-Петербурга прибыла в Казань своим ходом. Так же она добралась и до турецкого берега. Путешествие стартовало в Турции, там и завершилось. Путешественники прошли три океана и несколько морей.
Юрий Бродниковский, сам бывалый яхтсмен, каждое утро вставал в пять утра и проверял, где находится яхта, попутный ли ветер и ещё множество разных полезных мелочей. Для этого придумано несколько специальных мобильных приложений. Правда, иногда данные по геолокации не актуальны, происходит запаздывание. Поэтому нужно пользоваться несколькими приложениями.

Затем Юрий Петрович, анализируя несколько достоверных источников, формировал карту погоды того района, где двигалась «Милонга», и отсылал путешественникам. По его словам, несмотря на все сложные моменты, он уже скучает по тем временам.
Вообще, во время путешествия использовалась спутниковая связь. Это прямой аналог мобильной связи, которую мы используем каждый день. Но спутниковая намного дороже. Особенно, если ты находишься в океане далеко от берега.
Стандартная УКВ связь действует в пределах 10 миль. Но когда проходишь какой-то залив либо пролив, в котором много танкеров и других грузовых кораблей, такой вид связи может сыграть решающую роль в обеспечении безопасности. Небольшую яхту могут элементарно не заметить.
Другой важный элемент кругосветки – электроэнергия. Аккумуляторов с бесконечным запасом энергии пока не придумали. Хотя в «Милонге» были основная и аварийная системы подзарядки плюс запасной бензиновый генератор для двигателя. Последний использовался для работы двигателя. Его включали во время штиля и при заходе/выходе в порт. Ближе к концу путешествия в Индийском океане яхта довольно часто попадала в штиль.
Приключения яхтсменов, в основном, были связаны с главным событием прошлого года – появлением нового коронавируса. Татарстанскую яхту не пускали во многие порты как раз из-за противоковидных ограничений. Например, она не смогла остановиться на Самоа или на Бали. Зато на Вануату путешественники провели целых две недели. Только не по своей воле. Их посадили на карантин местные власти. На казанском берегу забили тревогу, была подключена консульская служба из Австралии. Но раньше путешественников все равно не отпустили.
Изначально планировалась остановка в самой Австралии и встреча с местной татарской диаспорой. Тем более что через народную дипломатию удалось договориться о приеме. У Миннибаева в Австралии была родственница. Яхтсмены хотели вручить местным татарам флаг республики. Он был хорошо упакован и не представлял эпидемиологической опасности. Но и австралийские порты оказались недоступны по тем же причинам.
Зато благородство проявили австралийские пограничники. Сначала они с вертолета следили за яхтой – не случится ли беды. Затем они совершенно бесплатно снабдили путешественников запасами еды и питьевой воды.
Наиболее драматичный момент путешествия – встреча со знаменитыми сомалийскими пиратами в Аденском заливе. Дело было так. В сумерках к ним поплыла длинная деревянная лодка с мощным мотором. Сидевшие в ней люди, явно криминального вида, воспользовались наработками казанских гопников и попросили прикурить. Затем им захотелось подняться на борт. Алеев достаточно твердо отказал им. Тем более что экипаж не курит. Страха у экипажа не было.
К счастью, все обошлось. Потенциальные грабители, видимо, почувствовали по их явно нешикарному виду, что поживиться тут нечем.
Разумеется, кругосветное плавание – это, прежде всего, наслаждение красотой и разнообразием природы. Путешественники не раз видели китов, акул, касаток, дельфинов. Буквально в 100 метрах.
Оказалось, что у кругосветки есть гуманитарная составляющая. Алеев и его команда на своем опыте убедились, насколько важны вопросы экологии в современном мире. Члены экипажа своими глазами видели целые острова, состоящие из различного мусора. Они дрейфуют в Индийском океане как огромные памятники человеческой алчности и глупости.
В Казани Алеева с нетерпением ждали семья и ученики. Хотя поначалу в узком семейном кругу к будущему путешествию отнеслись с некоторым непониманием, затем всё-таки узы победили сомнения, и домашние смирись с неизбежным. Семья, её поддержка, ощущение, что ты кому-то нужен на берегу, – это те бесценные чувства, которые помогают преодолеть любые преграды. Не только проплыть вокруг света.
Яхтинг – очень технический вид спорта. Он развивает человека с самых разных сторон. Чтобы ходить под парусом, надо очень много знать и уметь. Но и с психологической точки зрения это бесценный опыт.
«Подбор экипажа – один из ключевых вопросов. Ведь в море надо быть готовым ко всему. И нельзя сказать заранее, кто и как поведет себя в экстраординарной ситуации. Поэтому преодолеть такие маршруты способна только та команда, которая психологически сбалансирована», – говорит Бродниковский.
И, разумеется, все лучшие человеческие качества – стойкость, взаимовыручка, умение воспринимать красоту – воспитываются в таких походах. Хотя самое необходимое качество для настоящего яхтсмена, по мнению Алеева, – терпение. Без него в море никуда. «У нас с дистанции не сойдешь», – пошутил он.
«Хотя у меня минимум 50% обучающихся отсеивалось, я бы все равно каждому, у кого есть такая мечта, рекомендовал ходить под парусом. Все плохое, что случалось в плавании, забывается уже через пару месяцев. Остается желание снова отправиться в море», – резюмировал капитан «Милонги».
Бродниковский анонсировал некоторые планы татарстанских яхтсменов. Их давно привлекают острова Россиян в Тихом океане. Когда-то там побывали достаточно известных соотечественников. А назад можно пройти через знаменитый своими постоянными бурями мыс Горн.
Пока это больше мечты. Но они активно обсуждались с представителями Русского географического общества и в Министерстве спорта РФ. Татарстанские яхтсмены активно сотрудничают с РГО, поэтому стоит ожидать новых приключений…
А вот с научными учреждениями взаимодействие как-то не заладилось. Если известнейший российский путешественник Федор Конюхов давно уже плавает не просто так, а собирает информацию для российских ученых, то «Милонга» в этом смысле почему-то не пригодилась. Хотя Алеев и его компаньоны были совсем не против послужить науке. Забрать пробы воды, например. Были переговоры с КФУ, но они не окончились конкретными договоренностями.
В походе Алмаз Асхатович вел два дневника. В обычный рукописный он заносил полезную информацию. А в аудиодневнике он делился своими сокровенными мыслями и чувствами. Сейчас у него появляются мысли о написании мемуаров. Всё-таки человек видел столько, что хватит не на одну жизнь. Но для этого Алееву, как и в море, нужен надежный напарник, который сможет литературно облагородить его текст.
Главный вывод, который мореплаватели вынесли из кругосветного путешествия, звучит так: наша Земля очень маленькая, поэтому надо приложить все силы, чтобы её сохранить!
Дмитрий СМИРНОВ

Фотографии Алмаза АЛИЕВА

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ