Экологический подход при изучении городского ландшафта

Как показывают беседы и наблюдения за учащимися, у них большой интерес к изучению городского ландшафта. Поэтому его изучение начинается с первого урока, с введения в начальный курс географии. Изучив начальный курс географии, учащиеся получают знания о природе своей местности, населении и хозяйственной деятельности. Поскольку мы живем в городе, то будем изучать природу города, человека в городе и результаты его деятельности. С давних времен понятие «ландшафт» означает «вид земли», «вид местности». Ландшафт – это немецкое слово, где «ланд» значит «земля», а суффикс «шафт» выражает взаимосвязь, взаимозависимость. Впервые этот термин ввел в оте-
чественную науку знаменитый ученый Александр Гумбольдт, который понимал под ландшафтом «большой обозримый простым глазом участок поверхности, отличительный от других характерными чертами».

Начальный курс географии является первым этапом физико-географического образования учащихся. По мнению ученых, курс физической гео-
графии влияет на становление личностных качеств учащихся, поскольку содержание курса раскрывает гуманистическую направленность географических знаний, их значение в решении проблем человека и взаимодействие человека с пиродой. А также рассматривается влияние природы на развитие материальной и духовной культуры человека, формирует жизненно важное для учащихся умение правильно ориентироваться в пространстве, развивает правильное отношение к окружающей среде – природной, городской и культурной. Изучение городского ландшафта предусматривает методические условия и имеет особенности.

Надо учитывать, что в начальном курсе физической географии форми-
рование представлений об особенностях и процессах в геосферах предполагает опору на городской ландшафт и осуществляется на основе:

– акцентирования внимания учащихся на различные аспекты в контексте изучаемого программного материала;

– использование плана (картосхемы) города, экскурсий для развития пространсвенных представлений о городском ландшафте.

В возрасте 10 – 12 лет учащиеся вполне свободно работают с картами, им знакомы понятия «масштаб», «направление». Важно соединить навыки чтения карты с умением ориентироваться в городском пространстве. Приобретенные навыки ориентирования в пространстве и умения абстрактно изображать городской ландшафт служат базой для развертывания всех остальных.

Представления о городском ландшафте обогащаются за счет раскрытия этических норм и правил поведения в городском ландшафте, а также конкретизации идей гармонизации взаимоотношений человека и городского ландшафта на примере культурного городского ландшафта. При изучении темы «Земная кора» учитель рассказывает о слагающих территорию городского ландшафта породах, которые определяют инженерно-геологические условия его развития, акцентируя внимание на возвышенной части города, которая характеризуется чередованием водоносных и водоупорных горизонтов, особенности выхода подземных вод на поверхность, которые способствуют возникновению оползней. Далее рассказывает о современных оползневых явлениях на склонах коренных берегов Волги и Казанки. Учитель раскрывает причины возникновения оползней, в частности таких, как интенсивная застройка набережных, засыпка оврагов, замуровывания родников, и рассматривает средства борьбы сними. А также при изучении темы «Земная кора», рассматривая рельеф в городском ландшафте, следует обратить внимание на причины возникновения и развития антропогенного микрорельефа – промоин и оврагов. При этом акцентируется внимание на причинах их возникновения, негативных последствиях развития и способах борьбы с ними.

При изучении темы «Основные формы рельефа Земли» учитель совместно с учащимися рассматривает вопросы: «Какие овраги вы знаете? Как рельеф влияет на жизнь и деятельность человека в городском ландшафте г. Казани?» На картосхеме г. Казани учащиеся показывают и отмечают овраги. Учитель, используя фотографии, рассказывает об изменениях оврагов Казани при устройстве дорог (улицы Пушкина, Щапова, Некрасова, Бутлерова, Танковая, Аметьевская магистраль и др.). С севера от правых берегов реки Казанки в черте города простираются низменные равнины. Благодаря рельефу, Казань делится на две части:

– возвышенная (104 м) – это вознесенная над Казанкой и Волгой историческая часть города;

– заречная низменная, плоская, переувлажненная часть города.

Учащимся предлагается вопрос: «Какое влияние оказывает перепад высот на другие компоненты городского ландшафта г. Казани?» Обобщая ответы учащихся, учитель акцентирует внимание на влиянии вентиляции равнинной части города, разнице температур, застаивании в зимнее время загрязнителей над нижней частью города.

При изучении темы «Реки» учитель рассказывает, что среди природных компонентов, выступающих в качестве ведущих факторов формирования городского ландшафта, значительная роль принадлежит реке. Учащимся предлагаются вопросы: «Почему города строились вдоль реки? Какова роль рек в жизни городского ландшафта? Как реки менялись со временем?» В этой теме акцентируем внимание на двух реках – Волге и Казанке, на их универсальном значении для г. Казани, а также отмечаем значение рек в формировании и функционировании городского ландшафта. Далее рассказываем о малых реках в пределах города (протока Булак, Сухая, Солонка, Нокса и др.) и отвечаем на вопросы: «В каком состоянии находятся малые реки в пределах Казани? Какие экологические проблемы в Казани вам известны и какие пункты решения вы можете предложить?»

Далее в теме «Озера» при изучении причин образования озерных котловин выясняем у учащихся знания о происхождении озерных котловин в городе (на территории Казани и пригородах более 30 озер, таких как система озер Кабан, Голубое, Глубокое, Лебяжье, Юдинское, Комсомольское (пос. Дербышки) и пойменного, карстового, суффозионного, искусственного происхождения). В теме «Подземные воды» учитель рассказывает школьникам о многочисленных родниках Казани, в каком состоянии они находятся: многие заброшены, другие загрязнены и опасны для здоровья населения.

Изучая тему «Температура воздуха», необходимо обратить внимание на тепловой режим городского ландшафта Казани. Учитель рассказывает, что в безветренную погоду над городом формируется «тепловой купол – смог», и отсюда следует вопрос учащимся: «Почему температура воздуха в городе выше на 3 – 5 градусов, чем в пригородах, а в сильные морозы в центре города на 5 –
6 градусов теплее, чем на окраинах?» Обобщая вопрос, учитель объясняет, что это происходит за счет техногенной дея-
тельности, плотной застройки домов с центральным отоплением, выбросов теплого воздуха предприятиями.

При изучении темы «Ветер» учитель обращает внимание на городской смог: его причины, последствия, а также «городской бриз». Объясняет учащимся, что разница температур вызывает особую циркуляцию воздуха, называемую «городским бризом». В центре города днем воздух нагревается быстрее. Формируются его восходящие токи, давление падает. Если там имеются зеленые растения, то в центр приходит освежающий воздух, если промышленные предприятия, к примеру ПАО «Казаньоргсинтез», то воздух насыщен вредными веществами.

При изучении темы «Распространение организмов» в ходе беседы с учащимися о значении организмов для жизни людей и деятельности человека в городском ландшафте учитель рассказывает об уязвимости экосистемы, уменьшении биологического разнообразия, преобладании в городе интродуцированных видов. В ходе уроков учитель называет, сколько на территории Казани памятников природы (8 – «Река Казанка», «Карьерный овраг», «Русско-немецкая Швейцария», «Массив «Дубки», «Кедровый парк», «Казанский дендрарий», лесопарк «Лебяжье», парки ЦПКиО, Горкинско-Ометьевский, сады «Черное озеро», сад «Эрмитаж». Лядской сад, Фуксовский сад и др.). Значительный интерес вызывают экскурсии, на которых сравниваются экологически неблагополучные районы с благополучными, где состояние городской среды благоприятно для жизни населения. В ходе экскурсии рассматриваются вопросы: «Какие виды растений в Казани вам известны (деревья, кустарники. цветы)? Какую рорль они играют в городском ландшафте?» Завершая экскурсию, учитель сообщает, что растения города выполняют такие функции, как снабжение воздуха кислородом, создают микроклимат, способствуют повышению уровня ионизации воздуха, благоприятно воздействуют на психологическую и эмоциональную сферу человека.

Предложенная форма экологизации начального курса физической географии в контексте культуры далеко не исчерпывает все существующие возможности. Они могут быть самыми разнообразными и определяются особенностями школьников, класса и географическими особенностями положения школы.

Габдельбар ХАЗЕЕВ,
кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель РТ

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.