Какой пример можно брать с Республики Якутия в реализации развития национального образования?
Сразу два директора казанских школ на этой неделе во время встречи с журналистами журнала «Магариф» в качестве положительного примера привели развитие национального образования в Якутии. Золотой медал...
Сразу два директора казанских школ на этой неделе во время встречи с журналистами журнала «Магариф» в качестве положительного примера привели развитие национального образования в Якутии. Золотой медалист международной химической олимпиады Булат Курамшин - выпускник лицея №131 - сегодня по приглашению Министерства образования Якутии готовит к олимпиаде по химии якутских школьников.
Мы решили узнать, в чем заключаются преимущества их образовательной модели по сравнению с татарстанской. Тем более был повод, когда на днях в редакции «Магариф» побывали главный редактор журналов «Чуораанчык» и «Колокольчик» Татьяна Жиркова и руководитель отдела детского издательства «Кэскил» Анна Пермякова. В фоторепортажах на нашем сайте мы делились фотографиями той теплой встречи.
У нас была возможность задать гостям несколько вопросов. Обучение якутскому языку на государственном уровне ведется с 1922 года, когда началось формирование советской школы. По словам Анны Пермяковой, в 1991 году в Якутии была принята Концепция обновления и развития национальной школы, что способствовало росту внимания к проблеме сохранения языков.
В это же время и в Татарстане была принята Концепция национального образования. Спустя 25 лет, в августе текущего года, в связи с требованиями времени, внедрением инноваций и с целью сохранения татарского языка и языков других национальностей, проживающих в РТ, в нашей республике была принята новая Концепция.
Редакция журнала «Магариф» организовывала «круглый стол» с разработчиками документа. Одними из ключевых вопросов, затронутых в Концепции, являются подготовка национальных кадров, обеспечение школ необходимыми учебниками, мотивация подрастающего поколения к изучению татарских языка и литературы, истории родного края, а также отсутствие специального педагогического университета для обучения специалистов, говорящих на татарском языке.
В Якутии школы полностью обеспечены учителями родных языков и литературы. Согласно докладу министра образования Якутии Феодосии Габышевой, эвенский, эвенкийский, юкагирский, чукотский и долганский языки преподают выпускники Института народов Севера РГПУ имени А.И. Герцена и Северо-Восточного Федерального Университета имени М.К. Аммосова. В целях поддержки педагогов арктических территорий Министерством совместно с Институтом информационных технологий ЮНЕСКО реализуется проект «Учителя Арктики».
Как озвучила министр Феодосия Габышева в родном Парламенте, в Республике работают 632 школы, в которых обучение получают свыше 135 тысяч детей. Из них 63% учреждений ведут образовательную деятельность на языке саха, 16,7% детей от общего количества обучающихся изучают якутский язык и литературу как обязательные учебные предметы.
По данным ЮНЕСКО ежегодно в мире «умирает» до 200 языков. В то время, когда на территории республики реализуется проект этой организации, сама Якутия принимает участие в федеральном эксперименте по введению профильного обучения и принятия концепции дуального образования.
По сообщению на сайте общественно-политической газеты «Якутия», сегодня в этом субъекте России активно идет процесс возрождения языков северных народов. Так, эвенский язык изучают в 13 школах; эвенкийский — в 11; юкагирский — в 2; чукотский — в 1; долганский — в 1 школе. В Среднеколымском, Нижнеколымском, Оймяконском, Кобяйском, Томпонском, Нерюнгринском улусах (районах) параллельно изучаются эвенский, эвенкийский, чукотский и юкагирский языки. Процесс возрождения языков северных народов активно идёт в Оленекском, Жиганском, Верхоянском, Алданском, Анабарском улусах. В Юрюнг-Хае Анабарского улуса, где компактно проживают долганы, в этом учебном году введен предмет «Долганский язык и литература». До этого дети изучали его на факультативных занятиях. При этом обучение в школе традиционно ведётся на якутском языке. Теперь актуальным становится вопрос организации обучения детей—представителей коренных малочисленных народов Севера родным языкам, начиная с дошкольного возраста, что обеспечит непрерывный процесс обучения.
По мнению наших якутских гостей, озабоченность родителей в Якутии вызывает то, что ГИА учащиеся должны сдавать на русском языке. Эта проблема также неоднократно поднималась и на уровне Государственного совета РТ.
Тему непрерывного образования и удачный пример обучения детей начиная с детского сада, а затем в татарской гимназии, журнал «Магариф» осветит на страницах декабрьского номера в интервью с Камарией Зиннуровной Хамидуллиной, директором татарской гимназии №2 имени Шигабутдина Марджани при КФУ.
В фоторепортажах смотрите фотографии с «круглого стола» с разработчиками Концепции развития национального образования Республики Татарстан на 2015-2030 годы.
Ильнар ФАРХУТДИНОВ
Сюмбель ТАИШЕВА
Комментарийлар