Станет ли Татарстан площадкой для профстандартов педагогов?
Ожидается, что 2017 год – Год огненно-красного петуха по восточному календарю российские воспитатели и педагоги встретят с новым профстандартом. В соответствии с документом, от которого непосредстве...
Ожидается, что 2017 год – Год огненно-красного петуха по восточному календарю российские воспитатели и педагоги встретят с новым профстандартом. В соответствии с документом, от которого непосредственно будет зависеть их зарплата, требуется наличие высшего образования, профессиональный рост и предписывается работа с особенными детьми.
О возможности внедрения профстандарта в Татарстане наше интервью с заместителем министра и науки образования РТ – руководителем департамента надзора и контроля в сфере образования Гульнарой Габдрахмановой.
– В начале следующего года планируется введение профстандартов для педагогов и воспитателей. Однако есть опасение, что не все смогут им соответствовать. Обсуждался ли этот вопрос на совещании в Москве, в котором Вы принимали участие?
– Действительно, на педагогической августовской конференции, которая проходила перед началом нового учебного года с участием Премьер-министра России Дмитрия Медведева, был озвучен вопрос о внедрении профессиональных стандартов с 1 января 2017 года. До этой встречи мы с коллегами работали по секциям, и на одной из них обсуждался вопрос аттестации педагогических работников, введения новой системы оплаты труда.
И когда со стороны Министерства образования и науки РФ прозвучали определенные требования к образовательной системе, я ознакомила присутствующих с тем, какая сегодня ведется активная работа по развитию кадрового потенциала в Татарстане. Действительно, в ряде российских регионов есть опасение, что не все образовательные учреждения готовы к внедрению новых профстандартов – дошкольных и школьных, не все существующие условия соответствуют требованиям законодательства. Со своей стороны, мы предложили, чтобы Татарстан выступил в качестве экспериментальной образовательной площадки для внедрения профстандартов.
– Насколько Республика Татарстан готова к реализации профессионального стандарта?
– В Республике Татарстан еще в рамках реализации «Стратегии развития образования» были определены приоритетные направления развития образования, в том числе повышение кадрового потенциала системы образования и престижа профессии учителя. Среди реализованных проектов могу перечислить систему грантовой поддержки учителей, программу «Алгарыш», новую систему повышения квалификации педагогов. Таким образом, еще задолго до утверждения профессионального стандарта, в нашей республике значительно была поднята планка требований к педагогам. Состоялось тестирование педагогов в формате ЕГЭ, на высоком уровне с тестированием и собеседованием проводится аттестация педагогов. Проведен ассесмент руководителей образовательных учреждений, и организовано разноуровневое повышение квалификации. У нас определено несколько площадок, среди которых Набережночелнинский государственный педагогический университет, Институт развития образования, Приволжский центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования и другие высшие учебные заведения. Каждый институт разрабатывает свою программу и пропускает через экспертный совет.
Каждые три года учитель повышает уровень своего профессионального мастерства. Мы замечаем, что больше всего учителям нравится стажироваться у учителей, чьи школы находятся в зеленой зоне, и перенимать их опыт.
– С какой целью вводится профстандарт, и имеется ли подобный опыт за рубежом?
– С внедрением инновационных технологий, глобализацией, появлением социальных сетей, новых гаджетов педагогическая реальность изменилась. Сегодня перед педагогом встают задачи, которых не было буквально 15–20 лет назад: научить своего ученика жить в современной высокотехнологичной среде.
Существующие должностные инструкции и требования, принятые несколько лет назад, перестали соответствовать реальности. Профстандарт предъявляет гораздо больше требований к учителям. Люди должны быть готовы не только морально. Нужно учитывать, что в российских городах более 93 процентов учителей составляют женщины. Если сравнить две страны, то по доле учителей со стажем более 20 лет Россия превышает Германию в два раза. Большинство из наших педагогов работают по устоявшейся методике преподавания с использованием проверенных технологий работы. Это не может не отложить отпечаток. Для того чтобы перестроиться и начать работу заново, просто необходимо время.
В Республике Татарстан состав педагогического корпуса постоянно обновляется, и наблюдается приток свежих сил. Учительская профессия стала востребована. И в этом заинтересовано руководство страны и нашей республики. В повышении престижа профессии учителя заслуга нашего Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова, который дал карт-бланш на самые современные проекты и гранты и ежегодно выделяет значительное финансирование. Впервые в 2016 году проведена сертификация выпускников педагогических вузов. Через грантовую поддержку молодых педагогов также устанавливается определенный уровень требований к педагогам: финансовую «премию» получают именно те, кто соответствует уровню, а это нужно доказать своей работой.
– Неужели нет никаких проблем в современной педагогике?
– Есть один важный аспект, на котором я бы хотела остановиться. Сегодня многие педвузы интегрированы в крупные университеты и академии, которые традиционно нацелены на фундаментальную подготовку специалистов и на организацию научных исследований. В программах университетов практико-ориентированная часть оказалась сведена к минимуму. Психолого-педагогический, методический компоненты в содержании обучения будущих учителей стали повсеместно сокращаться: методика преподавания как предмет отсутствует, психология преподаётся в очень небольшом объеме. А учитель – профессия прикладная, предполагающая в первую очередь практическую направленность деятельности. В результате нововведений российская школа стала получать молодых специалистов, которые не знают и не понимают особенностей современных детей.
– Наши дети более продвинутые, чем мы, особенно в части работы с гаджетами и применения информационных технологий. А какие запросы предъявляют современные родители к учителям?
– Стандарт зафиксировал в документе те требования, которые фактически уже предъявлены к педагогу и государством, и обществом. Государство ожидает реализации требований новых стандартов, качественно нового уровня образовательных результатов. Родительские требования сформулированы также достаточно однозначно: начиная с того, что учитель должен быть добропорядочным гражданином, человеком с высокими моральными качествами, профессионалом, он обязан владеть современными информационными технологиями. Каждый родитель хочет индивидуального подхода к своему ребенку, чтобы учитывались его особые потребности. Мы знаем, что в Российской Федерации уже шестой год массово, т.е. во всех школах, реализуются новые образовательные стандарты. Профессиональный стандарт описывает педагога, способного работать в соответствии с требованиями ФГОС.
– Какова область применения профстандарта?
– Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации. Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями. Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения в соответствии его спецификой.
От педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации. Для учреждений повышения квалификации и методических служб школ и районов стандарт выделяет стратегические направления профессионального роста уже работающих педагогов.
Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.
Появилось дополнительное преимущество для работодателя, который может применять профессиональный стандарт педагога при приеме на работу, заключении трудового договора или проведении аттестации.
– Какие основные нововведения в работе учителя отражены в профстандарте педагога?
– У меня на столе лежит книга Евгения Ямбурга «Что принесёт учителю новый профессиональный стандарт педагога?». Могу порекомендовать ее прочесть всем учителям и соотнести с педагогической деятельностью.
Педагог должен уметь работать с любыми учениками: одаренными и имеющими проблемы в развитии, законопослушными учащимися и с проблемами в поведении, учитывать ограниченные возможности здоровья. С этого года образовательный процесс будет развиваться в направлении инклюзивности. Надо уметь работать с учениками, для которых русский язык не является родным. Педагог не только имеет право, но и обязан владеть современными информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ), знать и использовать социальные сети. Ключевое значение приобретает готовность педагога к постоянному профессиональному росту.
– Моя родственница живет в Америке и воспитывает ребенка-аутиста. Он ходит в обычный класс, в котором учатся еще два ребенка с данным диагнозом. Кроме учителя с ними работает специальный ассистент, а государство оплачивает его работу. А когда у нас появится такая возможность?
– Вопрос о создании специальных школ для детей с проблемами в здоровье поставил перед нами Президент Рустам Минниханов, и сегодня готовятся специалисты, которые будут работать с такими детьми. В Казани уже функционирует частный детский сад для детей-аутистов. За рубежом дети с таким диагнозом учатся вместе с обычными детьми. И знаете, многие из них талантливы. Вспомним Альберта Энштейна или Исаака Ньютона, которые страдали аутизмом.
– С этого учебного года дети с ограниченными возможностями обучаются в обычных классах. В тоже время их болезнь зашифрована обычным кодом. Многие родителя переживают по этому поводу…
– В нашем Департаменте готовятся критерии к тем школам, где нет медицинских кабинетов. Мы разрабатываем вопрос оказания скорой медицинской помощи. Учителям и родителям не стоит волноваться, каждый год во всех школах дети ежегодно проходят медосмотр, и учителя знакомы с диагнозами детей. С кодами учителей будут знакомить педиатры.
– Какие методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога будут применяться?
– Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать особенности развития детей и реальные учебные возможности. Так, в оценке работы педагога со способными учащимися в качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и победы в олимпиадах разного уровня. По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные возможности, в качестве критериев могут рассматриваться показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка. Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается только комплексно. Оценивается динамика развития, отношение ребенка к детскому саду, вовлеченность родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада. Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с учащимися и их родителями. Результаты внутренних аудитов должны учитываться при проведении государственной аттестации учителя и присвоении ему соответствующей категории.
Хочу предостеречь от опасности использования административного ресурса через прямое давление на педагогов для обеспечения продвижения профессионального стандарта. Главная задача, на мой взгляд, сейчас на всех уровнях – постепенно создавать необходимые материальные, технические и кадровые условия для освоения профессионального стандарта педагога.
Особое внимание я бы обратила на создание условий, необходимых для качественного освоения педагогами новых профессиональных компетенций. Это обновление системы подготовки будущих педагогов и переподготовки ныне действующих, выход на новый уровень работы методических служб районов и каждой школы. Очень важна разработка критериев оценки квалификации педагогов. Объективная оценка степени овладения ими требуемыми педагогическими компетенциями дает возможность выделить направления развития каждого педагога.
– В каком плане могут возникнуть сложности в татарских и малокомплектных школах?
– Это очень актуальный вопрос. Профстандарты разработаны для каждого предмета, и они проще выполняются в обычных школах. В татарских и малокомплектных школах учителя могут столкнуться с тем, что они преподают несколько предметов. При определении профессиональной компетенции возможно для малокомплектных школ дополнительно будут разработаны новые компетенции. С 2017 года эти критерии не сразу будут предъявлять, процесс вхождения будет постепенным. Наши выезды и проверки в татарских школах показывают, что здесь работают высокопрофессиональные педагоги, которые преподают в соответствии со ФГОС. Когда я была директором Карадуванской средней общеобразовательной школы Балтасинского района, под моим руководством работал сильный коллектив. Учителя стремились и стремятся профессионально развиваться.
На мой взгляд, в настоящее время возможно соответствие стандарту не отдельного педагога, а педагогического коллектива. Ребенок в школе взаимодействует не с одним педагогом, а с целым педагогическим сообществом. Создание профессиональной команды, включающей специалистов: психологов, дефектологов и медиков, поможет педагогам организовать работу с усложняющимся контингентом учащихся. Необходимо объединить усилия всех специалистов школы, дополняя сильные стороны друг друга. Предлагаю педагогам и руководителям занять конструктивную и профессиональную позицию.
– В какой степени, на Ваш взгляд, педагоги республики соответствуют требованиям стандарта?
– В стандарте определен новый образ педагога. Это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов, чуткий, внимательный и восприимчивый к интересам школьников, открытый ко всему новому. Само по себе появление нового, пусть даже самого прогрессивного документа, утверждённого на высшем уровне, не переломит ситуацию в образовании. Успеха следует ожидать только там, где будет осознано, что утверждение стандарта профессиональной деятельности педагога – лишь начало масштабного образовательного проекта. Для его реализации потребуются слаженные усилия администраторов всех уровней, руководителей институтов, обеспечивающих подготовку и переподготовку кадров, а также добрая воля самих педагогов, осознавших необходимость менять себя. В конце концов, главное качество педагога – это умение учиться самому. Поэтому одним из ключевых вопросов, связанных с внедрением профессионального стандарта, неизбежно становится проблема повышения мотивации педагогов к его освоению.
Беседовала Сюмбель Таишева.
Комментарийлар