Логотип Магариф уку
Цитата:

Яков Туркенич: «Мы берем в коллектив тех, кто горит, а не тлеет…»

В красивом старинном здании, расположенном на улице Горького, 22/26 прямо напротив старинной усадьбы Баратынских, располагается Детская музыкальная школа №1 им. П.И. Чайковского города Казани. Два год...


В красивом старинном здании, расположенном на улице Горького, 22/26 прямо напротив старинной усадьбы Баратынских, располагается Детская музыкальная школа №1 им. П.И. Чайковского города Казани. Два года назад она стала победителем общероссийского конкурса «50 лучших детских школ искусств», который проводило Министерство культуры РФ.

Композитор и дирижер Алмаз Монасыпов, композитор Софья Губайдуллина и ее сестра Ида, композитор Рустем Яхин, музыканты Марат Ахметов и Рустем Утей и многие другие знаменитые личности были выпускниками этого учебного заведения.
Школа была открыта в 1932 году по инициативе известного педагога виолончелиста Рувима Полякова и в этом году будет отмечать свое 90-летие. Сегодня бразды правления школой находятся у заслуженного работника культуры Российской Федерации и Республики Татарстан Якова Ильича Туркенича. В последние месяцы школа, которая располагается в старинном здании с высокими потолками и огромными окнами, находится на реконструкции.

– Листая альбом, подготовленный несколько лет назад к 85-летнему юбилею, понимаешь, что преподаватели этой школы заложили основу детского музыкального образования и основу музыкальной педагогики в республике.
– Ещё до революции в городе работали Казанское музыкальное училище и частная музыкальная школа Р.Гуммерта. Здесь, в основном, трудились выпускники Московской и Петербургской консерваторий. Имея европейское профессиональное музыкальное образование, они закладывали лучшие музыкально-образовательные традиции в казанских музыкальных школах, позднее – в музыкальном училище им. И.В. Аухадеева и Казанской консерватории.
История музыкальной школы №1 неразрывно связана с именем выдающегося музыканта Рувима Львовича Полякова. Уроженец Казани, он окончил реальное, а затем музыкальное училище. Высшее музыкальное образование Рувим Львович получил в Петроградской консерватории, а затем вернулся в родной город, чтобы стать преподавателем класса виолончели в музыкальном училище. В 1919 году он вместе с известным музыкальным деятелем Николаем Дмитриевичем Кашкиным, воплощая в жизнь идею преемственности начального и среднего музыкального образования, проводит реформирование Казанского музыкального училища в двухступенчатую музыкальную школу. Первая ступень соответствовала детской музыкальной школе, а вторая – музыкальному училищу. Рувим Львович назначается руководителем этого нового учебного заведения.
Однако спустя всего несколько лет, в начале 20-х годов, выстроенная система была разрушена, поскольку развитие профессиональной музыки находилось под влиянием Российской ассоциации пролетарских музыкантов (РАПМ). Основной задачей в деятельности этой музыкально-общественной организации являлось создание массового революционного искусства. Так сложилось, что музыкальное училище потеряло свою самостоятельность и было объединено с театральным и художественным училищами, а в ее стенах стали готовить культработников или, иначе говоря, инструкторов-массовиков. Это привело к тому, что многие специальные классы закрылись, уменьшилось количество учеников с начальным музыкальным образованием.
– До Великой Отечественной войны в нашем городе было примерно 5-6 музыкальных школ, а сегодня их уже 18. Когда и как были открыты новые школы?
– Р.Л.Поляков не мог согласиться с разрушением системы профессионального музыкального образования. В то непростое время, не испугавшись взять на себя удар, он выступил с инициативой организации в городе нескольких музыкальных школ. Казгорсовет и Татнаркомпрос его поддержали. Так, в 1932 году была открыта первая детская музыкальная школа в Вахитовском (бывший Молотовский) районе. А спустя год были организованы два филиала в Кировском и Бауманском районах. До Великой Отечественной войны в Казани было открыто 6 музыкальных школ на правах филиалов Первой музыкальной школы, которая называлась Центральной. В те годы всеми школами руководил сам Рувим Львович. Потом, передав их в надежные руки, на протяжении сорока лет оставался директором ДМШ №1.
Его главная заслуга заключается в том, что ему удалось в условиях становления советской власти, в военный период продолжить внедрение принципов академического музыкального образования.
– С удовольствием я разглядывала архивные фотографии. Оказывается, до перехода в нынешнее здание эта музыкальная школа размещалась в главном доме усадьбы Баратынских, которая как до революции, так и после считалась культурным очагом Казани.
– Первые годы существования музыкальной школы были очень сложными, поскольку под школу были отведены всего два класса в помещении детского садика, расположенного на углу улиц Комлева и Большой Красной. Первые учителя-энтузиасты, люди чистой души и щедрого сердца, как о них впоследствии отзывались ученики, превратили свои квартиры в учебные классы для занятий с учениками.
Чтобы Вы поняли, на чем зиждется особая культура в этом учебном заведении, хочу остановиться на примере Веры Николаевны Фрейман, которая на протяжении шестнадцати лет была завучем школы и заведующим фортепианным отделением. Она была настоящим интеллигентом, обладала уникальными знаниями и отдала все свои силы школе, ученикам, их родителям и педагогам. Вера Николаевна родилась в городе Выборге в семье генерала фон Фреймана – выходца из прибалтийских немцев. После переезда семьи в 1898 году в Санкт-Петербург она, свободно владевшая немецким и французским языками, заканчивает Смольный институт благородных девиц, а в 1917 году Петроградскую консерваторию по классу фортепиано. В то время директором Консерватории был выдающийся русский композитор и дирижер Александр Константинович Глазунов, а преподавателями – известные музыканты. После консерватории Вера Николаевна успела поработать концертмейстером в Петроградской консерватории и Мариинском театре. Из-за непролетарского социального происхождения в 20-е годы семья Фрейман была выслана в Казань. За годы восьмидесятисемилетней истории школы преподавателей по своему интеллекту и уровню культуры, равных Вере Николаевне, было немало.
– Во время Великой Отечественной войны в Казань были эвакуированы преподаватели русского языка, математики, физики, музыки из Ленинграда, Киева и Москвы. Их приезд, по мнению ученых, повлиял на качество знаний и образования в целом…
– С 1936 года наша школа живет в главном здании усадьбы Баратынских и только в 1987 году переходит в построенное в 1905 году в стиле неоклассицизма по проекту архитектора И.Н. Колмакова здание бывшего училища глухонемых. В годы Великой Отечественной войны она приютила эвакуированных музыкантов из института им. Гнесиных, музыкального училища и консерваторские группы из Москвы. Это семьи Бренингов, Гнесиных, Юрьевых и других. Тогдашний директор Казанского музыкального училища Ильяс ВаккасовичАухадеев был направлен на работу в недавно организованный Оперный театр, а Рувиму Львовичу пришлось одновременно возглавить и музыкальную школу, и музыкальное училище. Тогда все: и педагоги, и ученики – жили в тяжелейших условиях, спали под роялем. Не работал транспорт, на уроки в филиалы в других районах города ходили пешком.
Даже в таких условиях музыкальное образование детей не прекращалось. В 1945 году было 14 выпускников, среди них – Софья Губайдуллина. Ее, в виде исключения, приняли в пятилетнем возрасте, и она обучалась у первоклассных педагогов. «Так сложилось, что в моем детстве самыми интересными и дорогими были впечатления, связанные с музыкальной школой. Вся остальная жизнь была на редкость серой. Музыкальная школа стала для меня храмом, куда я вступила с трепетом и восхищением», – вспоминала она впоследствии. Каждый раз, когда Софья Губайдуллина приезжает в Татарстан, обязательно находит время, чтобы приехать в свою родную музыкальную школу и встретиться с гордящимися ею учителями и учениками. В последний раз ее визит состоялся в 2016 году. Она родилась 24 октября 1931 года в Чистополе. Сейчас ей уже исполнилось 90 лет, и мы надеемся, что Всевышний даст ей долгих лет жизни и мы сможем еще увидеться в Казани.
За военный период школу окончили 102 выпускника. Благодаря талантливым и внимательным педагогам, половина из всех воспитанников стали известными профессиональными музыкантами. Среди наших выпускников композитор, народный артист СССР и РСФСР, заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии им. Г.Тукая Рустем Яхин, пианист, солист Московской филармонии, заслуженный артист РСФСР Игорь Гусельников, скрипачи, профессора, заслуженные деятели искусств РТ Рустем Сайфуллин и Марат Ахметов, известный композитор, заслуженный деятель искусств ТАССР Рафаэль Беляев, оперный певец, народный артист Татарстана Эдуард Трескин.
Эта традиция продолжается в наше время с корректировкой на приоритеты. Наш выпускник – востребованный виолончелист Василий Степанов – закончил Московскую консерваторию с отличием, сейчас обучается в аспирантуре в Москве и в Мадриде. Талантливая скрипачка, воспитанница лицея № 131 Мария Протас выбрала иной путь. Она учится в МФТИ. Мы гордимся тем, что наших выпускников после получения высшего музыкального образования приглашают на работу в консерватории Москвы и Казани.
– Ежегодно на сцене Татарского академического театра оперы и балета им. Мусы Джалиля с аншлагом проходит Международный оперный фестиваль имени Федора Шаляпина. На протяжении нескольких лет одной из замечательных постановок была признана «Пиковая дама» Петра Чайковского. А при входе в ваше здание можно увидеть табличку о том, что она носит имя П.И.Чайковского. Какое отношение имеет великий русский композитор к детской музыкальной школе?
– Имя Петра Ильича Чайковского музыкальной школе №1 города Казани было присвоено в 1957 году Постановлением Совета Министров РСФСР №1188 от 1 ноября за большой вклад в дело развития музыкального образования. Такие решения тогда принимались на самом высоком уровне. Памятную табличку об этом важном событии в жизни школы мы бережно храним в нашем музее.
– Рядом с музеем расположены стеллажи с фотографиями руководителей республики, города, известных политиков и музыкантов, которые были у вас в гостях или встречались с учениками во время концертов. Какой предстала музыкальная школа перед Вами к моменту назначения её директором?
– В 1980 году я с отличием закончил теоретико-композиторское отделение Казанской государственной консерватории им. Н. Г. Жиганова. Через семь лет, имея за плечами стаж работы инспектором в отделе культуры Казанского горисполкома, возглавил Детскую музыкальную школу №3 им. Рустема Яхина. Мы еще при его жизни были с ним хорошо знакомы. С моей первой женой, композитором Резедой Ахияровой, частенько навещали её наставника у него дома. Мало кто знает, что Рустем Мухаметхазеевич начал заниматься музыкой по современным меркам достаточно поздно, в тринадцать лет, но его талант и стремление позволили окончить учебу в сокращенный срок – в три с половиной года.
В школе №1 я заменил директора и педагога И.Н. Хайрутдинова, который возглавлял её девятнадцать лет. Сам преподаю зарубежную музыкальную литературу и основы обучения игре на синтезаторе. Главная задача, которая стоит передо мной сегодня, – это сохранение традиций, заложенных предыдущими руководителями, и проведение грамотной кадровой работы. Должность директора подразумевает и осуществление хозяйственной деятельности. В последние годы пришлось активно работать над решением проблем материально-технического состояния школы, заняться ремонтом здания и отдельных классов, поскольку эти вопросы требовали незамедлительного решения.
К счастью, внимание руководства республики и г. Казани к образовательным учреждениям, в том числе специализированным, увеличилось. Выигранный нами грант Правительства Республики Татарстан на один миллион рублей в номинации «Образцовая школа» позволил реализовать некоторые современные инновационные проекты, например, создание и техническое оснащение отделения свободного музицирования. Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов выделил школе ещё 3 млн рублей. Благодаря этому, до повышения цен смогли купить 4 рояля и 3 пианино известной марки  Hoffman (концерна Bechstein), которые считаются одними из лучших в мире.
В величии нации, в её успешности музыкальный компонент играет значительную роль. В связи с этой мыслью хочу вам напомнить, что во время второй мировой войны американские бомбардировщики целенаправленно вели бомбардировку завода Bechstein для того, чтобы уничтожить уникальное производство, заложенное еще основателем фортепианной фабрики Карлом Бехштейном в Берлине в 1853 году. В ходе авианалётов уничтожались исключительно предприятия группы Bechstein, которые являлись серьезным конкурентом американских Стейнвеев на мировом рынке фортепиано и, естественно, во всемирной музыкальной жизни. Уже один этот факт говорит о необходимости особого отношения к учреждениям искусства и культуры.
Финансы, выделенные мэром Казани Ильсуром Метшином к юбилею школы, позволили нам отремонтировать несколько классов. Я считаю, что будущие музыканты должны заниматься именно в таких комфортных условиях – в классах с обоями, люстрами, как в классических гостиных, где принимают гостей. Здесь есть возможность совмещать игру на пианино ученика с игрой на рояле педагога. Нам частенько звонят из других музыкальных учреждений с просьбой разрешить их ученикам проиграть сольную программу перед экзаменом. Это связано с тем, что не у многих есть такая инструментальная возможность, как у нас. Со своей стороны, наши педагоги и ученики очень бережно относятся к качественному и дорогому оборудованию. Имеющаяся у нас богатая библиотека нот и книг по музыкальной литературе тоже является нашей гордостью.
– В 2017 году музыкальная школа № 1 им. П.И.Чайковского стала победителем в общероссийском конкурсе «50 лучших детских школ искусств». Вашему коллективу совместно с учениками удалось обойти 102 школы из 65 регионов страны, которые прошли в финал. Поделитесь, пожалуйста, опытом со своими коллегами.
– Несколько лет назад я с коллегами был в США в музыкальной школе
им. Д.Д.Шостаковича. Там делается акцент на наиболее востребованные платные услуги. Это направления обучения в классах фортепиано, гитары и хореографии. Мы же делаем акцент на потребностях наших творческих коллективов в музыкантах различной специализации. У нас подготовка учащихся ведется на 5 отделениях по 12 специальностям: фортепиано, скрипка, виолончель, баян, аккордеон, домра, балалайка, гитара, флейта, кларнет, саксофон, хоровое пение. Наряду с традиционными предметами, в учебный процесс постоянно вводятся новые, основанные на современных методах и формах преподавания. У нас работают классы импровизации под руководством Лии Геннадьевны Маклыгиной, что дает большие возможности для раскрытия творческой личности учащихся и их исполнительского потенциала. Новый проект – музыкальная информатика – реализуется Виталием Николаевичем Матвеевым.
Музыканту нельзя быть ремесленником, в его работе должна быть творческая составляющая. Мы активно готовим документы для участия в грантах. Выигрываем их и воплощаем идеи в жизнь. Ежегодно у нас учатся свыше четырехсот учеников, из них 40 учатся в выпускных классах. Обычно доля продолжающих профессиональное обучение в специальных учебных заведениях культуры и искусства составляет от 10 до 20 процентов. Остальные выбирают иные направления, но причастность к музыке положительно отражается в их дальнейшей судьбе. Поскольку большинство из них являются участниками разных творческих групп, организованных в школе, они продолжают эту деятельность в своих коллективах.
Сегодня в школе работает 12 творческих коллективов. Это струнный оркестр, ансамбль скрипачей, оркестр народных инструментов, ансамбль баянистов и аккордеонистов «Сокол», ансамбль гитаристов, вокальный ансамбль «Кампанелла», четыре хоровых коллектива.
Скажу отдельно об очень востребованном вокальном ансамбле «Сююмбике». Инициатором его создания была профессор Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова Альфия Ибрагимовна, супруга моего коллеги Айрата АгзамовичаЗаппарова, директора Казанского музыкального колледжа им. И.В. Аухадеева. Она передала ансамбль в надежные руки своей ученице Гузель Мансуровне Ахуновой.
У нас есть еще один очень востребованный ансамбль: 4 ученика создали ансамбль слабовидящих музыкантов «НеЗаМи». Благодаря такой широкой творческой работе, учащиеся школы ежегодно становятся лауреатами и дипломантами многих престижных конкурсов. Для их выступлений открываются престижные площадки, такие как зал Казанской Ратуши.
Если говорить об особенностях современных учеников, то основная проблема сегодня в обществе – это то, что дети становятся очень занятыми. Родители водят их в огромное количество кружков. Раньше, если дети выбирали музыку, они, как правило, ходили только в музыкальную школу. Сейчас список кружков обширен. Это плавание, иностранный язык, художественная школа. Хотя в народе и говорят, что талантливый человек во всем талантлив, я к стремлению нынешних родителей отношусь скептически. Надо уметь выбрать такое занятие, которое раскрывает способности ребёнка полностью, а не расщепляет его возможности.
– В средних общеобразовательных школах директора жалуются на нехватку учителей по точным предметам: по физике, математике и информатике и учителей начальных классов. Есть ли такая проблема у вас или вы решаете проблему за счет приглашенных музыкальных работников?
– Сегодня школа укомплектована полностью. Треть педагогов имеют почетное звание. В составе педагогического коллектива заслуженные работники культуры РТ Н.М. Губина, Т.И.Копылова, Л. Г. Маклыгина, Л.А. Кулеева, Н.Г.Латыпова, профессор Л. Н Потапова. Из 60 преподавателей 38 человек в основном составе, а 22 работают по совместительству. У нас преподают профессора Казанской консерватории и ведущие педагоги Казанского музыкального колледжа. Нас огорчает только то, что в перспективе ожидается дефицит теоретиков.
По сравнению с другими школами, у нас очень хороший мужской костяк: преподают 13 мужчин. ЛенарНазимовичИсхаков обучает игре на саксофоне, Степан Сергеевич Пушин – на флейте, аккомпанирует детям Фарид Маратович Мирханов. К сожалению, тот факт, что профессия на протяжении долгого времени была малообеспеченной и не позволяла содержать семью, сыграл свою негативную роль. Преподавание музыки стало уделом женщин. Закон 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» повышает статус учителей, которые работают по предпрофессиональной подготовке. Со своей стороны, республиканское правительство увеличило зарплаты педагогам и количество учебных часов, которые отводятся на индивидуальную работу с ребёнком. В соответствии с федеральными государственными требованиями (ФГТ предъявляются ко всем уровням образования) для детских музыкальных школ предпрофессиональное обучение составляет 8 лет, а обучение на гитаре и аккордеоне – 6-8 лет.
Мы с коллективом активно участвуем в профессиональных конкурсах, организуемых федеральным, республиканским Министерствами культуры, Управлением культуры Исполнительного комитета г. Казани. Однако в этой деятельности появилась тенденция, которая огорчает профессиональных музыкантов. Некоторые конкурсы стали платными, зачастую организуются непрофильными организациями. Дети, чьи родители оплачивают участие, гарантированно побеждают. Такой подход уменьшает мотивацию участия в конкурсах настоящих талантов. Для наших учеников полезнее работать, общаться с настоящими профессионалами.
В стенах музыкальной школы и Консерватории проводятся различные мастер-классы. Очень интересные уроки мастерства дает художественный руководитель и главный дирижёр Казанского камерного оркестра LaPrimavera Рустем Абязов. Благодаря ему, в нашей музыкальной школе жизнь бьет ключом. Мы активно работаем с его оркестром. Для родителей имеется воскресный лекторий – лекции по музыке. Есть хор родителей: они приводят своих детей на занятие, а сами в это время поют в хоре. Нам интересно наблюдать, что родители в группе поют так же великолепно, как и те, которые выступают сольно. Я такой же позиции придерживаюсь и в отношении детей. Был бы результат! А для этого на работу нужно брать не тех, кто тлеет, а тех, кто горит. Мы всегда готовы принять в свой коллектив того, кто работает на конечный результат.

Материал Сюмбель ТАИШЕВА


Фотографии из личного архива  Детской музыкальной школы №1

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ