О выпускных сочинениях школьников в 2014–2015 учебном году
Окончание. Начало в №11Тамара Скиргайло, Гульшат Ахбарова, профессора ИРО РТ, доктора педагогических наукЖанры выпускных сочиненийНа сегодняшний день выделено три основных жанра итоговых сочинений:– с...
Окончание. Начало в №11
Тамара Скиргайло, Гульшат Ахбарова,
профессора ИРО РТ, доктора педагогических наук
Жанры выпускных сочинений
На сегодняшний день выделено три основных жанра итоговых сочинений:
– сочинение-рассуждение литературоведческого характера;
– сочинение-рассуждение проблемного характера на литературную тему;
– сочинение-эссе по афористическому высказыванию на нравственно-философскую или иную проблемную тему.
Тип темы | Примеры тем | Что требуется | Возможные ошибки | Как их избежать |
Литературная а) анализ литературного произведения | 1) Судьбы молодых дворянских интеллигентов в преддекабристскую эпоху (по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин») 2) Помещичья Россия в художественном изображении Н.В.Гоголя (по поэме «Мертвые души») | Раскрыть идейное и нравственное значение произведения, его эстетическую значимость, рассказать о его влиянии на литературный процесс того времени | Простой пересказ текста, отсутствие литературоведческого анализа произведения | Необходимо использовать такие понятия, как тема, идея, сюжет, замысел, традиции и новаторство, речевой строй произведения |
б) образ литературного героя | 1) Татьяна Ларина – «милый идеал» поэта 2) Печорин – герой своего времени 3) Обломов как социально-психологический тип | Рассказать, какое место персонаж занимает в системе образов, дать его характеристику как определенного социального типа, какая общественная проблема привела автора к созданию образа | Отсутствие литературоведческого анализа | Необходимо использовать следующие понятия: литературный тип, типический характер (портрет, авторская характеристика, цепь поступков, речевая характеристика, окружающая обстановка) |
в) анализ художественной формы | 1) Сатирическое изображение чиновничества в творчестве Н.В.Гоголя 2) Жанр и композиция романа «Герой нашего времени» 3) Своеобразие конфликта и композиции пьесы Островского «Гроза» | Провести литературоведческий анализ художественных средств | Незнание нужных понятий теории литературы | Необходимо использовать следующие понятия: роды и жанры литературы, литературное направление, художественный метод, стиль, композиция, конфликт, трагическое и комическое, язык, сатира и юмор и т.д. |
г) образ лирического героя (в поэзии) | 1) А.С. Пушкин о роли поэзии и назначении поэта 2) Образ поэта в лирике М.Ю.Лермонтова 3) Глубина и яркость переживаний в поэзии А.Ахматовой | Дать целостное представление о творчестве поэта, его основных изобразительных средствах | Отождествление лирического героя и его переживаний с личностью поэта, его жизнью | Необходимо использовать следующие понятия: лирика, лирический герой, жанры лирики, тропы и фигуры речи, рифма, стихотворный размер |
Публицистическая | 1) Мой любимый современный писатель (поэт) 2) Книга, которая не оставила меня равнодушным | Нужно раскрывать тему на литературном материале, желательно использовать внепрограммные произведения. Показать личное отношение к литературе | Дается пересказ биографии писателя (поэта) или содержания книги. Неверно выбран стиль: присутствуют либо ложный пафос, либо чрезмерное приземление | Необходимо подумать над стилевым оформлением и обязательно привлечь литературный материал |
Монографическая: а) простая | Образ народа в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» | Всестороннее описание-рассуждение, выполненное в свободном стиле | Однобокость анализа | Посмотреть на предметы с разных точек зрения |
б) проблемная | Взаимоотношение личности и народа в понимании Л.Н.Толстого в романе «Война и мир» | Объяснить все стороны предметов, указанных в теме | Проблемная тема подменяется простой и анализируется только с одной стороны | Необходимо разобраться в существе проблемы, которая поставлена в заголовке |
Сопоставительная | 1) Кутузов и Наполеон в изображении Л.Н.Толстого 2) Герой гражданской войны (по произведениям А.Фадеева, И.Бабеля, Н.Островского) | Сравнительная характеристика пишется на основе сопоставления характеров героев. Материал сочинения удобнее расположить по принципу параллельного сравнения, когда сопоставляются поведение героев в одной и той же сходной ситуации, их отношение к одному и тому же событию, лицу, предмету и др. | Подмена сопоставительной темы двумя монографическими, т.е. дается два последовательных описания без сопоставления | Надо раскрыть совокупность тех устойчивых особенностей, которые свойственны сравниваемым персонажам (внешность, поведение, отношение к окружающим, образ жизни, обстановка, переживания, чувства и взгляды и пр.). Сделать выводы |
Обобщающая | 1) Тема человека, природы и Бога в современной русской литературе 2) Русский крестьянин в изображении Тургенева, Некрасова | Обобщающее рассуждение о нескольких сходных предметах | Отсутствует связь между предметами рассмотрения | Необходимо остановиться на главных признаках обобщения и стараться избегать частностей |
Проблемно-обобщающая | 1)Проблема семьи в романе «Война и мир» 2) Экологические проблемы в современной литературе | Рассуждение обобщающего характера, которое должно вестись в рамках заявленной проблемы | Проблема, заявленная в заголовке, не раскрывается, а ведутся общие разговоры | Необходимо понять сущность заявленной проблемы, высказать свою точку зрения, подкрепив её материалами литературных произведений |
Типы вступлений
Историческое вступление | Возможно только в тех сочинениях, где рассматривается значение данного произведения, творчества писателя или поэта, связь эпохи и произведения. «Эпоха революционных преобразований в произведениях А.Платонова, М.Замятина, М.Шолохова» |
Аналитическое вступление | В нём анализируются центральные понятия темы (литературоведческие, философские и др. термины) и проблемно сформулированные определения. «Душа и маска Печорина в художественном изображении М.Ю.Лермонтова»: нужно определить, что понимается под словами «маска Печорина» и что мы имеем в виду, говоря о душе героя |
Биографическое вступление | Некоторые темы предполагают знание учащимися сведений из биографии автора, фактов его жизни, истории создания произведения и т.п. «Россия в лирике А.Блока»: невозможно обойтись без обращения к истории души поэта и изменению его взглядов на мир |
Сравнительное вступление | «Война гуляет по России, а мы такие молодые…» (По произведениям Б.Васильева, В.Астафьева, К.Воробьева и др.): автору сочинения обязательно нужно сравнить указанных авторов, их судьбы, произведения, героев этих произведений |
Вступление-характеристика произведения | Если в теме сочинения предлагается сравнить героев одного произведения, то начать такое сочинение надо с характеристики произведения в целом, его места в творчестве писателя, его новизны и значимости. («Женские образы в романе М.Лермонтова «Герой нашего времени») |
«Лирическое» вступление | Такое введение будет своеобразным ответом на вопрос: «Почему я выбрал (а) эту тему? Что особенно интересно в ней? Совпадает ли данная тема с моими переживаниями и размышлениями?» |
Вступление-перекличка с современностью | В нём указывается, ЧТО роднит произведение с сегодняшним днём |
Заключение должно отвечать следующим требованиям:
– содержать выводы из написанного в данном, конкретном сочинении;
– оно должно соответствовать теме сочинения.
Приведём одно из возможных сочинений.
«Отцы» и «дети» в русской классике
Проблема отцов и детей не раз поднималась в русской классической литературе. Тема эта стара как мир. Является она лишь частью той бесконечной естественной борьбы старого с новым, из которой новое не всегда выходит победителем, и трудно сказать: хорошо это или плохо. Кроме того, в семье, от своих родителей человек получает первые знания о жизни, об отношениях между людьми, поэтому от взаимоотношений в семье, между родителями и детьми, зависит то, как в будущем человек будет относиться к другим людям, какие нравственные принципы изберет для себя, что для него будет самым главным и святым.
К проблеме отцов и детей разные авторы подходят по-разному. Кроме романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», само название которого показывает, что эта тема самая важная в романе, данная проблема существует практически во всех произведениях: в одних она представлена более ярко, в других появляется лишь намеками для более полного раскрытия образа героя. Трудно сказать, кто первый поднял проблему отцов и детей. Она настолько жизненна, что, кажется, существовала всегда на страницах литературных произведений.
Проблема отцов и детей включает в себя целый ряд важных нравственных проблем. Это и проблема образования, проблема выбора нравственных правил, проблема благодарности, проблема непонимания. Они подняты в различных произведениях, и каждый автор пытается по-своему взглянуть на них.
А.С.Грибоедов, описав в комедии «Горе от ума» борьбу «века нынешнего» и «века минувшего», не обошел вниманием сложную проблему отцов и детей. Сам замысел произведения — борьба старого с новым — это та же проблема, взятая более широко. Кроме того, здесь прослежены и взаимоотношения Фамусова со своей дочерью Софьей.
<…>
Полный вариант читайте в №12 журнала «Мәгариф» (декабрь, 2014 г.) (в разделе «Электронная подписка»).
Комментарийлар