Экологический подход при изучении городского ландшафта
Как показывают беседы и наблюдения за учащимися, у них большой интерес к изучению городского ландшафта. Поэтому его изучение начинается с первого урока, с введения в начальный курс географии. Изучив н...
Как показывают беседы и наблюдения за учащимися, у них большой интерес к изучению городского ландшафта. Поэтому его изучение начинается с первого урока, с введения в начальный курс географии. Изучив начальный курс географии, учащиеся получают знания о природе своей местности, населении и хозяйственной деятельности. Поскольку мы живем в городе, то будем изучать природу города, человека в городе и результаты его деятельности. С давних времен понятие «ландшафт» означает «вид земли», «вид местности». Ландшафт – это немецкое слово, где «ланд» значит «земля», а суффикс «шафт» выражает взаимосвязь, взаимозависимость. Впервые этот термин ввел в оте-
чественную науку знаменитый ученый Александр Гумбольдт, который понимал под ландшафтом «большой обозримый простым глазом участок поверхности, отличительный от других характерными чертами».
Начальный курс географии является первым этапом физико-географического образования учащихся. По мнению ученых, курс физической гео-
графии влияет на становление личностных качеств учащихся, поскольку содержание курса раскрывает гуманистическую направленность географических знаний, их значение в решении проблем человека и взаимодействие человека с пиродой. А также рассматривается влияние природы на развитие материальной и духовной культуры человека, формирует жизненно важное для учащихся умение правильно ориентироваться в пространстве, развивает правильное отношение к окружающей среде – природной, городской и культурной. Изучение городского ландшафта предусматривает методические условия и имеет особенности.
Надо учитывать, что в начальном курсе физической географии форми-
рование представлений об особенностях и процессах в геосферах предполагает опору на городской ландшафт и осуществляется на основе:
– акцентирования внимания учащихся на различные аспекты в контексте изучаемого программного материала;
– использование плана (картосхемы) города, экскурсий для развития пространсвенных представлений о городском ландшафте.
В возрасте 10 – 12 лет учащиеся вполне свободно работают с картами, им знакомы понятия «масштаб», «направление». Важно соединить навыки чтения карты с умением ориентироваться в городском пространстве. Приобретенные навыки ориентирования в пространстве и умения абстрактно изображать городской ландшафт служат базой для развертывания всех остальных.
Представления о городском ландшафте обогащаются за счет раскрытия этических норм и правил поведения в городском ландшафте, а также конкретизации идей гармонизации взаимоотношений человека и городского ландшафта на примере культурного городского ландшафта. При изучении темы «Земная кора» учитель рассказывает о слагающих территорию городского ландшафта породах, которые определяют инженерно-геологические условия его развития, акцентируя внимание на возвышенной части города, которая характеризуется чередованием водоносных и водоупорных горизонтов, особенности выхода подземных вод на поверхность, которые способствуют возникновению оползней. Далее рассказывает о современных оползневых явлениях на склонах коренных берегов Волги и Казанки. Учитель раскрывает причины возникновения оползней, в частности таких, как интенсивная застройка набережных, засыпка оврагов, замуровывания родников, и рассматривает средства борьбы сними. А также при изучении темы «Земная кора», рассматривая рельеф в городском ландшафте, следует обратить внимание на причины возникновения и развития антропогенного микрорельефа – промоин и оврагов. При этом акцентируется внимание на причинах их возникновения, негативных последствиях развития и способах борьбы с ними.
При изучении темы «Основные формы рельефа Земли» учитель совместно с учащимися рассматривает вопросы: «Какие овраги вы знаете? Как рельеф влияет на жизнь и деятельность человека в городском ландшафте г. Казани?» На картосхеме г. Казани учащиеся показывают и отмечают овраги. Учитель, используя фотографии, рассказывает об изменениях оврагов Казани при устройстве дорог (улицы Пушкина, Щапова, Некрасова, Бутлерова, Танковая, Аметьевская магистраль и др.). С севера от правых берегов реки Казанки в черте города простираются низменные равнины. Благодаря рельефу, Казань делится на две части:
– возвышенная (104 м) – это вознесенная над Казанкой и Волгой историческая часть города;
– заречная низменная, плоская, переувлажненная часть города.
Учащимся предлагается вопрос: «Какое влияние оказывает перепад высот на другие компоненты городского ландшафта г. Казани?» Обобщая ответы учащихся, учитель акцентирует внимание на влиянии вентиляции равнинной части города, разнице температур, застаивании в зимнее время загрязнителей над нижней частью города.
При изучении темы «Реки» учитель рассказывает, что среди природных компонентов, выступающих в качестве ведущих факторов формирования городского ландшафта, значительная роль принадлежит реке. Учащимся предлагаются вопросы: «Почему города строились вдоль реки? Какова роль рек в жизни городского ландшафта? Как реки менялись со временем?» В этой теме акцентируем внимание на двух реках – Волге и Казанке, на их универсальном значении для г. Казани, а также отмечаем значение рек в формировании и функционировании городского ландшафта. Далее рассказываем о малых реках в пределах города (протока Булак, Сухая, Солонка, Нокса и др.) и отвечаем на вопросы: «В каком состоянии находятся малые реки в пределах Казани? Какие экологические проблемы в Казани вам известны и какие пункты решения вы можете предложить?»
Далее в теме «Озера» при изучении причин образования озерных котловин выясняем у учащихся знания о происхождении озерных котловин в городе (на территории Казани и пригородах более 30 озер, таких как система озер Кабан, Голубое, Глубокое, Лебяжье, Юдинское, Комсомольское (пос. Дербышки) и пойменного, карстового, суффозионного, искусственного происхождения). В теме «Подземные воды» учитель рассказывает школьникам о многочисленных родниках Казани, в каком состоянии они находятся: многие заброшены, другие загрязнены и опасны для здоровья населения.
Изучая тему «Температура воздуха», необходимо обратить внимание на тепловой режим городского ландшафта Казани. Учитель рассказывает, что в безветренную погоду над городом формируется «тепловой купол – смог», и отсюда следует вопрос учащимся: «Почему температура воздуха в городе выше на 3 – 5 градусов, чем в пригородах, а в сильные морозы в центре города на 5 –
6 градусов теплее, чем на окраинах?» Обобщая вопрос, учитель объясняет, что это происходит за счет техногенной дея-
тельности, плотной застройки домов с центральным отоплением, выбросов теплого воздуха предприятиями.
При изучении темы «Ветер» учитель обращает внимание на городской смог: его причины, последствия, а также «городской бриз». Объясняет учащимся, что разница температур вызывает особую циркуляцию воздуха, называемую «городским бризом». В центре города днем воздух нагревается быстрее. Формируются его восходящие токи, давление падает. Если там имеются зеленые растения, то в центр приходит освежающий воздух, если промышленные предприятия, к примеру ПАО «Казаньоргсинтез», то воздух насыщен вредными веществами.
При изучении темы «Распространение организмов» в ходе беседы с учащимися о значении организмов для жизни людей и деятельности человека в городском ландшафте учитель рассказывает об уязвимости экосистемы, уменьшении биологического разнообразия, преобладании в городе интродуцированных видов. В ходе уроков учитель называет, сколько на территории Казани памятников природы (8 – «Река Казанка», «Карьерный овраг», «Русско-немецкая Швейцария», «Массив «Дубки», «Кедровый парк», «Казанский дендрарий», лесопарк «Лебяжье», парки ЦПКиО, Горкинско-Ометьевский, сады «Черное озеро», сад «Эрмитаж». Лядской сад, Фуксовский сад и др.). Значительный интерес вызывают экскурсии, на которых сравниваются экологически неблагополучные районы с благополучными, где состояние городской среды благоприятно для жизни населения. В ходе экскурсии рассматриваются вопросы: «Какие виды растений в Казани вам известны (деревья, кустарники. цветы)? Какую рорль они играют в городском ландшафте?» Завершая экскурсию, учитель сообщает, что растения города выполняют такие функции, как снабжение воздуха кислородом, создают микроклимат, способствуют повышению уровня ионизации воздуха, благоприятно воздействуют на психологическую и эмоциональную сферу человека.
Предложенная форма экологизации начального курса физической географии в контексте культуры далеко не исчерпывает все существующие возможности. Они могут быть самыми разнообразными и определяются особенностями школьников, класса и географическими особенностями положения школы.
чественную науку знаменитый ученый Александр Гумбольдт, который понимал под ландшафтом «большой обозримый простым глазом участок поверхности, отличительный от других характерными чертами».
Начальный курс географии является первым этапом физико-географического образования учащихся. По мнению ученых, курс физической гео-
графии влияет на становление личностных качеств учащихся, поскольку содержание курса раскрывает гуманистическую направленность географических знаний, их значение в решении проблем человека и взаимодействие человека с пиродой. А также рассматривается влияние природы на развитие материальной и духовной культуры человека, формирует жизненно важное для учащихся умение правильно ориентироваться в пространстве, развивает правильное отношение к окружающей среде – природной, городской и культурной. Изучение городского ландшафта предусматривает методические условия и имеет особенности.
Надо учитывать, что в начальном курсе физической географии форми-
рование представлений об особенностях и процессах в геосферах предполагает опору на городской ландшафт и осуществляется на основе:
– акцентирования внимания учащихся на различные аспекты в контексте изучаемого программного материала;
– использование плана (картосхемы) города, экскурсий для развития пространсвенных представлений о городском ландшафте.
В возрасте 10 – 12 лет учащиеся вполне свободно работают с картами, им знакомы понятия «масштаб», «направление». Важно соединить навыки чтения карты с умением ориентироваться в городском пространстве. Приобретенные навыки ориентирования в пространстве и умения абстрактно изображать городской ландшафт служат базой для развертывания всех остальных.
Представления о городском ландшафте обогащаются за счет раскрытия этических норм и правил поведения в городском ландшафте, а также конкретизации идей гармонизации взаимоотношений человека и городского ландшафта на примере культурного городского ландшафта. При изучении темы «Земная кора» учитель рассказывает о слагающих территорию городского ландшафта породах, которые определяют инженерно-геологические условия его развития, акцентируя внимание на возвышенной части города, которая характеризуется чередованием водоносных и водоупорных горизонтов, особенности выхода подземных вод на поверхность, которые способствуют возникновению оползней. Далее рассказывает о современных оползневых явлениях на склонах коренных берегов Волги и Казанки. Учитель раскрывает причины возникновения оползней, в частности таких, как интенсивная застройка набережных, засыпка оврагов, замуровывания родников, и рассматривает средства борьбы сними. А также при изучении темы «Земная кора», рассматривая рельеф в городском ландшафте, следует обратить внимание на причины возникновения и развития антропогенного микрорельефа – промоин и оврагов. При этом акцентируется внимание на причинах их возникновения, негативных последствиях развития и способах борьбы с ними.
При изучении темы «Основные формы рельефа Земли» учитель совместно с учащимися рассматривает вопросы: «Какие овраги вы знаете? Как рельеф влияет на жизнь и деятельность человека в городском ландшафте г. Казани?» На картосхеме г. Казани учащиеся показывают и отмечают овраги. Учитель, используя фотографии, рассказывает об изменениях оврагов Казани при устройстве дорог (улицы Пушкина, Щапова, Некрасова, Бутлерова, Танковая, Аметьевская магистраль и др.). С севера от правых берегов реки Казанки в черте города простираются низменные равнины. Благодаря рельефу, Казань делится на две части:
– возвышенная (104 м) – это вознесенная над Казанкой и Волгой историческая часть города;
– заречная низменная, плоская, переувлажненная часть города.
Учащимся предлагается вопрос: «Какое влияние оказывает перепад высот на другие компоненты городского ландшафта г. Казани?» Обобщая ответы учащихся, учитель акцентирует внимание на влиянии вентиляции равнинной части города, разнице температур, застаивании в зимнее время загрязнителей над нижней частью города.
При изучении темы «Реки» учитель рассказывает, что среди природных компонентов, выступающих в качестве ведущих факторов формирования городского ландшафта, значительная роль принадлежит реке. Учащимся предлагаются вопросы: «Почему города строились вдоль реки? Какова роль рек в жизни городского ландшафта? Как реки менялись со временем?» В этой теме акцентируем внимание на двух реках – Волге и Казанке, на их универсальном значении для г. Казани, а также отмечаем значение рек в формировании и функционировании городского ландшафта. Далее рассказываем о малых реках в пределах города (протока Булак, Сухая, Солонка, Нокса и др.) и отвечаем на вопросы: «В каком состоянии находятся малые реки в пределах Казани? Какие экологические проблемы в Казани вам известны и какие пункты решения вы можете предложить?»
Далее в теме «Озера» при изучении причин образования озерных котловин выясняем у учащихся знания о происхождении озерных котловин в городе (на территории Казани и пригородах более 30 озер, таких как система озер Кабан, Голубое, Глубокое, Лебяжье, Юдинское, Комсомольское (пос. Дербышки) и пойменного, карстового, суффозионного, искусственного происхождения). В теме «Подземные воды» учитель рассказывает школьникам о многочисленных родниках Казани, в каком состоянии они находятся: многие заброшены, другие загрязнены и опасны для здоровья населения.
Изучая тему «Температура воздуха», необходимо обратить внимание на тепловой режим городского ландшафта Казани. Учитель рассказывает, что в безветренную погоду над городом формируется «тепловой купол – смог», и отсюда следует вопрос учащимся: «Почему температура воздуха в городе выше на 3 – 5 градусов, чем в пригородах, а в сильные морозы в центре города на 5 –
6 градусов теплее, чем на окраинах?» Обобщая вопрос, учитель объясняет, что это происходит за счет техногенной дея-
тельности, плотной застройки домов с центральным отоплением, выбросов теплого воздуха предприятиями.
При изучении темы «Ветер» учитель обращает внимание на городской смог: его причины, последствия, а также «городской бриз». Объясняет учащимся, что разница температур вызывает особую циркуляцию воздуха, называемую «городским бризом». В центре города днем воздух нагревается быстрее. Формируются его восходящие токи, давление падает. Если там имеются зеленые растения, то в центр приходит освежающий воздух, если промышленные предприятия, к примеру ПАО «Казаньоргсинтез», то воздух насыщен вредными веществами.
При изучении темы «Распространение организмов» в ходе беседы с учащимися о значении организмов для жизни людей и деятельности человека в городском ландшафте учитель рассказывает об уязвимости экосистемы, уменьшении биологического разнообразия, преобладании в городе интродуцированных видов. В ходе уроков учитель называет, сколько на территории Казани памятников природы (8 – «Река Казанка», «Карьерный овраг», «Русско-немецкая Швейцария», «Массив «Дубки», «Кедровый парк», «Казанский дендрарий», лесопарк «Лебяжье», парки ЦПКиО, Горкинско-Ометьевский, сады «Черное озеро», сад «Эрмитаж». Лядской сад, Фуксовский сад и др.). Значительный интерес вызывают экскурсии, на которых сравниваются экологически неблагополучные районы с благополучными, где состояние городской среды благоприятно для жизни населения. В ходе экскурсии рассматриваются вопросы: «Какие виды растений в Казани вам известны (деревья, кустарники. цветы)? Какую рорль они играют в городском ландшафте?» Завершая экскурсию, учитель сообщает, что растения города выполняют такие функции, как снабжение воздуха кислородом, создают микроклимат, способствуют повышению уровня ионизации воздуха, благоприятно воздействуют на психологическую и эмоциональную сферу человека.
Предложенная форма экологизации начального курса физической географии в контексте культуры далеко не исчерпывает все существующие возможности. Они могут быть самыми разнообразными и определяются особенностями школьников, класса и географическими особенностями положения школы.
Комментарийлар