Анализ и самоанализ урока в условиях реализации ФГОС ОО
На сегодняшний день в открытом доступе имеется множество различных методических и дидактических пособий по организации уроков на основе требований ФГОС. Несмотря на это, как показывает профессионально...
На сегодняшний день в открытом доступе имеется множество различных методических и дидактических пособий по организации уроков на основе требований ФГОС. Несмотря на это, как показывает профессиональное общение с педагогами и анализ разработок уроков, присланных в журнал «Магариф» на публикацию, в настоящее время учителя все еще испытывают затруднения в моделировании и конструировании современного урока по требованиям ФГОС ОО нового поколения. Не являются исключением в этом отношении и учителя русского языка и литературы.
Со структурой разных типов уроков и их алгоритмом мы подробно знакомили читателей в №6 журнала «Магариф» за 2014 год.
Бесспорно, они известны уже каждому педагогу, кто хоть как-то знаком с современными педагогическими технологиями как условиями введения ФГОС, увидел и понял стратегию изменений в образовательном и воспитательном процессе, ощутил себя причастным к ним, если даже пока не начинал использовать их на практике. Чтобы освоить данные структуры и довести их применение до автоматизма, нужны ежедневная практика и устойчивые навыки, а для этого иметь теоретические знания.
Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов образования нового поколения. Сущность – формирование деятельностных способностей, которыми должен овладеть выпускник. Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
1. Уроки «открытия» нового знания.
2. Уроки рефлексии.
3. Уроки общеметодологической направленности.
4. Уроки развивающего контроля.
Рассмотрим общую структуру урока «открытия» нового знания.
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности («надо» –
«хочу» – «могу») (1– 2 мин.).
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (5–6 мин.).
3. Выявление места и причины затруднения (2–3 мин.).
4. Построение проекта выхода из затруднения (5–6 мин.).
5. Реализация построенного проекта (5–6 мин.).
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4–5 мин).
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4–5 мин.).
8. Включение в систему знаний и повторение (4–5 мин.).
9. Рефлексия учебной деятельности (2–3 мин.).
В Республике Татарстан, пожалуй, трудно найти учителя, который не стремился бы перестроить свою профессиональную деятельность по требованиям ФГОС. В настоящее время педагоги в основном уже усвоили теоретические положения новых стандартов. Однако многие из них не уверены в своих практических действиях, нуждаются в конкретной методической помощи. А поскольку урок является основой профессиональной деятельности педагога, он не только должен научиться строить разные типы уроков по ФГОС, но и овладеть их самоанализом. О том, что совершенствование профессионального мастерства учителя и организуемого им учебного процесса во многом зависит от грамотного самоанализа урока, знает каждый педагог, проработавший в образовательной организации хотя бы несколько месяцев.
Как известно, самоанализ позволит педагогу выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса. Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретают особое значение, потому что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, не сможет по-настоящему глубоко освоить ФГОС второго поколения.
Самоанализ урока дает возможность:
– правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;
– развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;
– формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
– формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.
Самоанализ урока в данном случае мы представляем как средство самосовершенствования учителя. Поэтому предлагаем некоторые материалы, которые будут способствовать овладению педагогом методикой самоанализа современного урока. А последнее обязательно приведёт к умению учителем организовывать разные типы уроков по ФГОС.
План самоанализа урока
Материал подготовлен Г.Ахбаровой, Т.Скиргайло, профессорами ИРО РТ, д.п.н.
Комментарийлар