Благие дела начинаются с Муслюмово
Кунак булып кына киткәннәрнең сагындырып керсен төшенә,Үзәкләрен өзеп искә төшсен, кабат килсен безнең Мөслимгә.Такими поэтическими строками, написанными белой краской на синем, украшенном татарским о...
Кунак булып кына киткәннәрнең сагындырып керсен төшенә,
Үзәкләрен өзеп искә төшсен, кабат килсен безнең Мөслимгә.
Такими поэтическими строками, написанными белой краской на синем, украшенном татарским орнаментом заборе, встретило нас Муслюмово. Несмотря на штормовое предупреждение Министерства по чрезвычайным ситуациям, мы прибыли в самый дальний район республики, чтобы своими глазами увидеть готовность муслюмовцев к августовскому совещанию учителей, и потеряли дар речи, увидев красивые, ровные, креативно оформленные улицы, пешеходные дорожки и парки.
Начальник управления образования Муслюмовского района Рафаэль Демидов:
– Можете себе представить, два года назад не то, что парка, даже тротуаров не было. А сейчас, посмотрите – сколько отдыхающих на благоустроенной набережной реки Ик, скверах «Курай» и «Пушкина». Все это появилось по инициативе и активном участии Главы администрации района Рамиля Хамзевича. Кстати, есть удивительная особенность в людях. Чем красивее место – неважно – отдыха, работы или развлечения, тем бережнее люди относятся к сохранению этой красоты! К каждой клумбе или газону охранника не поставишь, тем не менее, ни одного разбитого фонаря или сорванного цветка нет.
Рафаэль Тимофеевич родился в учительской семье. Окончив в 1996 году физико-математический факультет Челнинского пединститута, некоторое время работал учителем в Новоусинской школе. Вскоре он переехал в Муслюмово, где возглавил новую школу и сформировал крепкий, дружный коллектив. Проработав в школе три года, он вдруг решает поменять специальность и род деятельности. Окончив отделение менеджмента в Казанском Федеральном университете, занимается экономикой. Однако судьба вновь возвращает его обратно в сферу образования.
- Эти «блуждания» помогли накопить большой жизненный опыт, – говорит Рафаэль Тимофеевич.
Наша беседа продолжается в его временном рабочем кабинете. В Доме учителя, где решили разместить управление районного образования, еще идет ремонт. Вообще, Муслюмово в эти дни напоминал одну сплошную строительную площадку. С этой темы и началась наша беседа.
- В Муслюмово, кажется, появилась новая точка отсчета времени: жизнь до августовской конференции учителей и после. А какие чувства по поводу проведения республиканской конференции у вас: возможность проявить себя или большой объем работы?
- В первую очередь – это мощный стимул к тщательно продуманным и взвешенным действиям. Так что, можно сказать, что подготовка к этому мероприятию дала толчок к максимальной активизации мыслительных процессов. Нам хочется не только перенимать опыт других, но и показать свои достижения. Что касается ремонтных работ, то Муслюмово действительно сейчас представляет собой муравейник. В настоящий момент ремонтируются четыре детских сада. Строительные работы ведутся в Центре внеклассной работы. Мы хотим обновить не только внешность, но и содержание. Поэтому данный центр откроется уже в формате кванториума. (ред. Кванториумов в нашей республике на данный момент всего – три. Последний был открыт в июле, при участии Президента Татарстана Рустема Минниханова в Альметьевске.) Дети здесь будут заниматься самыми современными направлениями: робототехникой, лазерной техникой, судомоделированием, 3Д проектированием, дизайном и экологией.
Расскажу еще об одном нашем проекте – Центре образования. Откроется он на базе агропромышленного колледжа. На данный момент здесь также идет ремонт. Одна из основных задач Центра – помочь определиться с выбором будущей профессии. Учащиеся старших классов смогут попробовать свои силы в разных видах деятельности, а им в этом помогут профессионалы своего дела. Желающие также могут реализовать свою потребность в получении второй специальности. Не забудем и пенсионеров: для них откроются несколько курсов, в том числе по основам компьютерной грамотности. Кроме этих объектов в нескольких школах ведется капитальный ремонт, строятся спортивный и конно-спортивный комплексы. Работы много, но это все в радость. Ведь каждый построенный или приведенный в порядок объект в будущем будет служить жителям района.
- Рафаэль Тимофеевич, а теперь давайте перейдем к Вашим непосредственным обязанностям. Наверно нелегко было после возвращения в сферу образования, так как вы ведь не учителем или директором школы вернулись, а сразу начальником управления?
- До того как занять эту должность, я полтора года проработал заместителем главы администрации по экономике. Возглавив управление образования, особых трудностей не испытал. Отличный коллектив и опытные заместители – вот секрет успешной работы управления. Все намеченные планы претворяются в жизнь на основе взаимопонимания и профессиональности сотрудников. Нельзя сказать, что все было гладко. Когда я только начал работать, утром на подпись мне заносили кипу бумажных документов. И так – каждый день. Пришлось самому налаживать систему электронного документооборота. Также организовали общение с учителями через мессенджеры. Или вот еще: несмотря на трехчасовые совещания с директорами школ, до учителей доходила едва ли половина информации. Но как только ввели в действие небольшие отчеты-задачи по каждому совещанию или мероприятию, так все нормализовалось. Стало обычным делиться впечатлениями и мыслями после курсов повышения квалификации учителей и директоров школ.
- Какими достижениями будете удивлять гостей?
- На сегодняшний день нашей основной задачей является воспитание грамотной личности, способной найти свое место в жизни. В Муслюмовском районе всего 38 общеобразовательных школ. Из них девятнадцать – филиалы начального образования, тринадцать – основных и шесть – средних (в том числе лицей и гимназия). В них учатся 2164 школьника. 367 детей живут далеко от места учебы. В школу и обратно их доставляют на 12 автобусах.
В 29 учреждениях дошкольного образования воспитываются 1082 ребенка. В детских садах на 100 мест приходится 105 детей. С трехлетнего возраста в дошкольные образовательные учреждения очередей нет. Из пятидесяти двух групп в сорока восьми воспитание идет на татарском. Исходя из этих цифр, можно сказать, что на родном языке обучаются 98 процентов всех детей. Кроме этого, около тысячи детей занимаются в Центре внеклассной работы, школе искусства и спортивной школе.
Что касается достижений – у нас есть чем похвастаться. Сейчас во всех городах и районах есть базовые школы, которые помогают малокомплектным сельским школам. У нас в Муслюмово, есть еще и базовые дошкольные учреждения. К каждому детскому саду в районном центре прикреплено по пять сельских. Они интенсивно обмениваются опытом, помогают друг другу справляться с трудностями. Также хорошо налажена связь со школами. Дошколята ходят в школьные бассейны, спортзалы, занимаются информационными технологиями, привыкают к будущей школьной жизни. В республиканском совещании была представлена презентация, после чего было рекомендовано организовать такие базовые дошкольные учреждения и в других районах.
Еще один наш успешный проект: разработка методических пособий по татарскому языку и литературе, иностранным языкам и истории. К примеру, при изучении произведений Хасана Туфана учащиеся могут пользоваться электронным собранием его сочинений и даже услышать его голос. После получения патента, мы предложим это пособие всем школам республики.
В последние годы особое внимание уделяется развитию и совершенствованию материально-технической базы образовательных организаций. Большую помощь в этом нам оказывают различные республиканские гранты. Например, два наших дошкольных учреждения выиграли республиканские конкурсы – “Лучший билингвальный детский сад” и “Лучшое дошкольное образовательное учреждение” и получили гранты на один миллион и пятьсот тысяч рублей соответственно. Один из детских садов выиграл два конкурса: “Зеленый свет” и “Лучший детский сад года”.
Также мы сами проводим различные конкурсы на муниципальном уровне. К примеру, муслюмовская гимназия выигравшая грант в конкурсе “Лучший бизнес-проект”, приобрела мини-типографию и наладила производство различной сувенирной и полиграфической продукции, а также выпуск газет на татарском и русском языках. В миниферме михайловской школы за счет полученного гранта первоначально было двадцать голов кроликов, сейчас около двухсот. Участие в конкурсе бизнес-проектов позволило оборудовать кабинет технологии школы имени Габдуллы Тукая. На сегодняшний день здесь производят отличные стулья и подставки для цветов. Наряду с материальной выгодой это еще и отличный способ воспитания трудом подрастающего поколения в условиях рыночной экономики.
- В завершении беседы хотелось услышать Ваше мнение об обучении на татарском языке в общеобразовательных школах. Ведь не секрет, что сегодня почти все республиканские крупные мероприятия, учеба в вузах и почти вся документация ведется на русском языке.
- Муслюмово – чисто татарский район, и трудностей по обучению детей на татарском языке мы не испытываем! Но Единые государственные экзамены и Всероссийские проверочные работы сдавать на татарском языке мы не можем. И здесь не только вина федерального центра, который не разрешает ЕГЭ и ВПР сдавать на родных языках. В этом году мы ознакомились с переводом тестовых заданий основного государственного экзамена. Большая проблема в использовании переводчиками диалектальных слов. В каких-то районах республики такое слово используют в данном значении, в других – нет. В связи с этим дети не понимают смысла задания и совершают недопустимые ошибки.
В детском саду и начальной школе образование и воспитание, как и общение в семье, должны быть на родном языке. Потому что именно в этом возрасте формируются такие понятия, как национальная принадлежность, национальная культура, и ребенок никогда этого не забудет. Данная проблема должна решаться не только с низов, но и с верхов. Проблема отпадет сама собой, если появится потребность в специалистах со знанием татарского языка.
Комментарийлар