Развитие межкультурной коммуникации учащихся
Светлана АХМЕРОВА, заместитель директора, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории гимназии № 125, победитель гранта «Наш лучший учитель» (2011 г., 2013 г.) В 2003 году на...
Светлана АХМЕРОВА, заместитель директора, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории гимназии № 125, победитель гранта «Наш лучший учитель» (2011 г., 2013 г.)
В 2003 году наша гимназия получила статус гимназии с этнокультурным русским компонентом. Вместе с этим учащиеся получили возможность обучаться русскому языку в подгруппах с увеличением количества часов, отведенных учебным планом на изучение языка. Однако, математика и математическая культура, как часть общечеловеческой культуры, имеет также большой потенциал для развития межкультурной коммуникации учащихся, так как в развитии и формировании математических понятий отражается менталитет, история и философия той или иной национальности.
Мы работаем над инновационной темой «Развитие межкультурной компетенции учащихся в полиэтнических классах в процессе гимназического образования».
Программа межкультурного воспитания решает следующие задачи, согласованные с ее главными целями:
- овладение основами национальной культуры, приобщение детей к языку, литературе, истории своего этносоциума, направленное на осознание эффективности комфортного поведения в многоэтническом социуме на пользу развития России;
- воспитание понимания, позитивной силы национальной культуры для исторической миссии нации, бережного отношения к национальным ценностям, этническим особенностям;
- воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим условия для самореализации личности;
- приобщение к основам мировой культуры, и воспитание уважения к представителям других народов;
- формирование культуры межнациональных отношений учащихся;
- воспитание личности в духе мира, взаимопонимания с другими народами, осознания необходимости сохранения культуры мира;
- глубокое и всестороннее овладение основами национальной культуры, приобщение детей к языку, литературе, истории своего этносоциума.
Разработанная Программа базируется на следующих основополагающих принципах, согласованных с принципами Концепции развития поликультурного образования:
- принцип преемственности;
- принцип дифференциации и разнообразия;
- принцип креативности;
- принцип культурной целостности;
- принцип объемной картины мира.
Базовое положение Программы межкультурного воспитания учитывает возрастные особенности в методах и технологиях ее реализации:
- в младшем школьном возрасте – формы и методы, направленные на чувственное познание жизни и узнавание ценностей культуры, эстетическое и нравственное сопереживание;
- в подростковом возрасте – это технологии формирования нравственных основ и выбор жизненных ориентиров, воспитания социальной зрелости, гражданская идентификация, включения подростков в ситуации выбора ценностей, их осмысления, определения нравственно мотивированного отношения к ним, помощь в оценке и самооценке своих действий, поступков, вовлечения в культурное творчество.
- в старшем школьном возрасте – воспитательные технологии, имеющие ценностно-ориентационный и рефлексивно-творческий характер.
Программа межкультурного воспитания ориентирована на формирование личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения собственной национальной культуры и иных национальных культур. Результатом Программы межкультурного воспитания является формирование поликультурного мышления, что в итоге способствует бесконфликтной гражданской идентификации личности в многокультурном обществе.
Национально-культурный компонент четко прослеживается в любом языке – в его лексике, фразеологии, синтаксисе. Поэтому при обучении языку считаем необходимым выявлять его национальные корни, способы построения и звучания. Язык тесно связан с национальной психологией, с самобытностью народа, служит средством передачи традиций, привычек. Значит, усвоение языка невозможно без вхождения в культуру, освоения ее. Вот почему обучение языку должно быть тесно связано с изучением материальной и духовной культуры народа. Наша задача – помочь школьникам постичь систему миропонимания народа, его философию, психологию, историю и духовную культуру в целом. Необходим творческий подход к подбору материала для урока. Собранный нами дидактический материал культурологически информативный, эмоциональный, лингвистически насыщенный, стилистически разнообразный и доступный для понимания. Его можно использовать при изучении разных тем.
Развитие личности в большей мере зависит от окружающей ее речевой среды. Это мир текстов, которые мы слышим, читаем, произносим. Это они создают ту атмосферу, в которой живет, дышит и развивается ребенок. Содержание текстов, используемых для комплексного анализа, самое разнообразное: фольклор; национальные игры, развлечения, одежда; национальный быт; национальная кухня; национальные обряды, традиции, праздники; народное декоративно-прикладное искусство; изобразительное искусство; музыка; история родного края; достопримечательности родного края и т.д.
Эти связные тексты представляют собой языковой материал, посредством которого воздействуем на сознание учащегося. Анализ текстов, с точки зрения культуры и выразительности языка и речи, имеет наибольшее значение в обогащении духовного мира школьника.
Коммуникативно-развивающая технология предполагает активную деятельность не только учителя, но и ученика, их сотрудничество в процессе учебной работы – как на уроке, так и во внеклассной работе. И здесь перед собой ставим задачи:
- развивать и воспитывать гражданина, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества;
- формировать черты национального характера (милосердие, веротерпимость).
- формировать межкультурные полиэтнические компетенции.
В рамках внеурочной деятельности по реализации национально - регионального компонента и развития межкультурной компетенции проводятся творческие встречи, литературные праздники, предметные недели, походы в музеи города и театры, различные конкурсы.
К примеру, 8 сентября, во Всемирный день грамотности, были проведены внеклассные мероприятия: «Язык литературной классики», занятие-наблюдение «Как учили грамоте на Руси», урок-диспут «Русский язык гибнет или проходит путь своего естественного развития?», «…Верить в полный разума русский язык», классный час на тему «Как грамотность изменила вашу жизнь», интеллектуальная игра «Сам язык наш есть… тайна!».
Ежегодно учителя и учащиеся принимают активное участие в Международном месячнике школьных библиотек, проводя читательские конференции по произведениям разных народов мира. Традиционным стал в гимназии Международный день родного языка.
Развитие межкультурной коммуникации учащихся ведется и на уроках татарского языка и литературы. На уроках литературы изучаются произведения устного народного творчества и произведения татарских писателей и поэтов. Изучение татарской литературы в русской школе предполагает установление ассоциативных связей между татарской и русской литературой, что очень важно для выявления черт общности в двух литературах. Эта общность способствует пониманию национального своеобразия другой культуры, расширению духовного, нравственного, эстетического опыта учащихся.
Темой проекта МО учителей истории и обществознания является «Развитие межкультурной компетенции в полиэтнических классах в процессе урочной и внеурочной деятельности в историко-обществоведческом образовании с использованием этнокультурного компонента». В рамках реализации этого проекта в урочной деятельности проводятся сравнительные линии между историческими аспектами зарубежных государств и русского государства, в преподавании предмета «искусство» в 8 классе происходит знакомство с культурой, традициями русского и татарского народов, в рамках реализации национально – регионального компонента в календарно -тематическом планировании отражен аспект формирования межкультурных полиэтнических компетенций.
Наша гимназия – многонациональная. Поэтому основным направлением воспитательной работы педагогического коллектива является формирование толерантной личности, с уважением относящейся культурным, историческим, духовным традициям своего и других народов, формирование общечеловеческих ценностей личности, воспитание детей в духе патриотизма и гражданской сознательности.
Главное для нас – это реализация идеи уважения к другим культурам, гармоничное существование и диалог культур. В школе уже несколько лет проводятся праздники «Осенины», «Масленица», «Науруз» «Фестиваль национальных культур», «Кузьминки», «Рождественские посиделки, «Каз өмәсе», «Әниләр көне», «Туган тел бәйрәме», «Сөмбелә».
Участие в городском целевом проекте «Английский для всех» также направлено на развитие и воспитание коммуникативной культуры учащихся, расширение и обогащение их коммуникативного опыта в новом контексте общения. Обучение ориентировано на взаимопонимание, толерантность, совместное решение важных общечеловеческих проблем, сотрудничество и взаимодействие.
В рамках реализации инновационного проекта в гимназии созданы следующие авторские программы элективных курсов и спецкурсов:
«Народная художественная культура» (для 4 класса). Направление: духовно-нравственное и эстетическое воспитание младших школьников (Ватагина Светлана Александровна)
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» (для 4 класса). Направление: духовно-нравственное воспитание младших школьников (Евтихова Татьяна Станиславовна)
«Широка страна моя родная» (по ознакомлению учащихся начальной школы с народами и культурами России) ( Ясавеева Динара Масгутовна)
«Культура народов РТ» (ХабибуллинаИ.Н.)
«Менталитет русского народа» (Патранина Т.И.)
«История отечественного предпринимательства» (Патранина Т.И.)
«История русского романса» (Черняева Н.В.)
«Декоративное искусство русского и татарского народа» (Хабибуллина З.Р.)
Рабочие и воспитательные программы разработаны с использованием этнокультурного компонента и направлены на формирование межкультурной коммуникации учащихся.
Таким образом, заявленная тема экспериментальной деятельности «Развитие межкультурной коммуникации учащихся полиэтнических классов в процессе гимназического образования» представляется актуальной, поскольку обеспечивает разработку и апробацию модели преподавания различных дисциплин в условиях полиэтнических классов в рамках базового компонента содержания гимназического образования.
Комментарийлар